Фототема

Велосипед. Фотоаппарат. Малевич

09 апреля

«НВ» завершает серию фоторепортажей о велопутешествии двух бельгийцев – супругов Куна Дегроота и Лауры Бракке – из родного Хансбеке до Владивостока («НВ» от 17.12.2014 года, 24.01. и 31.01.2015 года, 04.02. и 12.02. 2015 года).


Изнанка бетонного путепровода вся состоит из линий, которые складываются в абстрактный узор на плоской поверхности фотоснимка

Эти работы кажутся странными. Как признаётся сам Кун, его вдохновляют художники, работавшие в разных жанрах абстрактного искусства.

– Представления Казимира Малевича, которые легли в основу этого нового движения, не имели ничего общего ни с патриотизмом, ни с популизмом. Прогрессивное течение чистого «нового искусства» – это хорошо подходило к тому времени, периоду русской революции, – рассказывает Кун. – Только с расцветом власти Сталина свобода искусства закончилась. Ну а сам Малевич стал для Запада этаким мучеником от искусства, жертвой режима – это хорошо подходило к обстановке холодной войны...

Его работы всегда сложны и неоднозначны, указывает фотограф, – при этом радикальное, обновленческое искусство создателя «Чёрного квадрата» не требует разрыва с прошлым: оно прорастает сквозь него, проявляется новым рисунком на холсте былого. Старый мир, считали при советской власти, важен только тем, что оставил новому, а преображая природу, человек меняет себя. С таким настроем художники осмысляли изменяющийся мир в то время – и из этого позитивного настроя и росли картины Малевича.

Одной из причин, напомню, побудивших Куна отправиться в поездку, стал интерес к советской истории и тому, что прорастает на руинах бывшего СССР сейчас, через двадцать с лишним лет после краха страны. Который сейчас кажется творческим людям ничуть не менее масштабным – наверное, по-настоящему вселенским, – чем, надо полагать, казалось жрецам искусства крушение старого мира, разрушенного Октябрьской революцией...

 


Под влиянием римского искусства христианское творчество в Средние века вернулось к конкретному изображению персонажей, даже Бога. В исламе же Всевышнего никак не изображают. Вот почему у абстракционистов и мусульман есть кое­что общее в том, как они стремятся к абсолюту



Обветшавшие, побитые погодой здания стали похожи на старую, растрескавшуюся картину



Два заколоченных окна показались Куну похожими на две абстрактные картины. Конечно, эти произведения появились на свет не намеренно, но тем интереснее итоговый результат



Проводить несколько предполагаемых линий через композицию при помощи только одной фактической прямой – это особенность абстрактной живописи периода супрематизма и кубизма



Здесь мы также видим сочетание форм и линий, которое напомнило Куну о работах абстракционистов

Илья Снопченко. Фото Куна Дегроота
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно