Вера профессионала - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Вера профессионала

Вот очередная горестная история. Про учителей, которых волнует лишь процент успеваемости учеников, а потому этим ученикам не обойтись без репетитора. Но на самом деле это история про веру: в себя, профессию и профессионалов. Веру, профессию и профессионализм, которые систематически искореняют бюрократы. Речь про учителей, хотя это касается и врачей.

Марианна Баконина, публицист

Моя приятельница рассказывает:

– Сыну срочно нужен хороший репетитор по математике и русскому. Девятый класс, и весной нас ждёт ГИА – Государственная итоговая аттестация, ЕГЭ для девятиклассников. Учительница сказала, без дополнительных занятий никто не сдаст.

Речь о вполне благополучной школе, где хорошие учителя и правильный директор. Но и там страхуются.

По новым правилам все учителя должны раз в пять лет проходить аттестацию, дабы подтвердить свои педагогические навыки, предъявить строгой комиссии отличников, хорошистов, троечников, которые повысили свою успеваемость под надзором умелых преподавателей. Заодно нужны всяческие отчёты, табели, таблицы, красиво заполненные журналы и карточки, высокие баллы ЕГЭ и ГИА, успехи на олимпиадах, научные публикации. Обычных уроков и проверки тетрадей никто не отменял. В такой ситуации собственно преподавание проще перекинуть на нервных родителей: мол, экзамены – такой ужас, без репетиторов не справиться. А самому спокойно заниматься журналами и отчётами. Тогда всё будет блестяще как минимум с зарплатой.

Врачу тоже проще заниматься заполнением карточек и бланков, минимизировать сложные анализы, а в случае чего отправлять пациента делать обследование за деньги. Тогда и диагноз будет ничего себе, и страховой коэффициент на больную душу окажется вполне приемлемым.

Такие теперь правила игры, продиктованные бюрократами из министерств. Ученик и больной – никто, контрольно-отчётная документация – всё. «Символ веры» современных бюрократов от образования и медицины. Лишь бы цифры бюджетного финансирования выглядели хорошо, а там хоть неграмотный с дипломом, хоть излеченный с открытым переломом. «Символ веры» эффективного менеджера.

«Символы веры» случаются во всякие времена. Мой прадед был учителем математики, потом директором гимназии в царские времена. Генерал-майор гражданской службы, из дворян. Бежал от революционных ужасов. Добежал до Иркутска. Братья до Шанхая добрались, а он вернулся. Я ужасно удивилась, когда поглядела на трудовой путь «возвращенца»: в анкете места работы от Иркутска до Ленинграда. По полгода директором в самых разных школах. Просто летун какой-то. Дядюшка разъяснил:

– Твой прадед ликвидировал последствия большевистского «символа веры» в неизбывную тягу трудовых масс к образованию. После 1917-го чего только не случалось с консервативными гимназиями: вводили Дальтон-план, Ланкастерскую систему взаимного обучения (это когда учителя вовсе не нужны, групповое обучение: слушают все, а сдаёт экзамен кто-то один), отменяли экзамены, наказания и поощрения, ратовали за выборность учителей. Врачей и в те времена выбирать не придумали, никто не хотел, чтобы его лечили, сообразуясь с пролетарским чутьём и по законам революционного времени. Это ещё Михаил Булгаков талантливо описал в «Собачьем сердце».

Так вот, мой прадед – беспартийный дворянин с императорскими наградами ездил из школы в школу и с полного одобрения большевистского начальства восстанавливал старые добрые традиции: так выглядит расписание уроков, так сдают экзамены, так заполняют дневники, учителей не выбирают, их называют по имени-отчеству. Бездарных учеников оставляют на второй год, а то даже исключают, это никак не влияет на репутацию и зарплату учителя, который априори озабочен тем, чтобы научить всякого, кто хочет учиться, но не зависит от балбеса, даже если тот пролетарского происхождения.

Вера в профессионалов, которые верят в себя, своё призвание, своих учеников, спасла школу после безумия революционных экспериментов. Сейчас не принято об этом вспоминать, но после полёта Гагарина на вопрос Кеннеди: «Как это русские нас обогнали?» – эксперты-советологи ответили: «За счёт школьного образования».

 

Финские педагоги до сих пор рассказывают, что их лучшая в мире школа скопирована с советских образцов. С тех школ, где учителю верили и доверяли, где учение было свет, а неучение и тупая отчётность – тьма, где учительницу, которая говорит «транвай», на работу не принимали, даже если у неё красный диплом, рекомендация министерства и отчёт о победах в олимпиадах. Потому что мир спасают профессионалы, а не красивые отчёты и не «символ веры».


//
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте