Взгляд

Власть насилия или насилие власти

24 май

Мы убеждены, что любая власть держится на штыках, танках, резиновых дубинках и гранатах со слезоточивым газом. Но это опасное заблуждение.

В телесюжете о событиях в несчастной соседней стране бросился в глаза жёсткий, даже жестокий план: две девочки на фоне горящего здания разливают по бутылкам зажигательную смесь. Первое ощущение: да что же вы… делаете?! Второе, не менее сильное: да как же вы с этим сможете жить?! Позже, немного остыв, понял – смогут. Будут жить, так же веселясь и не думая. Так же, как жили до них бунтари, которые по молодости развели столько огня, что он до сих пор никак не подёрнется пеплом. Те, которые сумели дожить хотя бы до сорока.

«Разве насильственные действия не присущи преимущественно юным – тем, кто, как считается, живёт полной жизнью? И поэтому разве похвала жизни и похвала насилию – это не одно и то же?» – таковы идеи теоретиков анархизма XIX столетия. Их оспаривает Ханна Арендт в своей книге «О насилии». Небольшая работа одного из интереснейших мыслителей ХХ столетия вышла в этом году на русском, спустя полвека после публикации в оригинале, но пришлась как нельзя кстати. Автор категорически не согласен с тем, что власть держится на насилии. Помнится, нас учили подобному, в нас вколачивали, как стальные гвозди, чёткие прямолинейные сентенции, что, мол, власть суть диктатура определённого класса, а закон – способ, которым этот класс осуществляет своё господство.

Арендт отчётливо заявляет, что власть никогда не принадлежит индивиду, но исходит от группы и только до тех пор, пока эта группа держится вместе. Разумеется, властные структуры требуют подчинения. Вообще, власть, как удачно сформулировал ещё Вольтер, «заключается в том, чтобы заставить других действовать по моей воле…» 

Но заключается ли власть в насилии или авторитете? – спрашивает себя и читателей Арендт и выбирает второе. Никогда, уверяет она, не существовало правительства, которое бы опиралось только на средства насилия. Для поддержания мира в стране необходимо «безусловное признание со стороны тех, от кого требуют повиновения».

Я не анархист. Да и неразумно им быть в моём возрасте. Англичане говорят, что, если человек в двадцать лет не был радикалом, у него нет сердца. А если он им остался в сорок – у него нет ума. Кстати, некоторые мои знакомые вдруг спешно радикализировались в начале седьмого десятка. Каким качествам натуры приписать такие изменения, право, не знаю… Давно я перестал верить в постепенное отмирание государства, в неспешную замену армии милицией, то бишь народным ополчением, а судей – мировыми посредниками. Не надеюсь я больше на порядочность и разумность человеческого рода. Минувший век показал нам, что утопические мечтания наших прадедов – не более чем пыль на ветру.

Общество должно быть ограждено, от самого себя в том числе, жёсткой оболочкой, то есть определёнными институтами. Их, утверждает Арендт, «наделяет властью именно народная поддержка, а эта поддержка – не что иное, как продолжение того согласия, которое и создало эти законы…» Плохо становится тому государству, той стране, тому народу, в котором этого согласия более не существует. Насилие, которое мы наблюдаем на экранах и даже воочию, никак не яркое проявление власти, а симптом её оскудения. Когда сталкиваются две мощные силы, когда с одной стороны летят булыжники, куски асфальта, бутылки имени «тонкошеего» человека, а с другой – резиновые пули, газовые гранаты и струи воды – значит, государство больно. Значит, ему необходимо меняться. Но каким образом – это можно решить только переговорным путём. Насилие способно лишь разрушить прежнюю власть, уверяет нас Ханна Арендт, но родить новую оно не способно.

Проблема ещё и в том, что на площади выходят почти всегда одни молодые. Собственно, и книгу свою Арендт написала в 1969 году, по горячим следам молодёжных бунтов шестидесятых. Тогда социологи поняли, что столкнулись с очередным противостоянием отцов и детей, с «поколением, которое отнюдь не уверено в том, что у него есть будущее», – цитирует автор одного из своих коллег. Надо очень внимательно присмотреться – не то ли же самое происходит и в наши дни: а видят ли сегодняшние тинейджеры себя в нашем мире?

Владимир Соболь, писатель, лауреат Государственной премии России
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно