«Вольной волюшки желанной вы нам знамя принесли»?
На заседании Государственной думы 11 июня нашлось время для музыки. Депутаты прослушали новый старый гимн российского парламента, написанный ещё в 1906 году для Госдумы Российской империи 1-го созыва. Слушали они его стоя, как бы признавая этот гимн своим. Произведение под названием «Избранникам русского народа» прозвучало в записи – гимн пел один из нынешних избранников Иосиф Кобзон. Прокрутку сингла предварил спикер нижней палаты Сергей Нарышкин, заявивший, что «музыка написана в лучших традициях отечественной классической школы, а возвышенный текст напоминает о неразрывной связи с нашим прошлым, о ценностях свободы и демократии, о преемственности отечественных парламентских традиций, о величии нашей страны».
Всё это показывалось по ящику – депутаты (особенно Жириновский и Зюганов) с лицами, преисполненными важности момента, стояли, а я чуть не упал. Потому что из динамика неслось вот такое возвышенное:
Вам, избранникам народа,
Русь челом бьёт до земли!
Вольной волюшки желанной
Вы нам знамя принесли.
Долг священный, долг высокий
Шлёт вас Родина свершить.
Путь широкий обновленья
Ей открыть и осветить.
Знаньем, правдою засеять
Света ждавшие поля.
Да воспрянет к жизни новой
Днесь свободная земля!
Тяжеловесная мелодия, пафосно-надрывное исполнение Кобзона (известно, что певцу произведение не понравилось, но как отказать товарищам-думцам), а главное – «текст слов». В этом зале, в этом обществе слышать о том, кому Русь бьёт челом, – фарс первой категории. Но трагикомичности ситуации, способной вызвать у обывателя лишь приступ сарказма, не осознавали те, кому пришло в голову возвращение такого гимна в нынешнюю Думу.
Тут, кстати, уместно рассказать об истории этого произведения, сочинённого композитором Александром Глазуновым на слова Николая Соколова. Современники называли его не представляющим интереса ни по тексту, ни по музыке. Лев Толстой, услышав этот гимн, поморщился и сказал: «Нет музыкального вдохновения». Что же касается поэта Соколова, то он был цензором Санкт-Петербургского цензурного комитета, а также литературным критиком, громившим творчество Горького, Куприна, Андреева, Гиппиус. Деятельность Соколова вызывала агрессивное неприятие как у тогдашних либералов, так и у националистов. И умер он, отравившись уксусной эссенцией в состоянии умопомрачения. А бравурный гимн вскоре после первого исполнения был забыт.
Полезно было ознакомиться со всем до того, как делать «апгрейд» сему сочинению и представлять его как пример воспевания свободы и демократии, а также величия нашей страны. Но то, что его вытащили на свет и отождествили с гимном современного парламента, – факт показательный. Под соусом возвращения к истокам нам так часто пытаются втюхать непригодное старьё – и если бы только на праздничных патриотических концертах. Это старьё засовывается в новые законы – и если уж бьёт челом Русь своим избранникам до земли, так только ради того, чтобы не тащили своим законотворчеством общество назад и не приводили в недоумение остальной мир. Если уж и бьёт она челом обитателям Охотного Ряда, то в надежде не слышать больше о коррупционных скандалах, о заграничных разгульных вояжах, о повышении их и без того солидного денежного содержания. Но в ожидании, когда «воспрянет к жизни новой днесь свободная земля», об неё (землю) можно чело разбить.
Андрей Петров, шеф-редактор «НВ»