Фототема

«Время покажет кузькину мать, руины...»

04 февраля

Мы продолжаем рассказ о велопутешествии двух бельгийцев – Куна Дегроота и Лауры Бракке – от Хансбеке до Владивостока (начало – в номерах «НВ» за 17 декабря, 24 и 31 января). На сей раз речь пойдёт о советском прикладном искусстве, приметы которого Кун – человек, весьма интересующийся этой темой, – искал всё время пути по бывшим республикам СССР...

Иркутск. Такой образец кружевного дара генсеку хранится в Областном художественном музее им. В.П. Сукачёва


– По всей огромной территории бывшей советской империи царил, несмотря на разницу исторического фона, один стиль искусства, – рассказывает он о своём представлении. – При Сталине соцреализм утвердили как единственно допустимую форму творчества. Художник стал не более – но и не менее! – чем рабочим, и это отразилось в самих произведениях. «Что» показывать, а не «как», поэтому особого полёта творческой мысли и не требовалось: главное – пропагандировать советские идеалы.

 

В этих произведениях нет индивидуальности – ни у автора, ни у персонажей. Труд, образование и героизм – вот преобладающие темы. Даже отдельным национальностям в едином изобразительном стиле места не осталось. Большие монументы, типографский шрифт, мозаика и рельефные панно – всё это устанавливало единый советский миф по всем городам страны. Когда меняется среда, с ней меняется и поведение людей, и вместо лоскутного одеяла из разных народов начала было создаваться единая, однородная масса Homo soveticus.

– И куда это ушло? Эволюционировал ли этот тип людей после 1991 года или перестал быть? Вопрос, наверное, риторический, – поправляет сам себя Дегроот.

Но сегодня память о прошлом живёт повсюду на улицах. Бетонные советские герои с вязанками колосьев, чертёжными досками или винтовками – такие же жители этих городов, как люди из плоти и крови. Их лица напряжены, пусть давно нет их родины, и мимо них не пройдёшь просто так. Случившееся 25 лет назад переписало их историю, но они об этом не знают...

 

 


Шушенское. Декор на стене автовокзала



Бишкек. Часть настенной росписи в Государственном историческом музее Киргизии



Республика Алтай. Простой деревянный монумент, который кто­то сохранил в довольно хорошем состоянии, регулярно подкрашивая



Ашхабад. Бывшее здание архива ЦК Компартии Туркменистана. Достаточно легко узнать в этом декоре работу Эрнста Неизвестного – и действительно этот барельеф он создал в 1975 году. Сейчас в здании находится Центральный государственный архив политической документации Туркменистана



Алтын-Эмель, Казахстан. Скульптуры школьников








 

Илья Снопченко. Фото Куна Дегроота и Владимира Шраги
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+7
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно