Общество

Все дороги ведут к… храмам

07 февраля

«НВ» представляет бывшие храмы, которые не могут вернуться в лоно церкви, так как находятся в частной собственности


Прошло два года с тех пор, как вышел закон о возвращении религиозным организациям их дореволюционного имущества. Но некоторые крупные храмы так и не были переданы церкви. Например, в Сампсониевском соборе, Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры и Никольской единоверческой церкви на улице Марата сейчас располагаются государственные учреждения, которые, несмотря на закон, не горят желанием покидать бывшие храмы. А в некоторых случаях это технически невозможно. Например, в усыпальнице находятся музейные экспонаты – гробницы, – и не понятно, что с ними делать, а в Музее Арктики и Антарктики висит огромный самолёт, который сложно демонтировать. Но в Петербурге есть и другие бывшие церковные здания, которые находятся в частной собственности, а поэтому их судьба исключительно в руках владельцев и не подпадает под действие закона.

 

Пантелеимоновская церковь

На протяжении нескольких лет ведутся преобразования бывшей промзоны между Свердловской набережной и улицей Жукова. Там создан редкий для Петербурга приятный комплекс бизнес-центров, среди которых можно погулять по аллеям, посидеть на берегу Полюстровского пруда и не увидеть ни одного недовольного взгляда охранника.

В состав комплекса входят как новостройки, так и старинные дома. Все они – памятники архитектуры, некогда принадлежавшие Елизаветинской общине сестёр милосердия Российского общества Красного Креста. Один из самых заметных – бывшая Пантелеимоновская церковь, расположенная ближе всех к Свердловской набережной.

Её построили в 1901 году по проекту архитектора Александра Кащенко.

То, что она некогда была храмом, ещё недавно было невозможно сказать – так сильно её перестроили в советские годы. Тогда она использовалась для нужд инфекционной больницы имени Карла Либкнехта.

В прошлом году по заказу фирмы «Теорема», создателя бизнес-парка «Полюстрово» (так он называется), началась реконструкция бывшего религиозного объекта. В нём демонтировали перекрытия, рассекавшие пространство, убрали советские стенки. По словам главы «Теоремы» Игоря Водопьянова, внутри появится нечто вроде концертного зала. Внутреннюю отделку воссоздавать не планируется – там будут белые оштукатуренные стены.

 

Училище при церкви Святой Марии Магдалины

В Павловске на Госпитальной улице, 2/19 (угол с Садовой), стоит невзрачная одноэтажная постройка, затянутая зелёной сеткой. Окна заколочены, кровля провалилась. Кто скажет, что это памятник архитектуры?

А ведь раньше здесь размещалось училище при церкви Святой Марии Магдалины. Здание построили в 1781–1784 годах по проекту известнейшего архитектора Джакомо Кваренги. В середине XIX века прошла реконструкция: дом надстроили вторым, деревянным этажом. В дальнейшем он был утрачен, вероятно, сгорел.

Сейчас собственником бывшего церковного училища является Олег Шевченко. По его заказу разработали проект воссоздания облика дома на XIX век – со вторым этажом и пристройкой. Правда, вряд ли они будут деревянными, максимум, что сделают, – закроют кирпичную кладку вагонкой.

Сейчас дом продаётся. Шевченко предлагает разместить здесь офис. Покупатель может быть спокоен: на его недвижимость РПЦ претендовать не сможет. Если, конечно, законодательство снова не изменят.

 

Тихвинская церковь

В Гавани Васильевского острова на Карташихиной улице, 1–3, почти на углу со Среднегаванским проспектом, стоит здание бывшей Тихвинской церкви. Его возвели в 1903–1906 годах по проекту зодчего Виктора Боброва как подворье Пюхтицкого монастыря.

В советское время церковь закрыли и перестроили, здание лишилось куполов и колокольни. В постройке расположился промтоварный магазин, занимавший сначала только боковые галереи храма, а затем все помещения. Для этого внутренность постройки разделили на несколько этажей. Но внешне, надо сказать, очертания храма до сих пор узнаваемы.

После распада СССР промтоварный магазин оказался приватизирован, здание перешло во владение ЗАО «Торговый дом «Гаванский».

В администрации Василеостровского района пояснили, что забирать здание у частной фирмы не планируется. В Санкт-Петербургской епархии говорят, что прошений о восстановлении к ним не поступало. Единственный механизм по возвращению Тихвинской церкви в лоно православия – сбор пожертвований, достаточный для выкупа старинного дома.

 

Кирпично-деревянная кирха

Город целенаправленно подбирается к бывшей немецкой колонии – посёлку Большая Каменка. Свои экскаваторы, краны и самосвалы туда направили многие крупные питерские застройщики. Несмотря на натиск строителей и времени, среди заросших полей из последних сил держатся руины старинной кирхи.

Она расположена напротив въезда в Большую Каменку, за водонапорной башней. Сама деревня была основана в 1865 году. В 1871-м колонисты построили в ней собственный молитвенный дом, а в 1904-м была возведена кирпично-деревянная кирха, руины которой и сохранились по сей день.

Несмотря на то что это фактически единственный ценный объект на всей территории между Долгим озером и Новосёлками, КГИОП не изъявил желания включить его хотя бы в список выявленных объектов культурного наследия, то есть временных памятников.

Храм находится на территории, которая принадлежит сельскохозяйственному производственному кооперативу «Пригородный». По словам руководителя отдела по связям с религиозными объединениями администрации губернатора Петербурга Владимира Иванова, ни один приход не подавал заявку на святые руины.

Тем не менее пока сносить их никто не будет: по генплану эта земля отводится под парк, так что ничего построить именно в этом месте не получится.

 

Лисьеносовская церковь Александра Невского

А в сестрорецкой Тарховке есть вообще уникальный случай: там местный вокзал является… бывшим храмом.

История этого одноэтажного деревянного здания такова. По одной из версий, прежде это была лисьеносовская церковь Александра Невского, построенная в 1914–1917 годах. Её закрыли в 1928-м, а затем перенесли в Тарховку, где приспособили под вокзал. Со слов очевидца, в 1986 году сохранялась часть церковных интерьеров, в том числе солея.

В последнее время здание заколочено, поэтому убедиться в наличии «признаков храма» невозможно. Более того, перед Новым годом нынешний владелец постройки компания «Российские железные дороги» заявила о строительстве на этом месте «комплекса по обслуживанию пассажиров».

В интернете между тем люди просят не сносить вокзал-храм, а безвозмездно отдать его верующим или ценителям архитектуры. Увы, пока реакции РЖД на эти предложения нет.

 

прямая речь

Александр Тупеко, краевед:

– Случаи, когда в храмовых зданиях находятся нерелигиозные организации, характерны не только для советского времени. В Англии, скажем, в католической капелле устроили концертный зал, где запросто играют рок-группы. Был там и случай, когда костёл приспосабливался под мечеть. Да и в нашей стране нередко православные церкви отдавали другим конфессиям; такие примеры есть в Озерках, на Боровой, в других местах. Я считаю, что если община не имеет возможности достойно содержать памятник архитектуры, то его можно отдать и другой организации. Но всему есть предел. Можно вспомнить кощунство советских лет, когда в алтарях устраивали туалеты, – позволять этого нельзя ни в коем случае.

 

Владислав Воробьёв. Фото Александра Гальперина и Дмитрия Ратникова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь