Планета

«Я знаю, какую силу может дать Святая земля»

14 января

Игумен отец Феофан о жизни православных в Израиле, необходимости паломничества и об отношениях с мусульманами

На протяжении всей истории Русской духовной миссии в Израиле (то есть в течение 165 лет) её цели и задачи менялись. Сейчас это представительство Русской православной церкви при патриархе Иерусалимском. Миссия – это и центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих, и ведущая паломническая служба Русской церкви. Возглавляет миссию игумен отец Феофан (Лукьянов). Он родился, учился и служил в Москве, несколько лет был настоятелем Александро-Невского прихода в Копенгагене и вот уже 11 лет находится в Израиле. С ним мы встретились на территории Русского подворья в Иерусалиме.

– Отец Феофан, чем в основном занимается миссия сегодня? Каковы её задачи с учётом нынешней политической ситуации?

– Русская духовная миссия существует в Израиле 165 лет. И её главные задачи те же, ради которых она была создана. Главное – это представительство РПЦ в Иерусалимском патриархате, в религиозных, государственных структурах и, конечно, приём паломников. Мы общаемся не только с православными греками, но и с католиками, протестантами, евреями, мусульманами. Со всеми ведём диалог, решаем совместно какие-то вопросы. Наиболее обширная наша деятельность – приём паломников, делегаций, групп, которые формирует Московская патриархия, епархии. К сожалению, сейчас количество паломников уменьшается.

– Это связано с экономической ситуацией в России?

– Иногда к нам едут меньше в связи с политической ситуацией в Израиле. Сказывается шум в СМИ по поводу стычек, терактов. Хотя где их только не бывает… Но люди пугаются. Думают, что здесь всё покрыто воронками, как в Донбассе. На самом деле ничего такого, конечно, нет и ни один паломник не пострадал даже во времена интифады.

Ну, бывали недружественные акты. Как-то раз арабские подростки бросали камни в наш автобус. Выяснилось, что они обознались. Целились в автобус с израильтянами, а попали в нас. Сейчас ситуация усугубилась экономическим положением в России. И в это Рождество, конечно, паломников было меньше. С Украины едут, но немного. Вот из Петербурга мало людей. По непонятной причине мы оказались вне ведения паломнических организаций северной столицы.

– Считается, что паломничество – это ещё и способ сохранения так называемой русской Палестины…

– Да, у нас существует понятие «русская Палестина» – это крупное имущественное объединение, которое в 1960-х годах было частично распродано. Но многое осталось. Эта собственность либо принадлежит РПЦ, либо используется Церковью. У нас есть храмы, расположенные в местах паломничества.

Как вы понимаете, вся эта собственность требует защиты и поддержки. У нас нет золотых приисков и нефтяных скважин. Источники финансирования, к сожалению, иссякают. И в этих условиях нам приходится непросто – израильтяне и арабы хотят эту собственность использовать по-своему.

Например, трамвайный маршрут в Иерусалиме прошёл прямо у стен собора… и была конфискована часть земли. Раньше конфисковали землю под дорогу и больницу. А ещё есть государственный проект создания прогулочной дорожки вокруг Галилейского озера (озеро Кинерет. – Прим. ред.). Конечно, это неплохо, но там стоит монастырь, в котором живут монахини... На территории обители три радоновых источника. В общем – уникальное место. И вдруг рядом, на территории монастыря, загорают голые люди. Чтобы как-то защитить участок, мы поставили забор. Но нас заставили его снести, потому что он мешал тушению часто возникающих пожаров. Приходится нанимать адвокатов, архитекторов, оценщиков. У нас 13 участков, и они требуют внимания. Поэтому нужны спонсоры.

– Какое влияние оказывает миссия на жизнь русскоязычной общины в Израиле? Ведь среди них есть немало православных?

– Мы стараемся откликаться на все просьбы – мы и крестим, и венчаем, и исповедуем. Но всё это – только с благословения Иерусалимского патриархата. В местной грекоправославной церкви священники в основном арабы и греки. Мы на этой канонической территории – гости, так что берём благословения от генерального секретаря Иерусалимской патриархии. Большого влияния оказывать не можем, хотя русскоязычная паства, исповедующая православие, в этом нуждается. На юге страны храмов вообще нет…

– Не секрет, что Израиль плохо относится к тем, кто приезжает сюда на постоянное место жительства по закону о возвращении, скрывая своё православие... Страна возникла и существует как еврейское государство…

– Израиль – демократическая страна. И надеяться, что все будут приезжать сюда только по принципу принадлежности к иудаизму, – значит обманывать себя. В демократической стране должна быть свобода вероисповедания. Если человек хочет жить в Израиле и у него тут родственники – почему он не имеет на это права? Тогда надо сказать честно: у нас ортодоксальная страна! А так люди иногда вынуждены скрывать свою веру, что не очень хорошо. Есть люди, которые стали христианами уже в Израиле. Может быть, они не согласились с иудаизмом… Да, они имеют такую возможность, их никто не выгоняет из страны. Уже хорошо.

– Сейчас возникла более серьёзная проблема – проблема преследования христиан на территории арабских государств со стороны представителей «Исламского государства». Какова ваша позиция по этому поводу?

– Есть заявленная позиция Святейшего патриарха. Моя личная позиция ей не противоречит. Гонения на христиан – это очень странное явление, потому что ислам как таковой по своей сути не является врагом христианству. В Коране нет указаний на то, что нужно преследовать и гнать христиан. И мы знаем много мусульман, которые лояльно, по-доброму относятся к нам, сотрудничаем с ними и здесь, и в России. Гонения, террористические акты просто прикрыты религиозностью. Но их вдохновители преследуют совсем другие, чисто политические цели, связанные либо с неправильным пониманием ислама, либо с созданием государства, основанного на законах шариата и терроре. Эти законы противоречат общечеловеческим ценностям. Они неприемлемы. Мы смотрим на это с ужасом, но не можем отвечать злом на зло. Пытаемся воздействовать политически. В нашей догматике террора нет. Мы законопослушны.

Сейчас эти религиозные стычки часто используются в политических целях. Когда нужно стравить народы, национальные группы – разыгрывают религиозную карту.

– Сейчас мы живём в эпоху нестабильности, военных конфликтов. То тут, то там вспышки агрессии, насилия... Люди очень разобщены, агрессивны. Что в этой ситуации должна делать церковь?

– Эта нестабильность, как говорится в Священном Писании, «войны по местам», на самом деле свидетельствует об истинности Священного Писания, христианского откровения. Всё идёт по нему. Охлаждение веры, любви в людях. Стычки. Они могут искусственно кем-то вызываться, но если бы люди были миротворцами, несли веру и любовь, их никто бы не поколебал.

– Верующий человек во времена катаклизмов испытывает сильный прессинг. Что можно ему посоветовать?

– Человек должен внимательнее отнестись к Священному Писанию. Нужно укреплять в себе веру и любовь. Мы должны углубиться в причины всего происходящего. Если бы у человека не было струнок, на которых можно играть, не было бы и песни. Не было бы трагедии. Нам надо быть более мужественными, не поддаваться панике, расстройству. Один из инструментов влияния на человека – разрушение семьи. Семья – это главное условие воспитания, и если её разрушить, дети оказываются в чужих руках. В семье ребёнок преображается, изменяется, потому что в семье соединяются характеры, здесь учатся прощать друг друга, любить, милосердствовать. Это большая школа.

Если есть согласие в семье, люди соберутся на совет и решат, куда идти. Господь говорил: «Нехорошо человеку быть одному. Создадим ему помощника». И жена была создана как помощник, сотрудник. У мужчины другая логика, психология, он горяч, рвётся в бой. Женщина успокаивает, стабилизирует, направляет его в иную сторону. Это ценно для стабильности государства. Эту идею нужно всячески поддерживать. Ведь политтехнологи пользуются стадным чувством людей, которые становятся управляемыми.

– Что вы думаете о деле отца Грозовского, которого собираются экстрадировать из Израиля в Россию?

– Каждый человек может оступиться, согрешить. Не могу никого судить, даже если суд решит, что он виновен. Он недавно просил прийти к нему в тюрьму. Мы пытались, подключили Греческую патриархию, но не всё так просто. Нужны разрешения. Он хотел исповедоваться, причаститься, он не может долго без такой поддержки. Ему тяжело, он сейчас временно лишён сана. Я слышал, что Израиль собирается его экстрадировать. Возможно, в России ему будет проще доказать свою невиновность. Правда, там сложнее находиться в тюрьме, чем здесь.

– Можно ли предположить оговор в его случае?

– Вполне возможно. Люди мстительны, готовы пойти на многое, чтобы навредить. Но всё это надо проверять. Вопрос времени.

– С Рождеством вас прошедшим! Всегда ли это мирный праздник в Израиле?

– Сложные ситуации обычно возникали в связи с противостоянием израильтян и палестинцев. Бывали времена, когда никого не пускали в Вифлеем, там случались перестрелки. Происходили конфликты и у православных – между арабской паствой и Иерусалимской греческой патриархией. Арабам хотелось большего внимания.

– Если бы вы обратились к потенциальным паломникам из России, что бы вы им сказали? Почему так важно приехать сюда?

– Посещать Святую землю важно так же, как важно посещать дом родителей. Неблагородно вырасти и забыть о родителях, не приезжать, не звонить… Так и здесь. Святая земля для нас – это наша христианская родина. Место, где Отец Небесный отдал в жертву своего Сына. Это гораздо больше, чем та жертва, которую родители приносят ради нас. Очень важно проявить эту благодарность нашему Отцу.

А ещё, посетив эти места, мы укрепляем свою веру и любовь. Это путешествие – хороший урок. Мы учимся в паломнической группе любить, терпеть. И посещаем места, где есть свидетельства любви и жертвы. Современная идеология – это идеология гедонизма и индивидуализма, когда мы думаем о себе, в лучшем случае о семье. А о ближних не думаем, даже о своей семье иногда думаем мало.

– Израиль – это земля трёх мировых религий. Они должны здесь сосуществовать. Это важный для вас опыт?

– Конечно. Да, есть стычки, противоречия, но всё равно мы видим здесь пример сосуществования людей разной веры. Это и для России пример – у нас тоже страна многоконфессиональная. Здесь же – три брата, они учатся сосуществовать. И мы должны вынести из этого урок, не наступать на грабли междоусобной брани, ненависти, братского противостояния и делёжки.

Посещение этих мест – повод вспомнить, чему учил Христос, а не псевдорелигиозные деятели. Советую всем сюда приехать. Это важный, незабываемый опыт. Я знаю, какую силу может дать эта земля.

 

Алла Борисова, корреспондент «НВ» в Израиле. Фото автора
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Ясно
28 апреля
воскресенье
+10
Слабый дождь