Культура

Японские танцы рождаются в Париже

28 июня

 

На сцене ДК «Выборгский» в течение двух вечеров японский Театр танца буто «Санкай дзюку» показывал спектакль «Тобари – в бесконечном потоке». 

На фоне черного звездного неба восемь танцовщиков двигались в замедленном ритме, завораживая, затягивая в свое сосредоточенное существование, которое будто бы проистекало вне времени и пространства. В секунду ты оказывался внутри действия, хотя продолжал сидеть в зале. 

– Меня много лет волновала эта тема: когда настоящее вмещает глубокое прошлое, когда радость, и грусть, и надежда – все оказывается связанным вместе. Я бы обозначил идею спектакля как совокупность человеческой жизни, поиск равновесия между притяжением земного и устремлением ввысь, – сказал хореограф-постановщик Усио Амагацу. – Но я долго не мог реализовать задумку. Нужно было отрешиться от многих вещей и какое-то время жить только этой идеей. 

Танец буто (изначально анкоку буто – «танец тьмы») возник в конце 50-х прошлого столетия. Повлияли на рождение «танца – погружения в себя» драматические настроения в обществе, пережившем бомбардировку в Хиросиме и Нагасаки в 1945-м. Как рассказать об одиночестве человека во вселенной? Язык традиционных японских театров, европейского балета не подходил. Тацуми Хидзиката, родоначальник буто, изобрел новый пластический язык на стыке поз кабуки, масок но, «нойе данц» и джаз-модерна. 

– Необязательно мотивацией новых спектаклей должны быть мировые катастрофы, как, например, случившееся полтора года назад землетрясение в Японии, – говорит Усио Амагацу. – Меня, как автора танца, волнуют общие проблемы человечества, вечные темы, и это не зависит от национальности и культуры народа. При этом, я думаю, только в Японии могла родиться такая техника. И то, что сегодня по всему миру возникают танцевальные группы, театры танца буто, они существуют и в России, и в Мексике, и в Канаде, – это прекрасно, здорово, но все же там пользуются несколько другим языком, чем мы.

Японские танцоры репетируют спектакли в Париже и там же показывают премьеры. Так случилось, рассказывает Амагацу, что когда они гастролировали в 1980 году по Европе, один парижский городской театр пригласил японский балет работать у себя. Предложение было лестным, с тех пор и продолжается это международное сотрудничество, правда, учеников, последователей буто во Франции не возникло. Видимо, французы предпочитают оставаться лишь зрителями. Премьеры случаются примерно раз в два года, и спектакль «Тобари – в бесконечном потоке» был впервые представлен в Париже прошлой осенью. 

Сегодня в репертуаре театра четыре спектакля. В Петербурге «Санкай дзюку» показал лишь последнюю работу. Это пока первый и единственный приезд театра сюда. 

– Судя по реакции зала, петербургскому зрителю очень близок сдержанный и выразительный язык японских танцовщиков, – считает продюсер проекта москвич Михаил Чигирь. – Было бы здорово, если бы в ноябре Петербург смог вновь принять у себя труппу «Санкай дзюку». Это действительно совершенно уникальный, ни на кого не похожий коллектив. 

В труппе «Санкай дзюку» только мужчины. При всей особенности подготовки танцоров к спектаклям – по 4–5 часов как минимум ежедневного тренинга, медитаций, репетиций – это обыкновенные люди, у них есть семьи, они едят обычную еду. Могут пить спиртное и курить, но очень немного. Танцоры сами участвуют в подготовке сцены, что-то сгружают, расставляют, убирают. Потому что считают, что нет в мире низких и высоких занятий, если ты движешься в потоке к вечности. И это так по-японски.

 

 

Елена Добрякова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
102.58
1.896 (1.85%)
Курс Евро
107.43
1.349 (1.26%)
Погода
Сегодня,
23 ноября
суббота
-1
Ясно
24 ноября
воскресенье
+1
25 ноября
понедельник
+1
Слабый дождь