«Зачем нам возить этот «мусор»? - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Зачем нам возить этот «мусор»?

Наглость водителей автобусов в Коми превратилась в огромную проблему для республики


Водители автобусов поставлены в такие условия, что в борьбе за пассажиров вынуждены устраивать «обгонялки», нередко нарушая правила дорожного движения, а это порой приводит к авариям


Сыктывкарцы жалуются на хамство кондукторов и водителей, на переполненные автобусы и долгие ожидания их на остановках. Но ещё важнее, что автонадзор регистрирует значительный рост числа ДТП с участием пассажирского автотранспорта. Причём в подавляющем большинстве случаев аварии происходят по вине водителей автобусов. Ситуацию усугубляет то, что многие машины давно выработали свой ресурс, а контроля ни за состоянием техники, ни водителей, выходящих в рейс, не осуществляется.

Во время прямой линии в Общественной приёмной главы Коми сыктывкарская пенсионерка по телефону рассказала, как водитель автобуса умышленно сдавил её гидравлической дверью. Она, усталая, возвращалась из бассейна, входила медленно, и шофёр решил её таким образом поторопить. Результат: многочисленные ушибы и синяки, при этом водитель даже не обернулся, чтобы попросить прощения, а кондуктор ещё и укорила: надо было быстрее заходить. Случай вопиющий, но не единичный. Все опросы общественного мнения показывают, что сыктывкарцы очень недовольны своим автобусным транспортом.

Один из таких опросов провела группа активистов, объединившихся в сообщество «Сыктывкар-Автобус». В нём участвовал 561 респондент. 55 процентов из них признались, что часто вынуждены ездить в переполненных автобусах, а 38 процентов указали, что обычно ожидают автобус на остановке больше 15 минут. Каждый четвёртый сообщил, что регулярно сталкивается с хамством кондукторов и водителей.

Во время прямой линии пенсионерка, живущая в спальном микрорайоне Орбита, а потому вынужденная ежедневно пользоваться автотранспортом, заявила, что водители очень часто прямо перед носом пожилого человека закрывают двери. Как-то она, увидев такую картину в салоне автобуса, возмутилась, а кондуктор хладнокровно ответила ей: «А зачем нам этот «мусор» возить?»

Однако хамство кондукторов и водителей, пожалуй, не самая страшная проблема автобусных перевозок в столице Коми. На заседании комиссии по безопасности дорожного движения заместитель начальника Управления государственного автодорожного надзора (УГАДН) по Коми Александр Штобе сообщил, что на территории республики зарегистрирован рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием автобусов. В этом году таких ДТП произошло 215, что на 13,6 процента больше, чем за тот же период прошлого года, и в них пострадали 32 человека. Почти половина происшествий случилась по вине водителей. А особенно сложная ситуация возникла в Сыктывкаре, где вина водителей доказана в 90 процентах случаев.

Корреспондент «НВ» сам был свидетелем такой ситуации. Днём на перекрёстке улиц Орджоникидзе и Первомайская автобус сбил 14-летнего подростка, ехавшего на велосипеде по пешеходному переходу. Мальчишка был в крови, прохожие помогли ему подняться и вызвали скорую помощь, а водителю ничего не оставалось делать, как прекратить следование по маршруту, выпустить пассажиров и ждать прибытия сотрудников ГИБДД и полиции.

В данном случае часть вины ложится на юного велосипедиста – на пешеходном переходе он, согласно правилам дорожного движения, обязан сойти с велосипеда и пройти этот путь пешком. Но для всех свидетелей происшедшего было очевидно: водитель явно торопился, а потому не оценил ситуацию на перекрёстке, тем более что для пешеходов горел зелёный свет.

Только как же ему было не торопиться, если оплата его труда напрямую зависит от того, сколько пассажиров он успеет перевезти за смену?..

Проблемы с автобусными перевозками существовали в Сыктывкаре всегда, о чём не раз писало «НВ», но они обострились после банкротства нынешней весной крупнейшего автоперевозчика ООО «Альфа-Транс» и создания на его базе восьми мелких компаний. Причём эти компании тут же объединились в ООО «Сыктывкарское автотранспортное предприятие № 1» (САТП № 1) с тем же директором Сергеем Ситниковым. А по факту банкротства «Альфа-Транса» правоохранительные органы возбудили уголовное дело. Председатель объединённого профсоюза сыктывкарских организаций ПАТП Наталья Занегина убеждена, что банкротство было намеренным, а теперь система оплаты труда водителей и кондукторов изменилась, и они вынуждены устраивать «обгонялки» на маршрутах, что и приводит к ДТП.

Данные, приведённые Александром Штобе, не только подтверждают, но и дополняют слова профсоюзного лидера. УГАДН по Коми провело проверку работы восьми частных перевозчиков Сыктывкара, которые появились после банкротства «Альфа-Транса». Обнаружилось, что медицинский осмотр работников не проводится, график движения транспорта не контролируется и вообще он составлен с нарушением закона. Руководители предприятий платят зарплату водителям «чёрным налом», а те, чтобы заработать больше, вынуждены идти на переработку, нарушение правил дорожного движения и графиков.

В Сыктывкаре за восемь месяцев выявлено 581 административное правонарушение, совершённое водителями автобусов. 83 из них – по факту управления технически неисправными транспортными средствами. Среди них неисправности тормозной системы, рулевого управления, шин, электрооборудования.

Вина в сложившейся ситуации лежит не только на автоперевозчиках, но и на городской администрации. Согласно контракту, заключённому муниципалитетом с ООО «САТП №1», 20 автобусов должны каким-то чудом обслужить 22 маршрута, хотя реально для этого требуется не менее 139 единиц техники. Кроме этого предприятия в Сыктывкаре работает ООО «Гермес», и по договору, заключённому ещё в прошлом году, этот автоперевозчик обязался с помощью 19 автобусов обслужить 12 маршрутов, хотя сама мэрия обозначила потребность в 99 единицах автотранспорта.

Более 400 нарушений обнаружила и прокурорская проверка. По словам заместителя прокурора республики Михаила Нестерова, при осмотре 50 автобусов ООО «Гермес» у 36 были обнаружены технические неисправности. В ООО «САТП № 1» из 39 автобусов у 24 имелись поломки, треть вообще не должна была выходить на линию.

По мнению председателя республиканской организации профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Ивана Урсу, одна из причин столь плачевного состояния общественного транспорта Сыктывкара – отсутствие реальной конкуренции между перевозчиками. Кроме того, муниципальные власти, которые являются заказчиками автотранспортных услуг, плохо контролируют их оказание, а перевозчики столь же некачественно исполняют свои обязанности. К сожалению, обновление автопарка в Сыктывкаре вряд ли предвидится в ближайшее время…

Сейчас ряд бывших первых лиц региона и мэр столицы Коми находятся под арестом за преступления коррупционного характера. Властные структуры обновляются. И если новые руководители не обратят серьёзное внимание на проблемы с автоперевозками в Коми и её столице, то не только поток жалоб не прекратится. Неизвестно, сколько людей пострадают в ДТП, случившихся по вине водителей автобусов, сколько пассажиров получат травмы от неправильных действий водителей. А уж про то, сколько людей опоздают на работу из-за нарушений расписания, даже говорить не стоит.

 

прямая речь

Михаил Нестеров, заместитель прокурора Республики Коми:

– Уголовный кодекс в исключительных случаях и при грубых нарушениях позволяет давать уголовную оценку при невыполнении требований по безопасности и сохранению жизни потребителей. По одному из сыктывкарских перевозчиков мы уже направили материалы в следственные органы. Нарушения были грубейшие. Это и технические неисправности, и заблокированная задняя дверь, и неисправные огнетушители, и предметы, ограничивающие видимость.

Иван Урсу, председатель Коми республиканской профсоюзной организации работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства:

– Правительство господина Гайзера отдало имущественный комплекс автотранспорта частному извозчику и отдельным криминальным структурам на растерзание. Автобусы выезжают на линии практически без предварительного осмотра, руководители предприятий выпускают технику, которая угрожает жизни пассажиров. К сожалению, по этим причинам в последнее время увеличилось число дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди. Мы считаем, что пассажирский комплекс Республики Коми должен быть возвращён под юрисдикцию органов местного самоуправления. Надеемся, что новый временно исполняющий обязанности главы республики разберётся в этом вопросе, поставит точку, и мы начнём потихоньку возрождать пассажирские перевозки.

 

// Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми. Фото автора
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте