Закопать нельзя кремировать
Для многих людей кот или пес, который прожил с ними вместе 20 лет, – это настоящий член семьи, с которым после смерти хочется проститься по-человечески. Петербургский закон – «Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов» – это запрещает. Он приравнивает умерших животных к биологическим отходам, которые должны быть утилизированы методом сжигания: этим уполномочена заниматься специализированная организация – ГУП «ПТЦ «Спецтранс», у которого заключены договора с ветеринарными лечебницами и клиниками, а также ООО «Городское кладбище животных».
Проблема в том, что получить прах любимого Шарика назад нельзя ни за какие деньги: печь рассчитана на 120 килограммов, в ней утилизируют не только трупы животных, но и ветеринарный конфискат, отходы производства мяса и рыбы и так далее. Как сообщили в «Спецтрансе», эта услуга стоит 29,5 рубля за килограмм. Ничего другого закон не предлагает. Фактически все, кто закапывает тела умерших питомцев на даче или на клумбе рядом с домом, – преступники. Правда, штраф за это нарушение не слишком велик – 500 рублей для простых горожан и 1000 рублей для должностных лиц. Конечно, закон мало кто соблюдает. Даже невзирая на морально-этическую сторону, не у каждого есть возможность ехать на Глухоозерское шоссе, 16, где находится крематорий «Спецтранса». Существуют фирмы, которые предлагают вывоз трупа на кремацию, но в зависимости от веса животного это будет стоить от 1200 до 2900 рублей. Даже известный депутат Игорь Риммер как-то признался журналистам, что не смог «утилизировать» любимого кота и похоронил его на клумбе. Ветеринарные врачи уверяют, что это может привести к печальным последствиям. Часто животные умирают от болезней. Если закопать труп животного в городском саду, через грунтовые воды инфекция может попасть в друге водоемы, распространиться и нанести вред людям: у человека и домашних животных много общих болезней.
При этом в Петербурге работает масса фирм, которые занимаются усыплением, кремацией и захоронением домашних животных. Вот что нам ответили по телефону одной из таких компаний:
– Кремация кота будет стоить 2000 рублей. В городе нет официальных кладбищ, поэтому похоронить животное нельзя, – сообщил мужской голос в трубке. – Мы можем сделать это в Ленобласти, но это уже будет стоить 5000 рублей.
Проблема в том, что далеко не все эти фирмы могут и в самом деле кремировать животное и выдать его прах обратно. Для этого нужно специальное оборудование. Услуги компаний, у которых есть печи для кремации, стоят гораздо дороже: от 6000 рублей. Они также предлагают специальные урны для праха, гробы для кошек и собак и специальные скульптуры-надгробия, которые, как уверяет реклама, создают члены Союза художников России и по совместительству члены Анималистического сообщества Петербурга. Интересно, что для проведения этой процедуры нужно «разрешение главного государственного ветеринарного инспектора по Санкт-Петербургу либо уполномоченных им лиц», как гласит закон. К ним владелец животного должен обратиться в течение суток после смерти питомца.
Далеко не все считают петербургский закон здравым.
– После смерти животное не становится отходом. Нет федерального закона, который бы предписывал обязательное сжигание трупов домашних животных за деньги, такие положения есть в отношении предпринимателей, – объясняет юрист и кинолог Светлана Миролюбова. – По Гражданскому кодексу животное – мое имущество. И ограничивать имущественные права может только федеральный закон, здесь их ограничивают дважды: когда предписывают изъять труп и еще и заплатить за это. В федеральном законе «О ветеринарии» ничего подобного нет. Почему это вдруг животное становится опасным, если было привито, ничем не болело? А если я хочу сделать, к примеру, чучело? В прошлом году я похоронила на клумбе рядом с домом двух собак, все прохожие отнеслись с пониманием.
С несанкционированными кладбищами в городе идет постоянная борьба. Несколько лет назад по предписанию Роспотребнадзора, который следит за санитарно-эпидемиологическим благополучием в городе, было ликвидировано кладбище животных в Сосновке, существовавшее несколько десятилетий. В прошлом году несколько захоронений было обнаружено в поселке Ольгино в Приморском районе, а также во Фрунзенском вдоль железнодорожного полотна на Белградской лице. Сотрудники Роспотребнадзора делали пробы грунта: если в Приморском районе почва соответствовала нормам, то на Белградской улице почву признали опасной из-за превышения в 2,5 раза содержания цинка. Правда, не доказано, что в этом виноваты именно кошки и собаки.
Дария Орешкина