Экономика

«Запорожец» возвращается

18 августа
Сотни тысяч россиян ездят на «Запорожцах», даже не подозревая об этом. У нас эти машины до недавних пор шли под маркой «Шевроле-ланос». Покупатели знали, что собирают их на Украине, но и что с того – сама-то модель джиэмовская, то есть корпорации «Дженерал Мотор». На самом деле – ничего подобного. Нынешний «Шевроле-ланос» – на 70 процентов «Запорожец». В доказательство чему он меняет марку – с этого года бывшие «ланосы» получают новое имя – «Шанс» (Chance) и новую эмблему, в которой при большой фантазии можно даже угадать букву Z. Чтобы увидеть чудо превращения дженералмоторовской модели в «Запорожец», корреспондент «НВ», воспользовавшись приглашением руководства завода и российского дистрибьютора «Квингрупп», побывал на месте события.

Пока мы ехали на завод, городские пейзажи Запорожья навевали ностальгию по застою. Не видно было не только элитных домов с башенками, супермаркетов на полквартала и прочих примет капитализма, как в Петербурге, – даже обычных новостроек ни одной не встретилось. Зато завод… В Запорожье все наоборот: у нас все забито новыми домами и магазинами, тогда как на предприятиях – прошлый век: старые цеха, старые станки, старые рабочие. В Запорожье – старые дома, советские магазины, зато завод – как будто вчера на его открытии ленточку перерезали.
Заместитель председателя правления по производству Василий Кривонос, чтобы доказать, что «ланос» (нынче – «шанс»)  действительно «Запорожец», провел нас по всей цепочке – от раскроя металла до испытательного трека. Не знаю, как там на самом «Дженерал Мотор», но с российскими заводами это точно не сравнить. Прессы AIDA, роботы Hitachi и почти полное отсутствие ручного труда. 70 процентов деталей машины изготавливается здесь, на заводе, импорт – только 30 процентов. Да и эта доля уменьшается: двигатели для «ланосов», которые раньше покупали в Корее, сейчас делают и на дочернем заводе в Мелитополе. Под гул спрашиваю Кривоноса:
– Сколько на заводе людей?
– Семь тысяч.
– А машин сколько делаете?
– В прошлом году было 300 тысяч.
АвтоВАЗ, конечно, делал до кризиса побольше – 600, а то и 700 тысяч в год. Зато и работают на нем аж 110 тысяч человек. Как говорится, почувствуйте разницу. Но надо же поддержать честь родного автопрома, поэтому дальше спрашиваю, кивая на дорогое импортное оборудование:
– Наверное, сейчас в долгах как в шелках перед банками?
– Да кто бы нам деньги в долг давал! Мы же не в России… – удивляется Кривонос. – Свои вкладывали, из заработанного – миллионов по 50–60 долларов в год. Нет, конечно, мы бы не против, чтобы и нам помогали, как российскому автопрому, но Киеву не до нас.
На мой взгляд – человека постороннего – может, и к лучшему, что никто ЗАЗу не помогал. Крутились сами, как могли, зарабатывали на сборке всех ходовых моделей – от «Шевроле-каптивы» до «мерседесов».
А потом Украина вступила в ВТО, ввозные пошлины на иномарки упали с 25 до 10 процентов, и собирать чужие машины вручную стало невыгодно. Тогда и занялись по-настоящему своим «ланосом», переделывая его в «Запорожец-шанс». Дело не в амбициях, а в экономике. Основной сбыт этих машин – в России, с которой у Украины беспошлинная торговля. Но ввозной пошлины нет только на то, что сделано в самой Украине, за импортные комплектующие нужно платить по полной ставке. Потому и появился стимул делать почти все у себя, на своем заводе.
– Был на многих заводах – у нас все как в Европе, – подводит итог экскурсии Кривонос.
– Но зарплата, наверное, не как в Европе?
– Да, зарплата… – вздыхает главный производственник. – В прошлом году задрали ее аж до 4 тысяч гривен (около 20 тысяч рублей. – Прим. ред.). Больше таких ошибок, наверное, делать не будем.
А председатель правления ЗАЗа Николай Евдокимов говорил в основном о роли «Квингрупп». Как и все простые люди, я недолюбливаю дистрибьютеров, дилеров, брокеров и прочих посредников. Купить дешево – продать дорого, на этом стоит рынок, но симпатии эти нужные фирмы как-то не вызывают. А «Квингрупп» – вызвала. Она ведь не посредник, а стратегический партнер завода. В июле подписала с ЗАЗом соглашение о гарантированной закупке 60 тысяч машин с возможностью увеличения поставок до 120 и даже до 200 тысяч. Кто связан с производством, поймет, что это такое, – под такое соглашение завод может инвестпрограмму на год вперед верстать. Может заключать долгосрочные договора с поставщиками, вкладываться в разработку новых моделей, а еще – набирать людей с гарантией, что завтра не придется их сокращать.
Глава «Квингрупп» Ленур Ислямов, кстати узбек по национальности, выходец из системы узбекского автопрома – завода «ДЭУ», на матерого бизнесмена совсем не похож, выглядит как спортсмен-экстремал – худощавый, непоседливый и просто излучающий оптимизм. Позднее на испытательном треке, когда все желающие аккуратно проехали на новых «шансах» по одному кругу, он удивился:
– А почему никто вираж в заносе с ручным тормозом не проходил? Почему нельзя? Конечно можно!
И, сев за руль, с увлечение погнал машину сам.
Так же мастерски он разруливал и острые вопросы.
– Не повредит ли поставка «шансов» в Россию интересам АвтоВАЗа?
– Нисколько, ведь авторынок у России и Украины общий. ВАЗ продает на Украине своих машин больше, чем ЗАЗ «ланосов» в России, пусть люди выбирают, кому что нравится. Вообще мы хотим сделать «шанс» народным автомобилем – качественным, но с ценой ниже 10 тысяч долларов. Поэтому и прибыль пока себе в план не закладываем, цена должна быть привлекательной.
А что касается политической напряженности между Украиной и Россией, то от этого вопроса Ислямов вообще легкомысленно отмахнулся:
– Ну, ругаются (политики. – Прим. авт.) – на то мы и семья, как же без этого…

между тем…

Кого обожает пресс-секретарь ЗАЗа – «горбатого» или Путина?

Как известно, славу запорожскому заводу принес «горбатый» «Запорожец» – герой половины всех автомобильных анекдотов.
Не забывая упомянуть, что и у Владимира Путина первой машиной был «Запорожец», пресс-секретарь ЗАЗа Елена Журавлева с чисто женской эмоциональностью призналась:
– Я его обожаю!
– Кого – «горбатого» или Путина?
– К чему эти уточнения? – ответила она вопросом на вопрос.

«Народная дипломатия важнее всего»
На презентацию «шанса» в местный дом культуры приехал мэр Запорожья Евгений Карташов. Он не только прической и манерой носить очки похож на Виктора Черномырдина, но и говорит похоже:
– Да, наши, так сказать, лидеры обменялись тут посланиями… Мы в Запорожье давно решили, что наша единственная политика – это экономика. Встречался сейчас на Конгрессе славянских народов и с белорусами, и с российскими регионами, всем сейчас трудно… Мы давно хотели с российскими регионами напрямую торговать, еще когда Виктор Степанович премьером был. Спасибо, что приехали – народная дипломатия сейчас важнее всего. Надо бы нам больше вместе…
Ничего вроде особого не сказал, а душу щемило: что ж нас так развели? Государства – разные, а народ, по сути, один. Да и язык один. Вологодские вот окают, так что же, их – тоже отдельной нацией считать?

«Звание казака выше, чем гражданин Украины»
Пользуясь случаем, я заглянул в программу, где значилось посещение вечером острова Хортица на Днепре и, порывшись в памяти, поинтересовался:
– Это не то место, где Ющенко свой день рождения справлял?
Елена Журавлева, пресс-секретарь ЗАЗа, мгновенно стала сухой и строгой. Чеканно, как заученный текст, она произнесла:
– Хортица – это первый в Европе опыт существования демократической республики (имеется в виду вольное сообщество обосновавшихся на острове запорожских казаков, так называемая казацкая республика. – Прим. ред.). – И, поморщившись, продолжила: – И что там этот… Кто там и что справлял – не имеет никакого значения.
Слова о первой демократической республики на Днепре я слышал за день еще раз пять. В том числе и от мэра города Евгения Карташова. Он вообще сказал крамольную по политическим меркам фразу:
– Мы тут казаки, а это звание выше, чем гражданин Украины!
С одной стороны, это явная фронда, да еще с намеком: казаки-то ведь не подчинялись официальным верховным властям Украины. Но с другой – даже если услышат эти слова в Киеве, что они сделают? Там и без того прекрасно знают настроения в восточных областях. Как и то, что только ЗАЗ заплатил в прошлом году 600 миллионов долларов налогов. А если приплюсовать сюда еще налоги с Запорожского металлургического завода, с «Запорожских моторов» (ныне «Мотор Сич»), где делают самые мощные в мире авиадвигатели, то Запорожью лучше предоставить полную свободу слова.
Кстати, за весь день украинскую речь я впервые услышал вечером – на выступлении конного шоу «Запорожские казаки» на том самом знаменитом острове Хортица. Так ведь это был театр.
Владимир Новиков, Запорожье – Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.07
0.485 (0.52%)
Курс Евро
99.93
0.141 (0.14%)
Погода
Сегодня,
16 апреля
вторник
+6
Слабый дождь
17 апреля
среда
+2
18 апреля
четверг
0
Облачно