Общество

ЖИВЫЕ МЕРТВЫЕ

18 май
Там они теряют самые элементарные человеческие права и становятся заложниками медперсонала
В суде Петроградского района во второй раз слушалось весьма необычное дело. Руководство центра восстановительного лечения "Детская психиатрия" (Песочная наб., д. 4) возбудило уголовное дело против своей бывшей главной медсестры по статье "Мошенничество". Казалось бы, что тут необычного? Дело как дело, кто сейчас не ворует? Если бы не ряд любопытных деталей. Всю подноготную этой истории выясняют сейчас еще две очень солидные инстанции - Генеральная прокуратура РФ по ходатайству Аппарата уполномоченного по правам человека при президенте РФ и Европейский суд по правам человека. "Невское время" совместно с телеканалом "СТО" провели свое расследование этого дела.
Защищая свои интересы, опальная медсестра Ольга Никифорова выступила на открытых слушаниях Гражданской комиссии по правам человека. Она убеждена, что дело на нее завели из-за того, что она не смирилась с незаконным увольнением и подала в суд. А также из-за того, что не побоялась рассказать обществу о том, что происходит в стенах закрытого детского лечебного учреждения.
"БУЙНЫХ ПРИСТЕГИВАЛИ РЕМНЯМИ..."
Ольга Никифорова проработала в центре восстановительного лечения "Детская психиатрия" (далее - ЦВЛ) 16 лет, 7 из которых - в должности главной медсестры.
- Самыми "острыми" в ЦВЛ "Детская психиатрия" являются второе, третье и четвертое стационарные отделения, - рассказывает Ольга Никифорова. - Делая обход пациентов, я не раз наблюдала такую картину: в надзорных палатах дети привязаны ремнями к спинкам кроватей или за ноги к ножкам кроватей. Я требовала объяснений у постовой сестры, отвязывала веревки и приносила их в кабинет главврача, эффекта - ноль. Содержатся дети в условиях, унижающих человеческое достоинство. В палате одновременно находятся от 10 до 20 детишек, лежат они практически на голых клеенчатых матрасах. У многих энурез. Запах, само собой, невыносимый. Подчиненные мне объясняли, что причина тому - ветхое состояние постельного белья. Поднимая отчетные ведомости на складе, я диву давалась - по документам белье закупалось огромными партиями и по расценкам самого лучшего европейского текстиля. А на деле его было в два раза меньше и такого качества, что после нескольких стирок оно превращалось в марлевку, которая тут же под ребенком и скатывалась.
Но когда завскладом Любовь Юшенкова отказалась принимать новую партию у фирмы-поставщика, тут же с нее были сняты все надбавки и проценты к зарплате. Позже, при проверке отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности ведущими специалистами группы по контролю за расходованием финансовых средств комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, был составлен акт от 01.03.2005, в котором, в частности, подтверждались нарушения в положении о премировании, подписанном главным врачом Людмилой Рубиной.
После инициированной Гражданской комиссией проверки прокуратура в своем официальном ответе от 12.03.2007 № 7-359-00 установила факт, что "при списании мягкого и хозяйственного инвентаря, в том числе постельного белья, сотрудниками учреждения не выполняются требования Инструкции о бюджетном учете, утвержденной приказом Минфина от 10.02.2006 № 25Н", в связи с чем 20.02.2007 прокуратурой города главному врачу ЦВЛ "ДП" внесено представление.
Что касается тесноты в палатах, на памяти одной из медсестер бывало такое, что в 18-метровую игровую комнату воспитатели впихивали до 40 подопечных одновременно. В то же время, когда ЦВЛ получил новые площади на улице Чапыгина, здесь разместились не палаты для детей, а некоммерческий Фонд развития и совершенствования психиатрической службы Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ. В том же официальном ответе прокуратуры значится, что "юридическим адресом фонда является адрес больницы, при этом договор аренды отсутствует. По данному факту 20.02.2007 прокуратурой города руководителю фонда внесено представление. В Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу для принятия мер направлена информация о выявленных нарушениях".
Медсестры этого лечебного учреждения не скрывают: огромный процент детей составляют практически здоровые в психическом отношении дети. Все их отклонения от норм поведения носят сугубо социальный характер - это воспитанники интернатов и детских домов. Последние с удовольствием сбагривают сюда хулиганистых, склонных к побегам мальчишек. Можно предположить, что это выгодно и клинике.
"ДАЕШЬ ПЛАН ПО ПСИХБОЛЬНЫМ!"
По словам Ольги Никифоровой, когда все койки заполнены, у персонала наступает по документам "интенсивный труд", за который идет 100-процентная надбавка к окладу.
- На конференциях внутри заведения руководство требовало от заведующих отделений наполняемости стационара и посещаемости диспансерных отделений, - продолжает она свой рассказ, - нас пугали, что если врачи не найдут в срок нужное количество детей, то останутся без работы, зарплаты и премий. Эту ситуацию можно сравнить со стахановским движением под лозунгом "Даешь план по психбольным!".
В итоге часть подростков помещают в детские психиатрические заведения обманным путем, убеждая их в том, что они едут отдохнуть в санаторий. Такой "санаторий" порой затягивается на годы. Чтобы столь длительное лечение явно не бросалось в глаза, по документам подопечного выписывают и через день-два снова кладут. По цепочке такого ребенка потом передают в психоневрологический интернат, автоматически лишая права получения государственного жилья. Ведь вне очереди дети-инвалиды и сироты могут претендовать на получение своих комнат до 26 лет.
Несколько лет провел в ЦВЛ Роман Тупин, который на заседании Гражданской комиссии рассказывал о том, что некоторые воспитатели детей били в интернате, что одна из медсестер заставляла всех по очереди делать ей массаж ступней, пугая, что в случае отказа сделает "волшебный укол".
Конечно, человеку, которому однажды поставили диагноз с уклоном в психиатрию, легко заткнуть рот. Ответ у чиновников всегда один: "Что вы слушаете психа?" Но куда деть "сожженные" вены? По мнению специалистов-медиков, видевших руки, которые демонстрировал Роман, такой эффект мог быть получен при введении в вену неразбавленного аминозина, который часто используется в психиатрических клиниках.
ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ
- Когда я работала старшей и главной медсестрой, меня часто вызывала к себе в кабинет главврач и просила делать массаж, - рассказывает Ольга Николаевна, - иногда эти сеансы длились до 4 часов. А раз в неделю меня официально снимали со смены, сажали в карету "скорой помощи" и везли домой к главврачу. Там для меня уже лежали записочки, что я должна сделать по хозяйству.
Все это было очень унизительно, но я терпела, потому что боялась увольнения - до пенсии осталось несколько лет. И не я одна - у руководства клиники огромные связи и возможности.
ПРЕПАРАТЫ ТЕСТИРУЮТ НА ДЕТЯХ?
Специалисты, выступавшие на слушаниях Гражданской комиссии, озвучили вопиющие данные о том, что обычной практикой для большинства закрытых психиатрических учреждений стало злоупотребление психотропными препаратами.
- Был период, когда многим выписывался противосудорожный препарат депакин, предназначенный для эпилептиков. По нему тогда ряд специалистов клиники писали диссертации, а дети стали, по сути, тестовым материалом, бесплатными волонтерами для изучения его действия, - рассказывает Ольга Николаевна. - Мы, персонал, это действие увидели сразу: немотивированная агрессия, страхи, фобии, суицидные настроения. В 1989 году был случай: я заметила, что одному мальчику становится все хуже и хуже, воспитатели его буквально волоком стали тащить на занятия, он как будто бы впал в анабиоз. Я решила поднять его историю болезни и проверить назначения. Выяснилось, что медсестра по ошибке вместо одной четвертой таблетки клала ему четыре таблетки уже не один день. И никто из врачей на отделении не поинтересовался, что с ним происходит. Еще несколько дней, и парень бы не проснулся.
Естественно, единственным желанием нормальных детей, попавших сюда волею случая, становится стремление сбежать. Один из таких случаев закончился трагически.
Так, в мае 2006 года с 4-го этажа третьего стационарного отделения выпала из окна и разбилась насмерть 14-летняя Татьяна Попова. В ходе внутренних разбирательств, по словам сотрудников ЦВЛ, медсестра, дежурившая в ту смену, дала показания, что она работала не одни сутки подряд и поэтому уснула.
МЕРТВЫЕ ДУШИ
Здесь возникает резонный вопрос: как может медсестра или воспитатель, работая с таким количеством сложных детей, стоять на посту подряд несколько суток, когда она должна сменяться через полдня? Очевидно, в подобных закрытых учреждениях существует практика использования "мертвых душ". По ведомостям работают люди, которых в глаза никто не видел, а их зарплаты - способ поощрения "хороших" сотрудников.
Так, по словам Ольги Никифоровой, санитарка одного из отделений в свое время одна занимала более пяти ставок. В благодарность за то, что помогала руководству клиники вести домашнее хозяйство. А в это время клиника не досчитывалась как минимум четырех сотрудниц. И на остром отделении, где лежат действительно больные и очень тяжелые дети, ими занималась всего одна медсестра или санитарка. А как занималась, вы уже знаете: привязывала веревками к кроватям, поскольку одной со всеми не справиться.
Косвенным подтверждением существования такой практики является и само уголовное дело, заведенное на Ольгу Никифорову. Женщина обвиняется руководством в том, что, будучи главной медсестрой, приняла на работу двух "мертвых душ" и через старшую медсестру 5-го стационарного отделения получала их зарплату. Из дела следует, что Валентина Терентиенко вела табель, обналичивала с карточки деньги и передавала их с водителем для Никифоровой.
КРАСНАЯ ШАПОЧКА
В докладе Гражданской комиссии звучали вопиющие данные о том, что дети в закрытых заведениях часто подвергаются сексуальному насилию и эксплуатации. За примером далеко ходить не надо. Педагог-психолог ЦВЛ Андрей Косолапов - большой ученый. (Фамилия изменена, но редакция готова ее открыть заинтересованным лицам.) Он пишет диссертацию о сексуальных домогательствах детей и подростков. По словам медсестры Надежды Кузьминой, он единственный воспитатель, который с негласного разрешения заведующей своего отделения иногда остается в клинике на ночь, хотя это категорически запрещено.
А в январе текущего года новая воспитательница, которая не знала, что посещать кабинет этого педагога без его ведома категорически запрещено, вошла туда и взяла с полки кассету, чтобы поставить ее детям. Каков же был конфуз, когда персонал и дети увидели на экране любительское порно из области педофилии. Возможно, это был материал, который воспитатель изучал для своей научной работы, но по факту нахождения в стенах детского лечебного учреждения закрытого типа подобной видеопродукции должно было как минимум проведено разбирательство. Педагог тут же ушел на больничный, кассета исчезла, но то, что она была, готовы подтвердить многие сотрудники. Гражданская комиссия уже обратилась по этому случаю в прокуратуру города.
Кстати, к моменту обозначенных событий в прессе уже прошло несколько статей, в которых фигурировало реальное имя этого педагога в связи со странными эпизодами с беспризорными мальчиками.
Почему молчат сотрудники детской психиатрии? По мнению Ольги Никифоровой, люди боятся, что их постигнет ее участь.
УЖАС РОССИЙСКОГО МАСШТАБА
Рассказ Ольги Никифоровой на заседании Гражданской комиссии может показаться нормальному человеку просто "страшилкой", которую сочинил обиженный человек.
Тем более главврач ЦВЛ "Детская психиатрия" Людмила Рубина - уважаемый в своей среде врач и профессионал с огромным стажем работы - утверждает, что эти слова не имеют под собой никаких оснований.
Чтобы узнать реальное положение дел детей-инвалидов в закрытых лечебных учреждениях России, корреспондент НВ отправилась в Москву, в Аппарат уполномоченного по правам человека в РФ.
Наталья Яковлева, начальник Управления по правам ребенка этого аппарата, внимательно выслушала мой пересказ, посмотрела документы и с горечью констатировала тот факт, что в закрытых детских учреждениях, особенно для детей-инвалидов с психическими и другими нарушениями здоровья, подобная практика в России едва ли не норма.
В ходе проверок, которые проводили она и ее коллеги в закрытых детских домах-интернатах без предварительного предупреждения администраций Московской, Смоленской, Тверской, Владимирской областей, выявлены ужасные факты. Действительно, к детям в дисциплинарных целях применялись сильнодействующие психотропные препараты. Подтвердилось и то, что в подобных учреждениях "проживает значительное число детей, которые не имеют грубых психических расстройств, связанных с утратой способности к самообслуживанию". Из-за полной зависимости детей от сотрудников учреждений, из-за закрытости подобных заведений безжалостная эксплуатация подопечных стала вообще, как говорится, общим местом.
Так, в Тверской области доказанными оказались случаи, когда 7 девушек использовались как подсобные работницы на ферме - полностью от и до бесплатно ухаживали за животными. В одном из подмосковных домов-интернатов для умственно отсталых детей подростки сообщили проверяющим вопиющие факты: во время работы в мастерских детей заставляли колотить гробы для своих же умерших товарищей, а также копать могилы и участвовать в погребении вместо гробовщиков. Хотя на эти цели бюджетом были предусмотрены определенные средства.
В Дрюцком психоневрологическом интернате Смоленской области его выпускники показали Наталье Яковлевой "карцер" - помещение кирпичной кладки с земляной ямой, наполненной водой. Вместо кровати - деревянные козлы и несколько грязных матрасов прямо на земле. Сюда подопечных бросали на несколько дней без еды. Часто причиной наказания становился незначительный конфликт с персоналом, например пролитый компот или попытка поинтересоваться распределением своей пенсии.
В результате этих "визитов" уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин обращался в прокуратуру для проверки этих фактов и возбуждения по ним уголовных дел. Кроме того, был подготовлен и направлен в Государственную думу специальный доклад "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации". Самое страшное, что дети, находящиеся в этой системе, не знают, кому пожаловаться на бесчеловечное отношение. А если даже и знают, то попросту лишены такой возможности из-за режима полной изоляции от общества.
- Сейчас в Аппарате уполномоченного по правам человека в РФ совместно с Общественной палатой, - подытожила Наталья Яковлева, - ведется работа по продвижению установки общественного контроля над деятельностью закрытых детских учреждений.
А может быть, настал момент задуматься о том, что менять нужно не одного отдельно взятого руководителя в том или ином закрытом детском заведении, а саму систему содержания детей-инвалидов, которая по сути своей антигуманна.
КОММЕНТАРИИ
Роман Чорный, исполнительный директор Гражданской комиссии по правам человека Санкт-Петербурга:
- Сотрудники нашей комиссии вели переговоры с Людмилой Рубиной о возможности посещения центра восстановительного лечения "Детская психиатрия", но глава ЦВЛ отказала общественникам, сославшись на то, что для этого нам необходимо получить согласие на это посещение в комитете по здравоохранению или у главных врачей соответствующих психиатрических больниц. Тем не менее в уставе нашей организации написано, что мы имеем право осуществлять общественный контроль за соблюдением прав человека в подобных заведениях. В стены ЦВЛ мог бы попасть представитель Аппарата уполномоченного по правам человека, но в Санкт-Петербурге такого уполномоченного пока, к сожалению, нет.
Корреспондент телеканала "СТО" Наталья Бандурина по предварительной договоренности побывала в стенах ЦВЛ. Ее приняли радушно, показали ряд палат с довольными, чистыми и накормленными детьми, рассказали о работе с детьми, показали рисунки и поделки. На вопрос о том, что главный врач думает по поводу заявлений, сделанных на Гражданской комиссии по правам человека, Людмила Рубина, главный врач ЦВЛ "Детская психиатрия", ответила:
- Мы действительно возбудили уголовное дело против нашей бывшей сотрудницы. То, что она рассказывает, не имеет под собой оснований. А если и имели место подобные нарушения, то виновата в них сама Никифорова. Занимая пост главной медсестры, она обязана была организовать работу своих подчиненных так, чтобы те не допускали грубого отношения с детьми. Все ее показания и выступления - это свидетельства против самой же себя. После того инцидента, когда у нас произошел несчастный случай - выпала из окна и разбилась 14-летняя девочка, - в нашем центре была проведена проверка, которая никаких нарушений не выявила.
Инна ТИМЧЕНКО
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
-1
21 апреля
воскресенье
+1
22 апреля
понедельник
+5
Слабый дождь