Планета

А вдруг война?

21 июня

 

Судя по уровню воровства и коррупции в оборонном секторе разных стран, в министерствах обороны великих и не очень великих военных держав окопались пацифисты

Принято считать, что коррупция – чисто российское явление. А вот в Германии, дескать, всё не так, как у нас. Между тем и в немецкой семье не без урода. Точнее, не без уродов. Так, по мнению австрийского профессора экономики из Университета им. Иоганна Кеплера Фридриха Шнайдера, в ФРГ ущерб от коррупции составил в 2012 году около 250 миллиардов евро. Чаще всего, по утверждению учёного, коррупция в Германии проявляется в сфере конкуренции за тендеры: когда заказ получает не та компания, которая готова предложить наиболее выгодные условия, а та, которая наилучшим образом разрекламировала себя.

Что ж, касается ли сказанное концерна EADS, просадившего в прямом смысле слова на ветер 508 миллионов евро немецких налогоплательщиков, выяснится только в ходе расследования этого военно-воздушного скандала с коррупционным душком. Расследования, проводимого сейчас на самых верхах страны. Собственно, канва его такова. В незапамятные времена немецкое МО закупило у американских братьев по оружию беспилотный летательный аппарат (БПЛА) Global Hawk и делегировало право на изготовление электронной начинки для этого самолёта-шпиона уже упомянутому концерну EADS.

Планы были грандиозными. Во-первых, модернизировать «американца» и под новым названием Euro Hawk поставить пять единиц оного в свои же войска (цена закупки – 1,2 млрд евро). Во-вторых, сделать «Евроястреба» главным разведчиком в небе Европы в рамках общеевропейского оборонного проекта. Под стать планам было и финансирование, полученное EADS: больше полумиллиарда евро. А теперь, в 2013 году, «вдруг» выясняется, что Euro Hawk от EADS – несмотря на все финансовые вливания – оказался мертворождённым детищем. Закупать «Евро-ястреба» для нужд бундесвера министерство обороны отказывается, а его глава Томас де Мезьер и вовсе сообщает общественности, что «на данном проекте окончательно ставится крест».

Почему – «крест»? Да по той причине, что специалисты EADS, осваивая бюджетные деньги, так и не смогли разработать надёжную систему записи, хранения и анализа информации, добываемой беспилотником. В результате Euro Hawk оказался недостойным «сыном» вполне достойного «отца» (Global Hawk был создан американцами ещё в 1998 г.). У немецкого БПЛА, помимо прочего, «вылетает» связь со спутником, подающим самолёту-разведчику команды. Самое неприятное: в случае падения «Евроястреба» – а БПЛА терпят крушения не столь уж редко – данные, полученные им в ходе разведки, могут быть считаны врагом.

Дело, конечно, не в том, что специалистам в области компьютерных технологий, представляющим корпорацию EADS, не удалось создать надёжную начинку для дрона. В конце концов, и на корифеев бывает проруха. Хотя трудно представить, что немцам – признанным мастерам в деле защиты информации – так за долгие годы и не посчастливилось разработать систему безопасности БПЛА, оберегающую полученные разведданные. Дело в другом. Ныне, после заявления главы МО ФРГ об отказе от Euro Hawk, вдруг выяснилось, что ещё в 2004 году специалисты в области безопасности полётов предупреждали бундесвер о проблемах немецкого БПЛА. Тем не менее в министерстве обороны утверждают, что критической ситуация с Euro Hawk стала только два года назад.

 Разумеется, члены комитета обороны бундестага задались вопросом: почему, если пусть даже не в 2004-м, а в 2011 году стало ясно, что проект «Евроястреба» является мертворождённым, освоение бюджетных средств продолжалось и после этого «часа икс»? Вроде бы у оборонцев, которым предстоит отчитываться перед парламентариями, по сути, в распылении народных средств, есть ответ на этот вопрос: предполагалось поставить «техническую начинку» от EADS, негодную для «Евроястреба», в другие немецкие БПЛА.

Но тут в бой вступают уже эксперты немецких ВВС, утверждая, что им давно было известно о том, что начинка Euro Hawk не подходит и для других беспилотников, ибо является громоздкой и энергозатратной. Впрочем, кажется, не надо быть экспертом от люфтваффе, чтобы прийти к логичному выводу, что ущербная электроника не перестанет быть таковой, если её просто-напросто переставить на другой летательный аппарат.

Всё это порождает вопросы, на которые придётся отвечать парламентариям главе германского минобороны. Подоплёка их жгучего интереса ясна. Что со стороны МО имело место в случае с Euro Hawk? Просто многолетнее отсутствие контроля над ходом работ в концерне EADS или всё же нечто другое? Предоставим немецким парламентариям самим ответить на этот вопрос. Лишь заметим, что в пользу «чего-то другого» косвенно свидетельствуют попытки высокопоставленных чинов МО отмежеваться от их причастности и к сделке с американцами, и к передаче проекта в ведение EADS. Так, к примеру, Франц Йозеф Юнг, возглавлявший МО ФРГ в годы, когда немцы приобрели у американцев Global Hawk, и вовсе утверждает, что не подписывал с заокеанскими союзниками соответствующий контракт.

Детектив, да и только. Но каким бы ни было его окончание, полмиллиарда евро немецких налогоплательщиков уже вылетели в трубу. Больше того, у скандала может быть дорогостоящее продолжение. Дело в том, что Euro Hawk – дабы он мог получить европейский эксплуатационный сертификат – ещё можно, в принципе, доработать. Это обойдётся в дополнительные 500–800 миллионов евро из казны. Тут и возникает вопрос: если будет принято решение о доработке БПЛА, то кому предоставят соответствующее, весьма сытное, финансирование? Вновь опростоволосившемуся концерну EADS? (И не только опростоволосившемуся, но к тому же отметившемуся в коррупционном скандале за пределами страны. Подробнее см. «Коррупция в оборонном секторе: хронология, цифры, факты».) И кто будет контролировать процесс – уж извините за тавтологию – доработки негодной доработки? Вновь МО, годами не замечавшее фатальные промахи военных компьютерщиков? Или за этим контролёром придётся приставить надзирателя – например, в виде парламентского комитета обороны? Как бы то ни было, до окончания расследования сохраняется один статус-кво: деньги были, да сплыли. А с БПЛА Euro Hawk остаётся пресловутая «загадка запятой»: «Дорабатывать нельзя поставить крест».

Между тем не только обыватели, но и военные обозреватели, рассматривающие скандалы, связанные с «исчезновениями» в бездонных военных бюджетах очередных народных миллионов и миллиардов, часто упускают из виду два международных аспекта данной проблемы. А именно: подрыв имиджа высокотехнологичной в плане новейших оборонных разработок страны на внешнеполитической арене и подрыв экспортных перспектив вооружений. Скрытые от глаз простого обывателя финансовые потери, связанные с отказом других стран импортировать не оправдавшую себя технику, могут потянуть намного больше, чем на миллиард (евро, долларов, рублей).

Безусловно, конфуз с «Евроястребом» нанёс ущерб внешнеполитическому военному имиджу ФРГ. Как минимум среди союзников. Дело в том, что по программе НАТО ADS, страны – участницы Североатлантического альянса обязались поставить в общий оборонный «котёл» собственную военную технику: ради сокращения расходов блока в целом. В рамках ADS Германию должен был представить так и не взлетевший Euro Hawk. Любопытна в этом плане позиция американцев: разработчики «технической начинки» для Global Hawk, имеющие 15-летний соответствующий успешный опыт, так пока и не протянули руку помощи немецкому EADS, угодившему впросак.

 

тем временем…

Главному оборонцу Германии уготована судьба Сердюкова

Если в случае с распылением полумиллиарда евро на проект БПЛА Euro Hawk есть только намёк на пока ещё не озвученный термин «на букву К.», то в ситуации с поставками бундесверу неисправного стрелкового оружия в прокуратуре г. Кобленц уверены, что речь идёт именно об «обоснованном подозрении в коррупции». Возбуждено уголовное дело. Следователи подозревают в коррупции некоего важного военного чина из министерства обороны ФРГ, действовавшего в тандеме с военным снабженцем из соответствующего федерального ведомства, а также, по-видимому, с несколькими менеджерами немецких оружейных фирм.

Думается, следствие продлится очень долго, а в сухом остатке ясно пока лишь одно: бундесвер получил на вооружение несколько видов негодного стрелкового оружия – пулемётов и автоматов, отличающихся недостаточной кучностью и точностью стрельбы, а также низким эксплуатационным сроком и быстрой изнашиваемостью стволов.

Непригодное немецкое огнестрельное оружие? Для любого поклонника боевой техники это – нонсенс. Но между тем, согласно данным проверки, уже проведённой прокуратурой Кобленца, так оно и есть. И пока автоматы немецких солдат дают осечки – будем надеяться, что лишь на учебных стрельбах, а не в горячих точках, – под огонь критики со стороны общественности и парламентариев вновь попал глава германского МО, господин де Мезьер.

Два скандала за год, так или иначе связанных с военной коррупцией и транжирством средств налогоплательщиков, – это, по меркам Германии, очень много. Много – особенно с учётом того обстоятельства, что в обоих скандалах замешаны как главный оборонец страны, так и подотчётное ему Федеральное ведомство по снабжению бундесвера (примечательно, что указанная организация визировала и опозорившийся проект по созданию БПЛА Euro Hawk). В связи с этим парламентская оппозиция задаётся вопросом о том, умеет ли глава МО ФРГ распоряжаться государственными средствами, и вообще – достоин ли того, чтобы занимать свой нынешний пост.

Сам герр де Мезьер, выступая перед парламентариями и прессой, уже именующей оба скандала не иначе как аферами, исполнен самокритики, но пока не собирается уходить в отставку. Впрочем, в перспективе на планах министра обороны ФРГ может сказаться дальнейший ход следствия по «стрелковому делу». И, возможно, новые скандалы в его ведомстве, «вброс» которых в медийное пространство может произойти, по мнению инсайдеров, до конца 2013 года.

Станет ли глава МО Германии «немецким Сердюковым»? Последим за развитием событий. Впрочем, некая общность судеб двух «главоборонцев» видна и сейчас. Как и русский коллега, Томас де Мезьер – реформатор. Пусть являющийся и не пионером, а последователем армейских реформ, которые начал его предшественник Карл-Теодор цу Гуттенберг, ушедший в отставку в связи с обвинениями в плагиате при написании диссертации.

 

только факты

Хроника коррупции в оборонном секторе

Февраль-1976. США. «Дело «Локхид». Американцы, связанные с одноимённым концерном, давали взятки чиновникам ФРГ и Японии, дабы их страны приняли на вооружение истребитель Starfighter. Что и случилось. «Летающие гробы» от «Локхид» разбивались в ФРГ, США, Канаде, Италии, Японии, далее везде. Показания менеджеров «Локхид» о даче ими взяток в международном масштабе привели к судебному разбирательству, которое длилось 19 лет. На скамье подсудимых по обвинению в получении мзды в размере 2 миллионов долларов оказался в том числе премьер-министр Японии Какуэй Танака. Чёрный немецкий юмор: «Если вам хочется иметь свой собственный Starfighter, просто купите ферму в Германии, и однажды он на неё упадёт».

Сентябрь-2001. США. Военные аудиторы не в состоянии выяснить, на что потрачена четверть годового военного бюджета страны. Глава МО США господин Рамсфельд, комментируя траты Пентагона, утверждает, что сказать о сотнях миллиардов долларов «можно лишь одно: их куда-то потратили». Этот коррупционный скандал остался в тени атаки смертников на башни-близнецы, случившейся на следующий после заявления Дональда Рамсфельда день.

Декабрь-2007. Норвегия. Крупнейший за всю историю страны коррупционный скандал, связанный с закупками министерством обороны в 1995–2005 гг. компьютерной техники и программного обеспечения у концерна Siemens по завышенным ценам. Siemens и ещё ряд концернов потратили на взятки высокопоставленным генералам и адмиралам более двух миллионов долларов, оплачивая им эксклюзивные туристические поездки, банкеты, игру в гольф в Испании, прогулки на яхтах в Калифорнии. В качестве компенсации за завышенные цены контрактов, подписанных разомлевшими многозвёздными «отпускниками», концерн выплатил Норвегии около 3 миллионов евро.

Ноябрь-2011. США – Ирак. В соответствии с отчётом специальной инспекции по реконструкции Ирака, Пентагон заключил с местными подрядчиками договоры, 39 процентов которых оказались «финансово спорными» и «проблемными». За простой электрический выключатель американские военные платили 900 долларов вместо 7,5, за канализационные трубы – в 57 раз больше их реальной цены. Общая сумма контракта на «реконструкцию Ирака» составляла 36 миллиардов долларов.

Декабрь-2012. Чехия. В связи со сделкой о закупке испанских боевых самолётов обвинения в коррупции предъявлены бывшей главе МО страны Власте Паркановой. Будучи главой министерства обороны, госпожа Парканова одобрила сделку с испанцами без проведения всех необходимых экспертиз, в результате чего её страна потеряла десятки миллионов евро.

Март-2013. Австрия. Суд по делу о закупках МО страны боевых самолётов производства концерна EADS (Германия). Сумма сделки – 2 миллиарда евро. Следствию удалось установить, что в преддверии сделки представители EADS перечислили на офшорные счета некоего посредника около 100 миллионов евро. Австрийские военные предпочли немецкие истребители шведским, несмотря на то, что, по мнению представителей ВВС, скандинавская техника была дешевле и функциональней. 

Апрель-2013. Индия. До окончания следствия заморожены банковские счета экс-главы ВВС страны Шашиндры Пала Тиаги, а также других высокопоставленных военных, подозреваемых в коррупции. Как полагают представители Центрального бюро расследований (ЦБР) Индии, контракт на поставку в страну боевых вертолётов авиаконцерна Finmeccanica, крупнейшей в Италии аэрокосмической и оборонной компании, был заключён за взятки в размере 7 миллионов долларов. Стоимость контракта – 800 миллионов долларов. Тем временем в Милане арестован Джузеппе Орси – исполнительный директор Finmeccanica. Ему предъявлены обвинения в даче взяток при подписании контракта на поставку вертолётов Индии. Отметим: упомянутый итальянский концерн сотрудничал и с Россией. Межгосударственное расследование коррупционного скандала продолжается.

Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии. Рисунок Ольги Быстровой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно