Спецпроект

Александр Проханов: «Россия станет империей или исчезнет»

21 апреля

 

Известный писатель считает, что, несмотря на все беды нашей страны, «мы, возможно, приблизились к выходу из черной дыры, после чего родится новая российская галактика»

Александр Проханов считается одной из наиболее ярких, противоречивых и скандальных фигур в современной российской политике и литературе. «Соловей Генштаба», «Господин Гексоген», «Певец пятой империи» – каких только эпитетов не удостаивался он от своих поклонников и противников, число которых год от года не уменьшается, а только растет. Кажется, что своим образным языком он высказался уже обо всем на свете: от русского космизма и богословских трактатов Серебряного века до модернизации и мирового экономического кризиса. Сегодня Александр Проханов размышляет на страницах «НВ» о том, что мы построили за двадцать лет перестройки и реформ.

«Страна похожа на большую льдину»

– Я часто сравниваю Россию с огромной сверкающей ледяной площадкой, которая торжественно плывет по гигантской реке. Пока эта льдина плывет на просторах, она едина, целостна и величава. Но вот она подплывает к горловине, через которую ей не пройти в своей целостности, и тогда эта льдина раскалывается на множество жалких осколков. Как только узкое место заканчивается, она проходит опять на ровное течение вод и опять срастается, превращаясь в огромную белую сияющую плоскость.

Вот и синусоида русской истории состоит из потрясающих взлетов имперской государственности, где страна достигает величайших достижений в искусстве, в культуре. У нее появляются великие деятели, просветители, гении, святые. А потом с ней что-то случается, и моя Россия начинает стремительно разрушаться, проваливается в черную дыру истории. Кажется, что она обречена на полное исчезновение. Но потом фантастическими способами она опять возрождается и выходит из черной дыры в новом своем качестве, в новом своем обличье. Загадочное чередование русского чуда и русской смуты, русской победы и русской беды – таково мистическое содержание всей истории России.

Вот таких исторических фрагментов у нас было четыре. Первый – это киевско-новгородский период, еще языческий, а потом христианский. Эта империя с двумя центрами, в Киеве и Новгороде, породила два великих собора, две Софии, соединение русских и финских племен. Это кончилось катастрофой, удельными войнами. Эта империя рухнула под копытами татарской конницы, и на Руси возродился хаос и безгосударственность, которая потом опять таинственными силами вылилась в Московское царство. Московская Русь – потрясающее явление нашей истории, в котором был преподобный Сергий Радонежский, великие князья. Тогда жил старец Филофей, провозгласивший принцип «Москва – третий Рим».

...Но вот наступает XVII век, и опять – хаос, безвременье, пожары, стяжатели и воры терзают Русь. Она не должна была существовать. Но опять случилось нечто тайное, и опять возникла новая государственность, которая длилась 300 лет. Петровская, романовская Россия, с Петербургом, с великим Пушкиным, с замечательными победами, полководцами, с великой русской культурой. И где она? В 1917 году она исчезла, опять все превратилось в хаос. Горели библиотеки, убивали дворян, люди убегали в разные страны. Страна погрузилась в жуткую бойню Гражданской войны, где брат резал брата. Россия не должна была существовать, она должна была погибнуть в этой бойне.

Но опять произошло чудо, и наша страна вновь, словно феникс, возродилась из пепла, превратившись в могучую красную империю, которая сломала хребет Гитлеру в 1945-м и запустила в космос русского витязя Юрия Гагарина. Она просуществовала до конца века, а потом грянула перестройка, и страна погрузилась в пучину нового безвременья и смуты, из которой не может выбраться до сих пор.

1980-е и 1990-е годы – это шумное, яркое, многоцветное, радужное время, когда практически не было видно, как разрушается гигантская цивилизация по имени Советская Атлантида. Обычно либералы говорят: «СССР прогнил и распался сам». Но в истории все не так просто. Модель распада Советского Союза – это огромная тайна, поскольку «перестройка» была примененным против нас информационным оргоружием, утонченной формой насилия над социумом. Одной из главных, не раскрытых фигур является отец «перестройки». Вы думаете кто? Михаил Сергеевич Горбачев? Нет.


С чего началась «перестройка»?

Инициатором, модератором и вдохновителем «перестройки» был Юрий Владимирович Андропов, причем еще в свою бытность главой КГБ. Помните, когда академик Сахаров призывал конвергировать нашу систему и западную? Так вот, первыми конвергировались не экономики, не культуры, не народная дипломатия, а разведки (американская и наша). Процесс этот стартовал тогда, когда началось интенсивное взаимное разоружение, а в переговорах по сокращению ракет принимали участие представители разведсообществ обеих сверхдержав. И Андропов, который стал генсеком, был уже частью состоявшейся разведконвергенции.

Или кто такой Александр Николаевич Яковлев? Этот простоватый, окающий ярославский мужичок с животиком, в жилетке, этот милый человек, просто воплощение такого народного мудреца. Будучи послом в Венгрии, он, по существу, руководил подавлением венгерского восстания в 1956 году. Но кем он вернулся из Канады, где тоже состоял на дипломатической службе? Он вернулся не просто западником, а кибернетиком перестройки! Это все покрыто глянцевой слизью, но это так.

Что же касается Горбачева, то этот болтливый ставропольский колхозник вскарабкался на вершину номенклатурной власти в СССР с легкой руки Андропова. За пять-шесть лет он реализовал то, что не успел сделать сам Юрий Владимирович ввиду своей смерти. Помните, с чего началась «перестройка»? Начало ей положило такое пафосное заявление Горбачева об ускорении, то есть, по сути, о модернизации. Это всех вдохновило, в том числе и вашего покорного слугу. Ну кто же не хотел рывка? Кто же не хотел преодоления затхлой атмосферы застоя? Кто же не хотел свежего ветра в наших унылых домах и квартирах?

Но как только этот курс был объявлен, буквально следующим шагом были приняты сознательные мероприятия на разрушение советской индустрии. Были созданы кооперативы. При крупных предприятиях, при огромных монстрах были созданы маленькие теплокровные хищники, которые набросились на этих гигантских советских ящуров и стали их сгрызать и выпивать из них кровь. Эти кооперативы в течение полутора лет истощили лучшие советские предприятия. Потом включилась пропаганда по обвинению военно-промышленного комплекса во всех наших национальных бедах. Во всех цивилизованных странах (Америка, Англия, сегодня Китай, Индия) ВПК – это локомотивы развития, где рождаются все современные технологии и где трудятся лучшие умы. Лиши эти страны оборонки – и они превратятся в какой-нибудь Лихтенштейн с нигерийским уровнем жизни. Но именно в «перестройку» в России были разрушены советские «хайтеки» – сегодня на основании ВПК можно сделать только соломенную ракету, берестяной танк или создать деревянные суперкомпьютеры, на которых полетят на Марс нынешние псевдомодернизаторы из либеральных «мозговых центров».

Следующий этап – уничтожение великой Советской армии, спасшей Европу и весь мир от нацистского безумия. Сначала военных кинули в Нагорный Карабах, в Грузию, в Ферганскую долину и так далее. А потом мы получили армию, которая во время ГКЧП на своих грохочущих драндулетах вошла в столицу, погрохотала, попыхтела, московские проститутки залезали в бронированные кабины, обольщали наших механиков, водителей. А потом вся эта армада бессмысленно и позорно ушла из Москвы.

Душой всякого государства, всякой империи является идеология, или сверхидея. В «перестройку» по всем фронтам началось наступление на великую советскую культуру и историю. Выяснилось, что в Великой Отечественной войне мы победили, закидав немцев трупами, что «Тихий Дон» Шолохова – подделка, что идеи социальной справедливости – варварство и утопия. Из СМИ старательно вытеснялись все консерваторы – на их место приходили молодые и блестящие либералы, которые радостно оплевывали Советский Союз, его достижения, его мучеников и героев – Александра Матросова, Зою Космодемьянскую и других. Я уверен, что это был сознательный, скоординированный процесс – вся эта «гласность»!

Вообще внутренние перемены и подготовили последующие геополитические потрясения – разрушение соцлагеря, объединение Германии (видели, как на 20-летии падения Берлинской стены Горбачев сидел вместе с Колем и Бушем с лицом Иуды?), расширение НАТО на Восток и пересмотр итогов Второй мировой войны. Вообще интересно, почему этот ставропольский комбайнер оказался в центре мировой политики? Почему вот эта аттестация у Тэтчер состоялась? И о чем говорил Горбачев в Рейкьявике с Рейганом? Когда после завершения этих переговоров он вышел к журналистам, у него было страшное лицо, у него тряслись губы, как будто он только что совершил отцеубийство. И когда они встречались потом тайно на Мальте, на борту лайнера, видимо, от их переговоров поднялась гигантская буря в Средиземном море. Даже море не смогло стерпеть этого предательства! Видимо, Нептун и Посейдон вылезали из моря, желая уничтожить этот ужасный лайнер измены!


Тайный смысл ГКЧП, или От Горбачева к Ельцину

Предчувствуя скорый распад моей Родины (мучительное, тягостное чувство, надо сказать!), я стал политиком, оппозиционером, подняв голос против совершавшегося на моих глазах национального предательства. Я ощущал какое-то бессилие, потому что мой народ поддался искушению и пошел громить свои заводы, ценности, культуру и страну. Наблюдая за деятельностью всех этих «Народных фронтов», я написал пророческую статью «Трагедия централизма», которую потом Крючков фломастером чиркал, выписывая из нее какие-то тезисы. Участником ГКЧП я не был, поскольку в команду меня не взяли, хотя заговорщиков и поддержал. У них ничего не вышло только по одной причине (это стало ясно впоследствии из общения со своими бывшими друзьями) – список ГКЧП составлял лично Горбачев, включая в него проверенных людей, того же Стародубцева, например.

Смысл всей этой игры был прост: существовало два враждовавших политических центра – горбачевский федеральный центр и ельцинский российский центр. Для того чтобы империя окончательно разлетелась на куски, должен был умереть федеральный центр и «взбухнуть» центр российский. А для того чтобы это случилось без сучка и без задоринки, надо было на какое-то время создать конституционный хаос, чтобы в мутной воде перекинуть полномочия от Горбачева к Ельцину. Четыре дня хаоса – и все полномочия (финансы, армия, разведка) перешли к будущему президенту РФ. И когда Горбачев вернулся в Москву, он тихо ушел в тень, предоставив Ельцину воцариться в Кремле и добить полумертвую советскую страну в Беловежской пуще. Такова была технология развала СССР.

А дальше начались 1990-е годы, когда началось время бархатного (хотя если мы вспомним чеченскую войну, то не такого уж и бархатного) развала Российской Федерации как осколка канувшей в Лету красной империи. Патриоты называют это либеральное десятилетие ельцинским, хотя на самом деле для русского либерализма Борис Ельцин был чем-то внешним, был какой-то оболочкой, которая русский либерализм защищала, заслоняла, окружала, как скорлупа окружает яйцо. Ну а люди типа Чубайса и покойного Гайдара были тем скрытым зародышем, который находился в глубине этого яйца, который был вот этим плазмудием желтка, вот этим клейким веществом белка и находился там среди этих пленок, среди этих таинственных прожилок.

Ведь что такое деятельность «младореформаторов»? По сути, все эти усердные читатели священных либеральных писаний Чикагской школы создали новую философию, политологию и мировоззрение нашей, с позволения сказать, правящей элиты. Он возникли на перекрестке, когда огромная советская страна остановилась, искала выбор, искала вождя, который смог бы ее сдвинуть с места и запустить спасительное развитие. И на этом перекрестке не появился гений и вождь типа Дэн Сяопина, который сделал Китай доминирующей в сегодняшнем мире державой, оставляющей у нас на глазах позади Соединенные Штаты Америки.

России были предложены Чубайс и Гайдар, которые направили энергию русского народа в совершенное другое – разрушительное – русло. Были уничтожены все великие отрасли советской промышленности, были уничтожены все высокие технологии, делающие советскую экономику второй экономикой мира. Было уничтожено русское оружие, был уничтожен военно-промышленный комплекс, была уничтожена наука и культура. Были подорваны (хотя пока и не уничтожены полностью) все мировоззренческие представления русского народа, делавшие наш народ великим и мессианским, желающим для всех народов нашей планеты рая на земле.

Реформаторы загнали Россию в тот тупик, где она пребывает и по сей день. Рынок, который предложили они, экономическая модель, которой они оперировали, были рождены не внутри русского солнца, а в недрах другой цивилизации. Она была результатом «вашингтонского консенсуса», она была выстрадана новой структурой мирового мондиализма, когда есть группы рвущихся вперед стран («золотой миллиард») и группы отброшенных назад в своем развитии континентов, цивилизаций и народов. Россия принадлежала именно к числу «нерентабельных» стран, место которой – тонуть в штормовую погоду в океане глобализации, будучи выброшенной с парохода мировой истории. Усилиями реформаторов наша страна сегодня – это огромное кладбище, огромное пепелище. Любая частица народной энергии, наши лучшие умы, сами нефтедоллары, сами ресурсы будто бриллианты, или алмазы, или лес-кругляк – все это уходит прочь из России, не оставляя здесь ничего для существования народа, который умирает по миллиону человек в год. Благодаря созданному в 1990-е годы рынку мы имеем свободный оборот наркотиков, бесконтрольную криминальную продажу оружия, торговлю русским женским телом. Этот рынок позволяет покупать все должности – от губернаторских до министерских. Это рынок, в недрах которого по существу торгуется всем – религией, верой, человеческими органами. Это рынок, в котором мы живем, который нас ужасает.


«Усилиями реформаторов наша страна – огромное кладбище»

Наша страна похожа на гигантский супермаркет (все эти «ИКЕИ», «Крокусы» и «Ашаны»), который внешне блистает своими бриллиантовыми вывесками и имеет фантастическую архитектуру. В этом супермаркете, созданном реформаторами, рушатся самолеты, взрываются электростанции, пылают не просто ночные клубы, а военные склады и заводы и взрываются поезда метро. Если раньше символом России был Медный всадник, то сегодня ее символом является Хромая лошадь, которую погоняет несчастный Шойгу, не успевающий перебегать от пожара к пожару, от катастрофы к катастрофе.

Но, несмотря на все беды, которые переживает сейчас наша страна, в российском обществе в последнее время все явственнее ощущается тяга к возрождению, обновлению, рывку и развитию. Возможно, мы приблизились к выходу из черной дыры, после чего во Вселенной родится новая российская галактика. «Пятая империя» – так я называю робко нарождающуюся сейчас империю следующего поколения, в котором сойдутся все имперские потоки и элементы сегодняшней государственности. Хоть и немного, но они есть. В этом смысле два потока сливаются.

Говоря об имперской партии, я мыслю категориями метагосударственными. Потому как империя – это симфония времен, пространств, небес и земли, на которой все цветет и возделывается. Ничто не угнетает другое. Империя – это рай. Небеса построены по закону империи. Весь русский космизм построен на ощущении, чаянии рая. Эти былинки, по которым ездят танки и которые топчут слоны, у нас под ногами. Поэтому мы плачем по умершим родителям, не едим друг друга, растим на этом детей. Пока это очень робкие социальные формы, недостаточные.

Чудо, о котором мы все говорим, должно все это превратить в бурное цветение. Зло сейчас структурировано гораздо мощнее, чем добро. И какие бы нарекания ни произносились в адрес нашей Церкви, она та структура, которая структурирует это добро. Это хранилище, куда прячется современная русскость. «Переправа» обращается к этим разнородным ядрам, она призвана структурировать их. Должны сойтись два потока – красная эра и предшествующая ей – и сочетаться. На этом стыке и может родиться новое русское чудо. Но для этого Россия должна снова стать империей, ведь в противном случае она просто исчезнет.

 

 

 

Подготовил Михаил Тюркин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+3
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь