Бездетны. И счастливы?
Почему люди сознательно отказываются от рождения и воспитания детей
Каким вы представляете себе семейное счастье? Дом, муж, жена, дети… Стоп! Не для всех слово «дети» ассоциируется со счастьем. Людей может объединять как желание иметь потомство, так и… нежелание быть родителями. Многие россияне добровольно выбирают бездетность, то есть становятся «чайлдфри» (англ. childfree – свободный от детей). Мотивы не рожать могут быть разными: эгоистическими (нежелание брать ответственность за другого человека, менять распорядок жизни в ущерб личным интересам); экономическими (неуверенность в завтрашнем дне, боязнь не справиться с материальными затратами, связанными с ребёнком); идеологическими (незачем обрекать младенца на мучения); психологическими (отсутствие материнского инстинкта или боязнь повторить ошибки собственных родителей); медицинскими.
Подчас аргументом в пользу бездетности становится протест «социальному долгу» и страх испортить фигуру, родить инвалида, потенциального маргинала и так далее. На первый взгляд причины эгоистические и инфантильные. С другой стороны, далеко не каждый находит в себе родительский талант и готовность к трудностям, и тем более не каждый задумывается об этом до появления малыша. Также не все способны принять и воспитать больного ребёнка. Поэтому, поразмыслив, «эгоист» решает: не рожать!
Столь важный шаг, как деторождение, должен быть взвешенным и продуманным. Дети, появившиеся случайно, не любимые ещё в утробе, зачатые, чтобы удовлетворить амбиции и покрасоваться с коляской, скрасить старость… Это ли не эгоизм? Многие заводят детей, потому что у подруги есть живая игрушка, а у соседа появился наследник. Рождение ребёнка для людей незрелых – способ самоутверждения. Время назад прокрутить нельзя, а в чудо полюбить нежеланное дитя поверить сложно. Получается, идеология чайлдфри на поверку не лишена гуманизма.
Нельзя путать адекватных чайлдфри с агрессивными детоненавистниками – «чайлдхейтерами». На своих ресурсах чайлдхейтеры называют детей «огрызками» и «опарышами», а матерей – «рожалками», «овуляшками». Бездетные агрессоры спровоцировали множество скандалов в реальной жизни и интернете. Порой лавина ненависти к детям и матерям выливается за пределы виртуального пространства. Психическое здоровье чайлдхейтеров вызывает опасения, так же как и их социальная активность. Агрессия порождает ответную реакцию. «Убеждённые родители», не вникая в детали, припечатывают всех добровольно бездетных «ущербными», «вырожденцами»… Но ведь у любого явления есть причины, в которых стоит разобраться, прежде чем осуждать или обвинять.
прямая речь
Евгения:
– Мне 28 лет, я чайлдфри. Во мне нет любви к детям, нет навязанных государством и обществом инстинктов, меня приводит в ужас и вызывает отвращение сама мысль о родах и беременности. Я с уважением отношусь к мамам, особенно многодетным, – тем, кто рожает осознанно, любит детей и заботится о них, но до тех пор, пока они не вторгаются в мою жизнь, безапелляционно комментируя мой выбор. А общество в основном лицемерно и очень жестоко. Полно женщин, у которых есть дети, но при этом они делают аборты, а общество их не осуждает. И они гордо говорят о том, что любят детей и осуждают чайлдфри. А женщина-чайлдфри, делает она аборты или нет, становится объектом травли.
Иван:
– Растить человека, похожего на себя, воспитывать его так, как хочется тебе, гордиться его успехами – это всё признаки эгоизма, в котором обвиняют чайлдфри. Это значит – придумать самому себе продолжение от страха перед старостью и смертью.
откровенно
«Слишком сильно люблю своих детей, чтобы их рожать!»
– Почему вы категорически не хотите детей?
– Я слишком сильно люблю своих детей, чтобы их рожать. В 14 лет я впервые влюбилась и тогда уже понимала, что «плодиться и размножаться» не собираюсь. Естественно, окружающие говорили: «Посмотрим на тебя в 25 лет!» Мне исполнилось 25, и я поняла, что ни малейшего желания произвести на свет потомство не возникло, зато появилось больше аргументов не рожать. Далее мне стали внушать, что «по-настоящему меня накроет бездетность после 30–35». Мне 40 лет, и единственное верное решение, которое я приняла в жизни, – добровольная бездетность. Я не хочу мучить своих потенциальных детей, обрекая их на страдания и смерть. Каждая мать одновременно с рождением ребёнка дарит ему бесплатный купон на мучительную смерть! Я бы всех желающих забеременеть сначала водила в морги, хосписы, тюрьмы, онкологические клиники и на кладбище. Там – возможная перспектива будущего их детей, которую не хочется замечать. Все обитатели подобных заведений – бывшие младенцы. Только один шанс на миллион, что моё дитя пострадает от онкологических болей, заставляет меня отказаться от «русской рулетки» с потомством! Меня возмущает, что я, как только появилась на свет, уже что-то кому-то должна. Срабатывает стереотип: женщина должна родить, иначе какая же она женщина?
– Вы выросли в полной семье?
– Мои родители всю жизнь вместе. У брата классическая семья, сын. У меня чудесные родственники. Но, будь у меня выбор, предпочла бы не родиться.
– Чужие дети, беременные раздражают?
– Да, но никогда не стану заниматься травлей. Не раздражают дети-сироты и дети-инвалиды. Я им сострадаю. И за каждой историей ребёнка-сироты стоит решение матери родить.
– А как муж относится к вашей добровольной бездетности?
– Первый муж принимал меня такой, какая есть. Он меня любил и в приложении ко мне не нуждался. Второй муж настаивал на появлении наследника и пытался изменить мою точку зрения. Один раз был конфликт, после чего он смирился, что я никогда не рожу. Все считают чайлдфри людьми с «психической травмой», ведь большинство рожают, и, значит, добровольно бездетные с приветом. Я редко говорю на эту тему – вокруг слишком много мам. Но когда меня начинают расспрашивать, я отвечаю – людям это очень не нравится. Они начинают злиться, особенно женщины. Почти все считают, что из меня получилась бы отличная мама и когда-нибудь я рожу.
– На ваш взгляд, в чём истинное желание женщины иметь ребёнка?
– Меня засыпают аргументами в пользу деторождения. Первый – стакан воды. Объясняю, что, чем растить и образовывать себе сиделку на старости лет, дешевле накопить денег и оплатить услуги медсестры. Второй – одиночество. Одиночество – моё самое любимое времяпрепровождение. И потом, родить ребёнка, чтобы в старости не было одиноко, – верх эгоизма. Третий аргумент – материнский инстинкт. Когда я спрашиваю женщин: «Зачем тебе ребёнок?» – всплывает всё что угодно, только не инстинкт. Самый распространённый мотив – удержать мужчину; потом – «стакан воды на старости лет»; чтобы омолодить организм (легенда, что беременность полезна). Страх, что «потом будет поздно», за гранью моего понимания. Некоторые даже ради декретного отпуска готовы забеременеть, а одна девица родила, так как не было денег на аборт! Когда женщина рисует картинки будущего материнства, она думает о том, чего она хочет. Ну кто хоть раз задумался: а чего хочет неродившийся младенец и хочет ли он появиться на свет? Наверное, исключением являются женщины, которые из сострадания усыновляют детдомовских деток. Такой человек исправляет последствия чьей-то жестокости. Уверена, самое большое влияние на ребёнка оказывает мать. Именно она причиняет в нежном возрасте неизлечимые травмы. Это может быть ненамеренно. У женщины появляется маленькое существо, которое находится полностью в её власти, и эта власть порой развращает. В итоге личность ребёнка изуродована, его самооценка понижена плюс страх перед жизнью, чувство вины, комплексы. Поэтому я давно сформулировала: мать = зло. Это режет слух, и я понимаю, что культ материнства, которым пропитана любая культура, никогда не даст себя сломать. Но что интересно: если бы мужчины принимали решение, рожать ребёнка или нет, детей было бы гораздо меньше. Это практически всегда инициатива женщины.
– Но если женщины перестанут рожать, человечество вымрет…
– Это было бы чудесно!
компетентно
«Бездетность – явление не новое»
Анатолий Вишневский, доктор экономических наук, директор Института демографии НИУ ВШЭ:
– Чайлдфри появляются, если есть свобода выбора индивидуального жизненного пути. Однако неизвестно, когда человек не хочет потомства, а когда носит маску, чтобы скрыть проблему, связанную с деторождением. Сегодня в России, как и во всём мире, беременность откладывается на более поздний срок – 25–30 лет. «Отказники от детей» были всегда. Например, в 1920-х годах Институт социальной гигиены проводил исследования в деревнях и зафиксировал убийство восьмерых детей своей матерью. Она оставляла их без ухода после рождения и заявила: «Больно жизнь хороша без детей».
Подобное поведение описал Толстой в «Воскресении», уточнив: «Как это обыкновенно делается по деревням». Просто раньше никто не декларировал свои взгляды в интернете за неимением такового. Как демограф, я знаю, бездетность – явление не новое, а многодетность всегда была редкостью, правда, не из-за нежелания рожать, а из-за высокой смертности. Для большинства людей ценность семьи по-прежнему очень высока, поэтому нет опасений, что население перестанет рожать. Когда нежелание иметь детей демонстрируется, за этим стоят комплексы и проблемы. Один из способов самоутвердиться – затоптать другого: если у меня есть ребёнок, буду презирать бездетных, и наоборот.
«Привлекает отсутствие ответственности за другого»
Ольга Исупова, старший научный сотрудник института демографии НИУ ВШЭ:
– Чайлдфри-идеология сформировалась на волне феминизма и сексуальной революции 1960-х годов. А отдельные личности, которые декларировали свой сознательный отказ от детей, как, например, Михаил Афанасьевич Булгаков, были всегда. Издревле существовало много сект, пропагандирующих безбрачие и бездетность. Во второй половине XX века появилась надёжная контрацепция и, как следствие, – светские чайлдфри. Добровольная бездетность становится популярным выбором людей, не склонных покоряться нормативному давлению общества. Государство всё меньше помогает растить детей, а семья при этом становится всё менее крепкой, и женщины понимают, что в реальности они сами будут полностью отвечать за детей, от которых в старости, вполне вероятно, ничего не получат.
Но нередко отказ от потомства – модный выбор под воздействием непосредственного окружения. Чаще всего называют себя чайлдфри женщины до 25–30 лет. Однако настоящими ЧФ можно считать только тех, кто не изменил своего мнения после 35–40 лет и не испытал в этот период внезапного желания родить. Для мужчин, наверное, аналогичной границей считается возраст около 45–50 лет. В Рунете более активны женщины-чайлдфри, поскольку дети в нашей стране в гораздо большей степени считаются женским, а не мужским делом, – это касается всех аспектов данного явления.
Социолог Вивёрс выделила два типа чайлдфри. Первый тип – реджекторы – те, кто испытывает физическое отвращение к биологической стороне беременности и детям. Возможно, именно из таких людей рекрутируются современные чайлдхейтеры. Второй тип – аффексьонадо – те, кого привлекает отсутствие ответственности за другого и иные блага бездетного образа жизни. Считаю, именно первые стремились оставаться бездетными в любую эпоху, хотя не обязательно об этом заявляли, а вот количество вторых может существенно меняться от поколения к поколению в зависимости от принятия обществом вариативности выбора в области деторождения, влиятельности общественно-политических идей и даже моды. При этом отвращение истинных реджекторов или чайлдхейтеров более глубинно и менее вероятно меняется с возрастом, в то время как аффексьонадо могут передумать.
«Мы же не осуждаем постящихся или вегетарианцев»
Анатолий Алёхин, психиатр, доктор медицинских наук:
– Бывают случаи нежданного рождения ребёнка, когда семейная система рушится и один из супругов (обычно муж) переживает конфликт, потому что отодвигается на вторую роль. Бывают бездетные пары, которые живут вполне дружно, заводят котов или собачек. Если кто-то из партнёров не хочет ребёнка принципиально, а другой – хочет, супруги расходятся. Не стоит осознанный выбор бездетности расценивать как девиацию.
В конце концов, человеческое поведение регулируется не только инстинктами, но и мировоззрением, которое может (и должно) регулировать инстинкты. И нам следует уважать выбор бездетности по идейным соображениям – мы же не осуждаем постящихся или вегетарианцев? Или добровольно принявших целибат? Мы ведь привыкли к снижению рождаемости с повышением культуры и благосостояния человека, а добровольная бездетность – шаг в этом же направлении. Чайлдхейтеры – другое дело. Там, где есть ненависть и агрессия, всегда нужно думать о личностных проблемах. Во что оденется агрессия – дело случая: ненависть к гастарбайтерам, властям, людям другой расы… Дети и беременные женщины – просто случайный образ для вымещения собственной злобности.
Мария Башмакова. Фото AFP