Планета

Болгария: уезжаем в «наш» Евросоюз

16 июля

Как живут россияне в последней по-настоящему доступной для эмиграции стране

«А почему именно Болгария?» Такой вопрос от друзей и родных слышал, наверное, каждый из почти 50 тысяч россиян, осевших за последние два-три года в бывшей «16-й республике СССР». У здешних эмигрантов образовалась даже подборка стандартных ответов на него:

– А где ещё в ЕС нас ждут? Где эмиграционная процедура так же проста и, главное, не требует серьёзных финансовых затрат? 

– Где мы можем практически сразу стать частью общества? В какой ещё стране Евросоюза менталитет населения идентичен нашему, не будет проблем с адаптацией, языком и так далее?

– Где в Европе жизнь дешевле российской и при этом есть солнце, мягкий климат, море, разнообразная природа, натуральные продукты питания в большом количестве?    

– И вообще, «в Болгарии сразу чувствуешь себя как дома, поэтому все вопросы – излишни».

Начало…

2003–2004 годы. Новое, постсоветское открытие Болгарии россиянами. Наиболее продвинутые наши соотечественники вдруг обнаруживают на карте Европы ностальгический островок социализма, «наш» по духу, но при этом – с совершенно внятными евросоюзовскими перспективами.  Оказывается, здесь тоже тёплое море! Здесь можно прожить с семьёй на 500–600 долларов в месяц. Здесь недорогая (не сравнить с испанской и прочей) недвижимость. Причём налицо строительный бум, а на рынке полно англичан и вообще – европейцев. Значит – это выгодно! К тому же нас в Болгарии любят и ждут исторически, ещё со времён царской России и СССР.  И в то время, как остальная Европа ужесточает эмиграционные процедуры, «братушки» предлагают простые и ясные условия для переезда на ПМЖ. 

Начинаются первые продажи жилья россиянам. В Болгарии появляются первые русскоговорящие эмигранты новой волны.    

Процесс пошёл…

2007 год. Болгария вступает в Евросоюз. А Россия всё более и более проникается «болгарской идеей». Старшим поколением движут ностальгические чувства, воспоминания о большой болгаро-советской дружбе. Люди среднего возраста понимают, что и сюда можно вложить деньги и потом спокойно и с комфортом отдыхать и жить с семьёй. Молодёжь вдруг осознаёт, что шаг в Болгарию, как ни парадоксально звучит, – это первый шаг в большую Европу.  

И вот на дворе 2014 год. По официальным данным, на сегодняшний день россияне вложили в болгарскую недвижимость 18 миллиардов евро. Число российских собственников болгарских квартир и домов оценивается в 500–700 тысяч человек. Это при населении страны в 7 миллионов! И как здесь уже говорилось – почти 50 тысяч выходцев из России выбрали Болгарию в качестве страны постоянного проживания.  

 

Кто они – российские болгарские эмигранты? Почему решили уехать, как устроились, как живут на новом месте, чем живут? Две типичные для новой русскоговорящей диаспоры страны семьи согласились рассказать корреспондентам «НВ» свои истории. 

 


Михаил, Наталья, пенсионеры: «Мы нашли здесь внутренний покой, гармонию»


С Михаилом и Натальей мы познакомились в Бургасе на одном из эмигрантских междусобойчиков. Мероприятий для экс-россиян (которые в основном сосредоточились в районе Черноморского побережья Болгарии) сейчас проводится много. Благо существуют всяческие клубы, объединения. Скучать не дадут. 

Наши собеседники – пенсионеры. То есть представляют значительную, если не сказать основную, группу новых российских эмигрантов в Болгарии. Оба они из Петрозаводска. Оба успели посмотреть и Россию, и Европу. Мобильны, социально активны, на «ты» с современными гаджетами, с интернетом, с компьютером. 

Мы пьём кофе на террасе их сельского болгарского дома, любуемся видом на горы, лес, на поле, где пасутся лошади. История хозяев – достаточно типичная. Идея переехать на пенсию в деревню посетила в 2011 году. Поначалу думали о Карелии. Но «всё, что нравится, дорого, а то, что по средствам, – там жить невозможно». И вообще, «чем дальше искали, тем меньше хотелось в российскую деревню». Ездили в Хорватию, в Черногорию. «Очень красиво, к русским относятся хорошо, но опять же – дорого». 

В результате остановились на Болгарии. На селе в пяти километрах от моря и в двадцати от столицы Южного Черномория – Бургаса. Дом выбирали тщательно. Быстро поняли: все предложения по цене до миллиона-полутора рублей – либо развалюха  под снос, либо депрессивное, проблемное место: засилье цыган, инфраструктуры нет, природы нет, болгары продают дома по дешёвке и бегут. 

– Сразу хотим предупредить всех, – говорит Михаил. – Не питайте иллюзий. За дом придётся отдать минимум 2–3 миллиона рублей в пересчёте на наши деньги. И всё равно что-то придётся переделывать. То, что здесь строится на продажу, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Наш дом, допустим, реконструированный, старый. В целом неплохо всё было сделано, но всё равно – с крышей вскрылись проблемы, с утеплением. По участку много работы было. 

Но в целом у Михаила и Натальи всё сложилось удачно. Их село – в пяти минутах от моря, да к тому же на территории национального парка. Вокруг – горы, леса, озёра, реки. 

– Наш районный центр – Созополь, жемчужина ЮНЕСКО, более 2000 лет истории, – продолжают наши собеседники. – Тут  экология намного лучше, чем в районе Солнечного Берега, Несебра, Помория. И море тут чище. 

Инфраструктурно село Михаила и Натальи обустроено отлично. Магазины, врач, детсад, школа, автобус четыре раза в день до Бургаса. Есть водопровод, канализация, телевидение с 18 каналами на русском, оптоволоконный высокоскоростной интернет. Всё потому, что эта деревня – третий по численности (1500 человек) населённый пункт Созопольского района. 

– 5 июня 2012 года мы окончательно переехали сюда, – делятся с нами собеседники, – и стали вживаться, обустраиваться. Горы наши дают особый климат. Летом не так жарко и не так влажно, как у моря. Деревня – очень живая. Много молодёжи, детей. И деревней-то не назовёшь – это настоящий городок маленький. И уже 13 домов – россияне, украинцы. Москва, Питер, Киев, Петрозаводск, Челябинск. Есть англичане, чехи, поляки, немцы.   

Отметим, что для российского пенсионера оформить все необходимые болгарские эмиграционные документы – совершенно не проблема. Было бы желание и справка из собеса – о том, что кандидату на выезд начисляются пенсионные деньги. 

Хотя, конечно, в целом не всё так просто. Прежде всего в плане финансового обеспечения своего проживания в стране. 

– Здесь можно прожить и на наши две пенсии, – говорит Наталья. – Но, конечно, хорошо бы ещё какой-то доход иметь. Квартиру сдать в России, от детей помощь, депозит в банке. Кто-то здесь подрабатывает. Миша у меня, допустим, столярными работами занимается. Мебель, всякие деревянные штуки. 

– Никому, кстати, не советуем рубить полностью концы на родине, – присоединяется к супруге Михаил. – Есть люди, которые расставались со всем, а потом понимали: Болгария не для них. Или неудачно в бизнес вкладывались. Через несколько лет уезжали в Россию ни с чем. 

Вопрос интеграции в общество – пожалуй, самый серьёзный для всякого эмигранта.  Незнакомый язык, законодательство, походы в госучреждения, заполнение бумаг, отчётность, налоги. Всё это ждёт вновь прибывших помимо ежедневного общения с местными жителями и соседями и решения бытовых проблем.

С языком Михаилу и Наталье повезло. Попали на бесплатные курсы Евросоюза. Три месяца ежедневных занятий – и заговорили, начали читать. Всяческая бумажная волокита на поверку оказалась не такой уж и страшной. Объём писанины – в разы меньше, чем в России. Причём неожиданно выяснилось: болгарские госслужащие охотно и спокойно объясняют, как и что нужно заполнить, где что конкретно написать и куда сдать готовые документы.

– У болгар, конечно, тоже есть проблемы, но люди здесь умудрились не потерять теплоты, – подводит своеобразную черту под нашим разговором Михаил. – Мне вообще наше село напоминает бабушкину деревню в Карелии, где я в 60-е годы каждое лето отдыхал. По отношениям между людьми, по общей атмосфере. Помните то время, когда в деревнях дома не запирали? Практически так же здесь, у нас.  

 

– Мы в Болгарии нашли внутренний покой, гармонию, – присоединяется к супругу Наталья. – Никакой ностальгии, в Россию не хочется совершенно! Сейчас полнейшее ощущение, что впереди только хорошее. Всё главное в жизни сделано, дети уже встали на ноги, можно для себя жить, да вот для внучек ещё. Они у нас, кстати, уже второе лето подряд отдыхают. Им польза, нам – радость.

 

Роман, Настя, молодая семья: «Это наша страна, наш город!»


Тридцатилетние, образованные, активные, амбициозные. Таковы следующие наши герои – Роман и Настя из Владивостока.  Казалось бы, для молодых, как пишут везде, «Россия – страна возможностей». Почему же тогда они, дипломированные юристы, всё бросили, взяли в охапку маленькую дочь Алину, пару чемоданов и оказались в Болгарии?  Общая усталость, разочарование и – рождение ребёнка. Вот такие причины, по словам наших собеседников, подтолкнули их к решению оставить родной город и страну. 

– Лета во Владике не было уже лет пять как. Экология там плохая, море – уже не такое чистое, как раньше. Город сильно загазован, постоянно стоит в пробках. Все продукты в магазинах – китайские, пластмассовые просто! Пока ребёнка не было – как-то не обращали на это внимания. А как дочь родилась – задумались. А ещё – со своим бизнесом тяжело, по специальности нашей тоже сложно устроиться. Всё-таки город относительно небольшой по сравнению с Москвой.

Болгарский вид на жительство Роман и Настя получали по самой распространённой (после пенсионной) схеме – как представители иностранной фирмы. К Болгарии шли долго. Были мысли про Канаду, Италию, Португалию. Но там всё сложно с процедурами. В интернете набрели на болгарские форумы. Познакомились с парой семей, которые уже переехали. Почитали истории. И поехали.  Сначала вдвоём. Потому что решили для себя: не понравится – всегда успеем вернуться. 

– И поначалу – не понравилось, – вспоминают сейчас оба. – Не прочувствовали Бургас. С районом не повезло, где первая квартира была. Новостройки и новостройки – как во Владике. Всё непонятно как-то, серенько. Язык чужой, жизнь чужая вокруг. Всё – чужое! Расстроились, конечно, страшно.

Рома и Настя уже собирались уезжать, но тут вмешался случай.

– Познакомились с одним болгарином. У его семьи – частный пансион свой. Сняли там квартиру. И всё перевернулось. Окунулись в то, как тут люди живут. Поняли, что намного доброжелательнее народ, что сохранили болгары себя во многом. Новые знакомые нам открыли Бургас. Приморский парк, центр, пешеходные зоны. Помогли разобраться, как и что функционирует – госорганы, медицина, детские учреждения. На поверку город оказался очень милым и удобным для жизни. 270 тысяч населения. Всё под рукой. Очень комфортные муниципальные службы. Сейчас, кстати, чиновники стали уже по-русски говорить. В городе шесть тысяч русскоговорящих постоянно проживают. Муниципалитет идёт навстречу. Ну а то, что здесь дети до сих пор по улицам без взрослых бегают, – такого в России уже не представить.    

Большую роль в процессе ассимиляции, по рассказам ребят, сыграло то, что болгары – очень толерантный народ. Спокойно относятся к приезжим. 

– Мы это по детсаду Алинкиному видим. По тому, как её там приняли и дети, и взрослые. И вообще – с какими-то ксенофобскими настроениями мы за два года не сталкивались. 

Языковой барьер нашим героям помогли преодолеть курсы и… смартфон. Программа перевода с голоса оказалась очень полезной. Настя работает в агентстве недвижимости, много общается с болгарами, поэтому говорит лучше.  

– Я-то больше дома на компьютере да всё как-то с русскими, – смеётся Роман, – поэтому тут похуже всё. Но вот ребёнок переводчиком работает у нас частенько.  Буквально за пару месяцев дочка заговорила бегло. 

С жильём у наших собеседников проблем нет. Купили квартиру. Цены сопоставимы с владивостокскими. Так что получился как бы равноценный обмен. Трёшка в новом российском доме – на такую же трёшку в новом болгарском. Плюс бонус – сад, бассейн во дворе, охрана.  

С работой пришлось труднее. Но и тут всё в конце концов устроилось. Настя теперь – риэлтор. Роман делает интернет-сайты, ремонтирует компьютеры.  Сейчас открыл фирму по ремонту и меблировке квартир.

– Клиенты пока только русскоговорящие. Хотя, казалось бы, тут нужно искать что-то, что заинтересует болгар или Евросоюз. Какую-то тему. Всё-таки в Болгарии самый низкий в ЕС налог на прибыль – 10 процентов. Зарплаты мизерные по европейским меркам – 200–400 евро. То есть себестоимость производства может быть низкой. Но это – со временем. Кроме темы, нужны же ещё связи, партнёры в Европе. Внутри Болгарии предложить что-то новое, что будет пользоваться спросом, – тоже сложно. Болгары очень консервативны. Иногда кажется, что им вообще ничего не надо – всё есть у них. 

Теперь, по прошествии двух лет, Роман и Настя, так же как и Михаил с Натальей, не жалеют о своём шаге в болгарскую неизвестность. 

 

– Дочка просто счастлива. Сейчас она в детсаду, потом пойдёт в болгарскую школу. Оттуда, видимо, в Европу на бесплатное высшее или – в Америку. Ну или здесь – в болгарский универ, тоже будет диплом европейский. То есть с ней всё понятно – все перспективы. А мы недавно поймали себя на ощущении полнейшего спокойствия какого-то. Как будто тут всегда жили. Это – наша страна, наш город!



Руслан Кравцов, София – Петербург. Фото Ляли Бакировой
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно