Планета

«Большая двадцатка». Как карты лягут?

03 сентября

«НВ» продолжает знакомить с участниками саммита G20, который на этой неделе состоится в Петербурге, представляя их в виде колоды игральных карт


Дама червей. Бразилия. Дилма Русефф. Железная леди с партизанским прошлым

 

 

Судьбу этой женщины хорошо иллюстрирует высказывание Черчилля: «Кто в молодости не был радикалом, у того нет сердца. Кто в старости не стал консерватором, у того нет головы». С головой у Дилмы Русефф полный порядок – она считается талантливым управленцем и принципиальным борцом с коррупцией. Однако до консерватора ей ещё далеко, хотя её Партия трудящихся при всей своей левацкой риторике упрямо гнёт «госкапиталистическую линию».

И всё же, когда этим летом тысячи бразильцев устроили погромы в мегаполисах, сеньора Русефф воскликнула: «Я горжусь этими людьми!» Спрашивается: откуда у классической аппаратчицы с замашками бизнес-леди такая симпатия к бунтарям? Наверное, сказались гены: её отец, болгарский коммунист Пётр Русев, бежал в 1920-е годы от политических преследований в Бразилию и, став «доном Педро», достиг предпринимательских высот.

Впрочем, Дилма переплюнула своего папу и в радикализме, и в прагматизме. Под впечатлением от военного переворота 1964 года она из возвышенной особы, мечтающей стать балериной, превратилась в пламенную революционерку а-ля Софья Перовская. Начитавшись Маркса, Дилма примкнула к «городским партизанам» и стала планировать их акции. В 1970-м власти её арестовали, однако «бразильская Жанна д’Арк», как истинная партизанка, даже под пытками не выдала своих соратников.

В 1985 году диктатура закончилась, и повзрослевшие бунтари потянулись косяком в большую политику. Дилма Русефф пришла туда через энергетику, что символично: энергии нашей героине не занимать. За превосходные деловые качества (она стала одним из авторов «бразильского экономического чуда») популярнейший лидер-социалист Луис Инасио Лула да Силва объявил её своей преемницей. И благодаря зажигательной избирательной кампании в ритме самбы Дилма Русефф стала в 2011 году первой в истории Бразилии женщиной-президентом.

Экономическая ситуация.

Усилиями Лулы и его «правой руки» Дилмы Русефф Бразилия превратилась в «латиноамериканский Китай». В стране вдвое сократилось количество нищих, экономический рост бьёт рекорды, а местная авиастроительная компания Embraer наступает на пятки «Боингу». Но вместе с уровнем жизни возросли и требования трудящихся. Летом этого года тысячи бразильцев устроили уличные погромы, требуя увеличить ассигнования на образование и здравоохранение.

Международный вес.

Бразилия считается одним из лидеров латиноамериканского «красного пояса», хотя и обходится без венесуэльских лозунгов в духе «Остановим империю янки!». Оно и понятно – страна хочет быть одним из респектабельных лидеров БРИКС, при этом получая инвестиции из США.

Позиция на саммите.

Как «левая» страна, Бразилия желает посадить на короткий поводок финансовых «жирных котов». А её руководство уже отметилось праведным негодованием по поводу того, что главами МВФ и Всемирного банка неизменно становятся «правильные парни» из США и ЕС. В общем, сеньора Русефф может стать на саммите нашей «палочкой-выручалочкой».

Отношение к России.

В фамилии бразильского президента недаром чувствуется «русский корень» – диалог между двумя странами отличается редкой теплотой. Конфликт в Сирии, создание многополярного мира, уважение к государственному суверенитету всех стран мира – по всем этим вопросам Москва и Рио выступают единым фронтом. А после декабрьского визита госпожи Русефф в Москву Россия стала поставлять в Бразилию вертолёты Ка-62.


Бубновая дама. Аргентина. Кристина Киршнер. Гламурная дива с характером Тэтчер

 

 

«Дама на высоких каблуках и с высокими амбициями…» – так аргентинского лидера называют за глаза её недоброжелатели. А завистников находится немало, поскольку энергичную, темпераментную и умело пользующуюся своими женскими чарами Кристину Киршнер народ боготворит не меньше, чем легендарную Эвиту, супругу президента Хуана Перона. И 60-летняя глава Аргентины старается быть на «гламурной высоте» – копирует манеры своей героини, делает пластические операции и постоянно опаздывает на встречи из-за длительных раздумий над деталями очередного туалета. «Даже бомбёжка не заставит меня отказаться делать макияж!» – призналась она однажды.

Очередная «гламурная дива» и пафосная пустышка? А вот и не угадали! Придя в 2007 году на президентский пост по протекции мужа Нестора Киршнера, выходившего страну после «финансового инфаркта», наша героиня сразу зарекомендовала себя как «аргентинская Маргарет Тэтчер». Хотя подобное сравнение ей самой не показалось бы лестным – в этом году она столкнулась с Британией из-за Фолклендских островов, которые в начале 1980-х лихо отстояла для Лондона английская «железная леди».

Президентство Киршнер – это действительно нескончаемая борьба. В 2008-м она ввела квоту на экспорт сельхозпродукции, чем настроила против себя фермеров, но смогла в суровую кризисную годину найти дополнительные средства в казну. Через год она, не колеблясь, уволила главу Центробанка, отказавшегося передавать иностранные резервы Аргентины для выплаты долга. А сегодня она ведёт неравный бой с МВФ и ВТО, отказываясь выполнять их «добрые» советы и платить кредиторам по всем аргентинским долгам. Международный скандал? Ну и пусть! Главное – красавицу Кристину поддерживает народ, оценивший по достоинству социальную помощь трём миллионам детей.

– У меня остались две страсти: политика и шопинг, – не без горькой иронии говорит о себе сеньора Киршнер.

Экономическая ситуация.

После дефолта 2001–2002 годов, от которого Аргентину не уберёг никакой МВФ, аргентинская экономика уже десять лет растёт как на дрожжах и не думает впадать в «кризисную депрессию». В чём секрет её живучести? Во-первых, надо отдать должное рыночным реформам в сочетании с курсом на национализацию стратегических предприятий. А во-вторых, погоду сделали высокие мировые цены на аргентинскую сельхозпродукцию, особенно на сою.

Международный вес.

Несмотря на умеренную «левую» модель, Аргентина гораздо более смелый участник «латиноамериканской красной фронды», чем Бразилия. Чего стоят одни публичные братания госпожи Киршрер с покойным венесуэльским команданте Чавесом! И хотя темпераментная аргентинка не позволяет себе залихватских выпадов в адрес Вашингтона, она активно ратует за многополярный мир и крепит связи с Китаем.

Позиция на саммите.

Хлебнув немало горя от МВФ и разных международных спекулянтов, Аргентина готова бежать в реформировании мировых финансовых институтов впереди паровоза – то есть стран БРИКС. Однако в «сирийском вопросе» госпожа Киршнер постарается занять нейтральную позицию.

Отношение к России.

Москву и Буэнос-Айрес объединяют похожие взгляды на ключевые международные проблемы и сотни совместных проектов. Однако с Бразилией и той же Венесуэлой у России пока больше конкретных тем для обсуждения.


Трефовая дама. Турция. Реджеп Тайип Эрдоган. Исламист с амбициями султана

 

 

«Если б я был султан, я б имел трёх жён», – пел герой Юрия Никулина в «Кавказской пленнице». Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган хоть и умеренный исламист, но лелеет совсем не умеренные мечты сразу о трёх «супругах». Первая «жена» – это Турция как высокотехнологичный гигант. Вторая «жена» – это Турция в роли возрождённой Османской империи, вершащая судьбы Ближнего Востока. Наконец, третья и любимая «жена» – это Турция как исламское государство, свернувшее светский проект Мустафы Кемаля Ататюрка. Увы, но обзавестись столь роскошным «гаремом» у нашего «султана» пока не получилось. Впрочем, обо всём по порядку…

Эрдоган родился в 1954 году в рабочем квартале Стамбула и в детстве торговал лимонадом на небезопасных улицах города. Диплом он получил в религиозном лицее «Эйюп», где имамы с блеском в глазах проповедовали учение Пророка. Вступив во взрослую жизнь, он долгое время работал менеджером в разных частных компаниях. Популистские речи «в пользу бедных», умение добиваться расположения бизнеса и приверженность исламу – вот три слагаемые успеха Эрдогана, родившиеся из его жизненного опыта.

Впрочем, к успеху он шёл долго, но упорно. Став в 1994-м мэром Стамбула, Эрдоган вскоре основал исламистскую партию, но после военного переворота 1997 года угодил за решётку. Это добавило его биографии необходимую толику романтизма – выйдя из тюрьмы героем, он в 2003-м победил на парламентских выборах и занял кресло премьера. За десять лет у власти наш герой действительно превратил Турцию в промышленную державу и создал в стране зажиточный средний класс. Однако мечта Анкары о создании новой Османской империи так и остаётся мечтой – оседлать «арабскую весну» смогли совсем другие «наездники». А «бархатная исламизация» Турции захлебнулась в мае этого года, когда тысячи поборников светскости вышли на улицы с лозунгом: «Падишах, уходи!»

Экономическая ситуация.

Темпы роста ВВП Турции уже десять лет поражают воображение. Интересно, почему западные бизнесмены так любят инвестировать в её экономику? Возможно, они оценили дешёвую и относительно квалифицированную рабочую силу. А может быть, Запад решил «накачать» своего сателлита экономической мощью перед началом масштабных событий на Ближнем Востоке.

Международный вес.

Осознав, что в «общем европейском доме» ей уготовлено лишь место в предбаннике, Турция в 2000-е годы заявила о себе как о региональной державе. И что в итоге? Анкара поссорилась с Израилем, дистанцировалась от ЕС и не смогла увлечь своей моделью страны победившей «арабской демократии». Теперь геополитическое будущее решается в Сирии, которую Анкара готовится атаковать в общем строе западных «крестоносцев».

Позиция на саммите.

В дискуссиях о будущем Сирии Турция будет петь в общем хоре европейских и американских агрессоров, периодически выдавая особенно воинственные «соло». Зато в экономических вопросах Эрдоган может иногда, по ситуации, перебегать в российский лагерь. Не зря же руководство Турции недавно заикнулось через прессу: «Вот бы нам вступить в БРИКС!»

Отношение к России.

В экономическом плане в разгаре «медовый месяц» – РФ строит в Турции новую АЭС, поставляет ей КамАЗы и тянет к турецкому берегу ветки трубопроводов. Но в отношениях двух стран остаётся серьёзнейший камень преткновения – Сирия! Поговаривают, что лишь Россия смогла прошлой осенью предотвратить турецкую агрессию против её бывшей сирийской провинции.

Дама пик. Франция. Франсуа Олланд. «Месье Нормаль»


 

Нынешний французский лидер Франсуа Олланд считается серым, скучным и неуверенным в себе типом. Даже соратники-социалисты называют его «пустышкой» или «слоником Флэнби» (один из популярных сортов карамельного пудинга). Другая кличка Олланда – «месье Нормаль»: он постоянно подчёркивает, что является «нормальным президентом», без закидонов и нарциссизма. Пухловатый, круглолицый, с сияющей на макушке лысиной… партийный функционер, да и только!

И как такой безликий персонаж стал лидером модников-французов? На самом деле Франсуа Олланд и не думал участвовать в 2012-м в президентском марафоне. Но, как это случается во французских комедиях с героями-недотёпами, ему внезапно достался счастливый билет – годом раньше Доминик Стросс-Кан «прокололся» в инциденте с горничной в нью-йоркском отеле. В итоге социалисты остались без кандидата-тяжеловеса и поставили на «серую лошадку» по имени Олланд. Одолеть же своего соперника нашему герою удалось лишь потому, что французы смертельно устали от Николя Саркози – с его импульсивным характером, страстью к дорогим безделушкам, вульгарными манерами и провальными экономическими реформами.

Но выиграть выборы – это одно, а стать лидером – совсем другое. За год жизни в Елисейском дворце месье Олланд стал самым непопулярным президентом в истории Франции – к нему имеют претензии более 70 процентов сограждан. Ещё бы – все его громкие затеи только раскалывали общество! Достаточно вспомнить войну в Мали, большевистское намерение обложить 75-процентным налогом олигархов и проталкивание закона о гей-свадьбах, вызвавшего гнев у миллионов французов. Однако Франсуа Олланд, неумело копируя Саркози, строит из себя «маленького Наполеона», грозя войной Сирии. Что тут скажешь? В охваченной кризисом Европе к власти всё реже приходят личности масштаба Шарля де Голля или Франсуа Миттерана.

Экономическая ситуация.

Посмотришь на Францию со стороны – вроде «почти как Германия», но стоит копнуть чуть глубже – и увидишь… «почти что Грецию». Близкий к нулевому рост промышленности, госдолг размером в 91 процент от ВВП, 11-процентная безработица… Французская экономика сегодня напоминает бомбу замедленного действия, к которой власти зачем-то одну за другой подносят спички. Одни только разговоры о введении 75-процентного налога на миллионеров спровоцировали массовый исход крупных налогоплательщиков из Франции. Помните комедийный сериал о «похождениях Жерара Депардье в России»?

Международный вес.

Влияние Франции в мире стремительно тает, несмотря на все великодержавные потуги. В отличие от Саркози, Олланд в пику Германии пытается увлечь европейцев «философией экономического роста» (за счёт нового повышения долгового бремени). За пределами же ЕС Олланду явно не дают покоя лавры предшественника: только его «Ливией» может стать куда более крепкая Сирия.

Позиция на саммите.

В сирийском вопросе французский лидер пытается быть святее папы римского. Даже Барак Обама и Дэвид Кэмерон начали изображать колебания на счёт рациональности начала будущей войны, и только месье Олланд, похоже, готов нанести удар без санкции ООН и даже без команды «фас». В экономических же вопросах Франция будет наверняка блокироваться с другими странами Запада.

Отношение к России.

Несмотря на превосходные деловые контакты, диалог между Москвой и Парижем после прихода Олланда лишился прежней теплоты. Как истинный социалист, новый хозяин Елисейского дворца вовсю пытается читать своим коллегам «демократические нотации». А этого, как известно, не любят нигде.

Михаил Тюркин
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно