Страна и мир

«Будем строить суда назло всем санкциям»

03 июля

В Петербурге проходит VII Международный военно-морской салон

Организаторы салона проводят его, учитывая не только интересы специалистов, но и любопытство горожан всех возрастов


Павильоны комплекса «Ленэкспо» на берегу Финского залива, ещё недавно принимавшие Петербургский международный экономический форум, в эти дни превратились в выставочные залы Международного военно-морского салона. По сравнению с форумом атмосфера, конечно, изменилась – первые дни МВМС предназначены исключительно для экспертов и спецов по ВТС, и внешне на территории комплекса не слишком многолюдно. Зато радикально изменилась обстановка на воде. В ходе форума в акватории «Ленэкспо» стояло всего несколько военных катеров, а сейчас на водной глади десятки военных кораблей – и само их присутствие создаёт строгую и торжественную атмосферу.

По словам организаторов, с каждым годом масштабы салона становятся всё больше. В этом году здесь представлено более 600 экспонатов, имеющих военное назначение, и более двух тысяч экземпляров гражданской продукции. Тематика выставок самая разная: у причалов можно посмотреть на действующие суда Военно-морского флота, а внутри павильонов расположены стенды различных компаний – начиная с судостроительных заводов, представляющих модели современных кораблей, и заканчивая фирмами, которые производят оборудование для радиосвязи и покрытия для корпусов. 

Главное отличие петербургского салона от других выставок военно-морской техники в том, что организаторы стремятся сделать его не только полезным для специалистов, но и интересным для всех посетителей событием. Именно с этой целью на открытии и закрытии салона традиционно выступают группы высшего пилотажа «Русские витязи», «Стрижи» и «Русь», а также проходит парусная регата на приз МВМС-2015.

– Мы пытаемся учесть интересы всех посетителей салона: и представителей предприятий, и служащих ВМФ, и простых петербуржцев, – говорит гендиректор ЗАО «Морской салон» Михаил Золотарёв. – За рубежом на такие выставки пускают только аккредитованных специалистов, а к нам может прийти любой желающий, просто купив билет. Помимо прочего, это способствует военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Старания организаторов не пропадают даром: у стендов и открытых площадок в дни открытого доступа можно встретить не только бравых моряков и серьёзных бизнесменов, но и маленьких горожан, которые с удовольствием рассматривают модели кораблей и их оригиналы, стоящие у причала. Официальный лозунг салона – «Через сотрудничество – к миру и прогрессу!».

Но его неофициальной версией вполне могла бы стать фраза президента АО «Объединённая судостроительная корпорация» Алексея Рахманова: «Будем развиваться назло всем санкциям».

Действительно, российское судостроение постепенно привыкает к прекращению поставок зарубежных компонентов и начинает искать пути замены импортного оборудования. Например, после того, как Украина перестала поставлять газотурбинные установки для российских фрегатов, их начали разрабатывать в ОАО «Сатурн» и на заводе «Звезда». 

Ещё один пример импортозамещения – строительство больших десантных кораблей вместо французских «Мистралей».

– Такие корабли строятся в соответствии с планами соответствующей программы РФ, утверждённой президентом. Они будут способны нести на борту 16 вертолётов, принять 450 десантников и до 80 единиц техники, – подчеркнул главком ВМФ Виктор Чирков.

Российские судостроительные заводы не только работают на отечественный флот, но и поставляют немало продукции за рубеж. По словам заместителя генерального директора «Рособоронэкспорта» Игоря Севастьянова, за последние 15 лет общая сумма заказов на экспорт в сфере ВМФ составила более 21 миллиарда долларов, причём треть этой суммы приходится на подводные лодки. А на сегодняшний день портфель заказов на экспорт составляет около 5 миллиардов в американской валюте. 

Впрочем, тут есть парадокс – хотя недостатка в заказах у судостроителей не наблюдается, но нехватка кадров на предприятиях чувствуется остро. Именно поэтому салон становится ещё и способом привлечения в отрасль новых сотрудников.

– Для решения кадровых проблем мы действуем в нескольких направлениях, – говорит президент ОСК Алексей Рахманов. – Мы начали системную работу с учебными заведениями – причём мы поняли, что детей нужно ориентировать на работу в отрасли начиная ещё со школы. 

Ещё одно отличие нынешнего салона – в этом году из-за напряжённых отношений России с Западом к морскому причалу не пристал ни один иностранный корабль. Хотя раньше представители НАТО охотно заходили в Петербург в ходе выставки.

– Мы не меняли график подготовки этого салона и разослали приглашения во все основные страны-партнёры, так же как и в прошлом году, – в Германию, во Францию, в Великобританию, США... Но из-за санкций они отказались участвовать в салоне, – объяснил замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дутов.

Впрочем, отсутствие европейских кораблей не сильно сказалось на популярности салона: вместо них на морском причале выстроился целый ряд российских. 

Здесь можно своими глазами увидеть новенькую дизель-электрическую подводную лодку проекта 636 «Старый Оскол» – на ней сегодня состоится церемония подъёма Андреевского флага, после чего субмарину торжественно передали ВМФ. Она войдёт в состав Черноморского флота, наряду с ещё пятью лодками того же проекта укрепив «подводный кулак» России. 

Ещё один экспонат, привлекающий внимание посетителей, – десантный корабль «Зубр». Он относится к классу малых десантных, но является самым большим в мире кораблём на воздушной подушке. «Зубр» способен одновременно перевозить до полутысячи человек или военную технику общей массой до 150 тонн. Правда, наши военные в силу разных причин не смогли представить на салоне некоторые достижения российского судостроения, которые озвучил главком ВМФ адмирал Виктор Чирков.

– К сожалению, мы не можем показать здесь наши атомные подводные лодки, разместить морскую авиацию… В силу большого водоизмещения не можем представить наш новый фрегат «Адмирал флота Горшков», который проходит государственные испытания. Также заканчивает испытания спасательное судно «Игорь Белоусов», оборудованное аппаратом для погружения и спасения подводников на глубине до 720 метров. 

Кроме того, у нас есть многофункциональный катер-катамаран СМК-2093, который в зависимости от комплектации может использоваться как поисково-спасательный, пожарный или нефтесборочный. Есть у нас и противодиверсионный катер «Раптор», его скорость составляет 50 узлов, а вместимость – 20 десантников (три таких катера недавно вошли в состав Черноморского флота. – Прим. ред.), – заявил адмирал. 

Кроме того, в 2015-м в состав ВМФ войдёт многоцелевой фрегат «Адмирал флота Касатонов», сторожевые корабли «Адмирал Григорович» и «Адмирал Эссен», большой десантный корабль «Иван Грен», несколько малых ракетных кораблей «Буян-М», тральщик нового поколения «Александр Обухов»,  корпус которого полностью изготовлен из пластика, и другие суда. Но самое главное, по словам главкома МВФ, «даже не техника, а российские специалисты, способные её создавать, и их заинтересованность в высокой боевой готовности российского флота». 

– На те лодки и корабли, которые сейчас проходят модернизацию, мы ставим самое современное оборудование – причём так, чтобы можно было и через 10 лет, не затрагивая конструкцию кораблей, поменять его. Мы создаём такой флот, который ещё долго будет способен защитить наши интересы в любой точке Мирового океана, – заявил главком.

В заключение адмирал Чирков добавил, что местом проведения следующего Военно-морского салона вполне может стать Кронштадт, чьи пристани могут принять корабли любого размера.  

Второй день Военно-морского салона стал апогеем события – на площадках «Ленэкспо» появились не только многочисленные горожане, но и делегации представителей ВМС других стран. На сцену поднялись вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин, главком ВМФ Виктор Чирков и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

 Рогозин зачитал приветственное послание премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, а затем добавил несколько слов от себя:

– Здесь, на Военно-морском салоне, представлены ведущие российские компании, занимающиеся судостроением и созданием различных систем, используемых во флоте. Кроме того, к нам в гости приехали и иностранные партнёры – 40 иностранных делегаций из 27 государств. Визит зарубежных гостей очень важен для нас, ведь МВМС – уникальная возможность продемонстрировать не только нашу мощь и военный потенциал, но и наше миролюбие. Мы хотим показать, что РФ готова строить взаимоотношения с другими странами в духе мира и взаимного уважения. 

А губернатор Петербурга Полтавченко напомнил, что наш город строился как морская столица России и до сих пор с гордостью носит это имя: 

– На пять дней наш город становится не только де-факто, но и де-юре морской столицей России. Он изначально закладывался Петром I как морские ворота России. Первое промышленное предприятие, построенное здесь, – «Адмиралтейские верфи». Сегодня Петербург – это флагман российского судостроения. Около 80 процентов научных институтов и конструкторских бюро, изучающих и продвигающих кораблестроение, находится здесь. 

Затем подняли флаг МВМС – и открытие состоялось. К этому времени тучи, всё утро низко висевшие над Финским заливом, разошлись, выглянуло солнце. 

 

Софья Иваненко, корреспондент «НВ». Фо­то Евгения Федоскова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.59
0.147 (0.16%)
Курс Евро
99.79
0.067 (0.07%)
Погода
Сегодня,
16 апреля
вторник
+6
Слабый дождь
17 апреля
среда
+2
18 апреля
четверг
0