Что изменилось за пятилетку?
Пять лет назад журналисты Балтийской медиа-группы сняли документальный фильм «Петербург-2008. Воспоминания о будущем», который и сегодня заставляет задуматься о том, как развивается северная столица России
Каждая из серий фильма, который пять лет назад посмотрели тысячи петербуржцев, – размышление о главных проблемах Петербурга, вступившего в XXI век: сохранение исторического наследия, развитие дорожной и транспортной инфраструктуры, туристическая привлекательность, налаживание диалога между властью и общественностью… Главная, объединяющая тема – рождение новой идеи мегаполиса. Что же изменилось за минувшие пять лет? Какие проблемы стоят перед северной столицей сегодня? Мы попросили наших экспертов ответить на эти вопросы.
наследие
«В 2008-м горожане наконец осознали, что сохранение живой ткани Петербурга, его исторических видов и перспектив – это самое выгодное вложение сил и средств».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»
«Власть стала более чутко прислушиваться к голосу общественности»
Юлия Минутина, координатор движения «Живой город»:
– Ситуация в области защиты исторической архитектуры стала улучшаться, но до идеала нам ещё далеко. До сих пор приходится расхлёбывать последствия тех решений, которые были приняты в 2004-м, 2006-м, 2008-м… Сколько ещё мы будем сталкиваться с наследием прошлых лет, неизвестно.
До сих пор свежа в памяти история с домом Рогова, во всех отношениях показательная. Это был очень серьёзный откат назад, который поставил под вопрос возможность дальнейших переговоров градозащитников с действующей властью. Хотя сегодня это скорее единичный случай: времена, когда подобное происходило регулярно, миновали. Однако говорить о том, что такое больше не повторится, мы пока не можем. Уничтожение исторических зданий продолжается, и остановить его пока не удаётся. Зачастую власть лишь формально исполняет свою функцию, обращаясь в суд, но при этом не проявляет достаточной настойчивости, и суд оказывается проигранным. А застройщики, в свою очередь, отработали тактику экспресс-сноса, когда здание разбирается полностью буквально за ночь.
Конечно, есть и положительные факты. Закон о границах зон охраны объектов культурного наследия, принятый в 2009-м, худо-бедно действует. Недавно было подписано постановление правительства города, обязывающее застройщиков получать разрешение на снос (раньше оно требовалось лишь в том случае, если снос был подготовкой к дальнейшему строительству). Если этот закон заработает должным образом, это станет важной победой.
А вот федеральная инициатива по увеличению штрафов за снос исторических зданий, хоть и благая, увы, недостаточная. Слишком часто застройщику удаётся в суде опротестовать штраф по формальным основаниям и уйти от ответственности. Нужно сделать так, чтобы наказание было неотвратимым для всех без исключения, а для этого требуется чётко отрегулировать законодательные процедуры. Совет по сохранению культурного наследия тоже играет роль, хотя, если речь идёт о каких-то серьёзных интересах, бывает и так, что уже решённый вопрос выносится на обсуждение лишь для галочки.
И всё же, повторяю, в целом власть стала более чутко прислушиваться к голосу общественности. Недавнее решение по Фарфоровскому кладбищу – яркое тому подтверждение. Да и сама общественность стала активнее – стоит лишь взглянуть на обилие различных общественных движений и организаций, появившихся за эти годы. Чаще договариваемся с властями до того, как случился скандал. Но по-прежнему приходится играть на опережение.
застройка
«2008 год продемонстрировал любопытную тенденцию – чем масштабнее и амбициознее проекты, меняющие облик города, тем больше желание людей участвовать в их обсуждении. Сказалось простое правило физики: действие равно противодействию».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»
«Противостояние прекратилось. Начался диалог»
Александр Карпов, директор центра экспертиз ЭКОМ:
– По сравнению с тем, что было в 2008 году, ситуация переменилась радикально. Тогда казалось, что по городу едет огромный бульдозер, который не остановить. Как грибы возникали проекты один другого хуже, а общественность отчаянно и тщетно пыталась привлечь к этому внимание. С тех пор произошли структурные изменения, которые поверхностному взгляду зачастую не видны.
Во-первых, сегодня мы имеем достаточно развитое законодательство, на которое можно опираться и с которым все стороны вынуждены считаться. Во-вторых, сегодня в Законодательном собрании есть целая группа депутатов, которые плотно занимаются вопросами градостроительства и градозащиты, да и в целом все фракции ориентированы на то, чтобы участвовать в этой деятельности. В-третьих, прямой диалог с исполнительной властью по вопросам градозащиты открыт не только для круга избранных, а для всех, кто имеет чёткую, профессиональную и острую повестку. В-четвёртых, примерно с 2011 года постепенно налаживается контакт с бизнесом.
Прекратилось фронтовое противостояние, и пошёл диалог. Пока он острый и конфликтный, но это по крайней мере диалог, в котором нащупываются точки соприкосновения. Выясняется, что и нас, и девелоперов, и застройщиков интересуют правила игры. Так что истории о том, что градозащитников никто не слышит, остались в прошлом. Сейчас если тебя никто не слышит, значит, ты говоришь недостаточно громко.
Конечно, конфликт есть, он никуда не делся. Бизнес по-прежнему хочет прибыльных проектов, крупные компании хотят престижные офисы в историческом центре. По сути, мы ведём войну против краткосрочных шкурных интересов. Есть ещё и проклятое наследие предыдущей эпохи в виде отложенных проектов и замороженных строек. Они как зомби: сколько ни убивай, восстают снова и снова.
Все болевые точки уже обозначены. Нам сейчас нужно выработать новую систему градостроительного регулирования, которая бы соответствовала новой экономике.
Пока существует задел советских градостроительных нормативов, в разработку которых в своё время были вложены колоссальные ресурсы, как финансовые, так и интеллектуальные. Чтобы их заменить, нужны очень большие усилия. И люди, которые хотят и могут этого добиться. Сегодня такой команды, к сожалению, нет. Надеюсь, в ближайшем будущем это будет преодолено. А пока, что бы мы ни строили, получается Купчино.
на дорогах
«Автомобильный Петербург едет всё медленнее и всё чаще стоит. 2008 год так и не принёс ни одного прорывного решения транспортной проблемы».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»
«Транспортный узел затягивается всё сильнее»
Владимир Фёдоров, сопредседатель межрегионального общественного объединения «Город и транспорт»:
– Петербург не поспевает и никогда не поспеет за темпами автомобилизации. При этом городские власти по-прежнему делают ставку на то, чтобы обеспечить проезд в первую очередь личным автомобилям. Хотя большая часть горожан передвигается на общественном транспорте. Но мы всё равно гонимся за тем, чтобы открыть ещё одну дорогу, ещё одну развязку, полагая, что это поможет. Во всём мире давно осознали, что решить транспортную проблему расширением улично-дорожной сети не получится. Тем не менее мы упрямо двигаемся в этом направлении, не понимая, что миллиарды, ежегодно закапываемые в развязки, мосты и виадуки, не только не удовлетворяют потребностям города, но и усугубляют ситуацию. Ведь все эти километры очень скоро приходится ремонтировать за ещё большие деньги.
Так что за прошедшие пять лет ничего хорошего не произошло, и легче дышать не стало. Открытие новых магистралей погоды тоже не сделало. Та же КАД сегодня уже работает на пределе своих возможностей. Введённые в эксплуатацию участки ЗСД в какой-то мере облегчили ситуацию, но и на нём перед пунктами оплаты проезда уже образуются такие заторы, что порой проехать через город получается гораздо быстрее. Поэтому строить, строить и строить – тупиковый путь.
Выход? Об этом уже тысячу раз было сказано – развивать общественный транспорт. Но, к сожалению, дальше разговоров дело так и не двинулось. В итоге получается замкнутый круг. Автовладельцы говорят: я откажусь от машины и пересяду на общественный транспорт только тогда, когда он будет качественным. Но как же сделать его качественным, если сами автомобилисты выступают против создания тех же выделенных полос? В результате транспортный узел затягивается всё сильнее: общественный транспорт целыми днями простаивает в пробках полупустой, эффективность его работы крайне невысока. И за это мы платим из своего кармана!
Городские власти никак не хотят понять простую вещь: создание выделенных полос принесло бы двойную пользу. Во-первых, общественный транспорт стал бы эффективнее и тем самым дешевле для бюджета, из которого он субсидируется. Во-вторых, возросла бы его привлекательность, как это происходит в Европе. Хотя что там Европа! Даже в Африке уже строят современные легкорельсовые системы. Неужели Петербург хуже Африки?
туризм
«Количество иностранных туристов не просто не увеличивается, а постепенно снижается: не только из-за кризиса, но и из-за качества и цен гостиничного сервиса».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»
«Туристический потенциал города только раскрывается»
Екатерина Шадская, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии:
– Пять лет – серьёзный срок, особенно для такой динамично развивающейся индустрии, как туризм. За это время в Петербурге произошло немало позитивных изменений. Главное – туристический поток в город неуклонно растёт. Также нужно иметь в виду рост количества индивидуальных туристов – верный признак того, что туризм в Петербурге приобретает всё более европейские формы, и те же иностранцы уже не боятся ехать в наш город самостоятельно.
Важные изменения произошли и в сфере инфраструктуры туризма. Открытие в 2011-м первого в России специализированного морского пассажирского терминала «Морской фасад» позволило строить планы по увеличению числа круизных туристов – традиционно очень важного для города сегмента. Турбизнес с нетерпением ждёт открытия нового терминала аэропорта Пулково – это действительно будет огромный шаг для города и всего нашего профессионального сообщества.
Динамично развивается и отельная база Петербурга. С 2008-го каждый год в строй вводилось не менее тысячи гостиничных номеров. Можно сказать, что в сегменте четыре-пять звёзд городской гостиничный рынок достиг насыщения. Но при этом чувствуется недостаток бюджетных трёхзвёздных отелей.
Ещё один важный аспект – безопасность. Усилиями полиции и городской администрации при содействии нашего союза удалось наконец развеять имидж «бандитского Петербурга» у иностранных туристов. Конечно, это не значит, что они больше не попадают в криминальную хронику, но число таких происшествий значительно сократилось.
Тем не менее потенциал города только начинает раскрываться, и почивать на лаврах, конечно, нельзя. На турпоток негативно влияют визовые сложности, плохая осведомлённость о новых услугах и программах, появившихся в городе. Наиболее популярные музеи отмечают, что их проходимость в летний сезон достигла пика и в увеличении числа посетителей они не нуждаются. Поэтому сейчас концептуальная задача турбизнеса – грамотно распределить турпотоки по временам года, постепенно избавляясь от фактора сезонности.
концепция
«Вопрос, для кого и для чего существует город, должен иметь ясный ответ. 2008 год показал, что Петербургу надо определиться с вектором развития».
«Петербург-2008. Воспоминания о будущем»
«Стоит прислушаться к Джейн Джекобс»
Валерий Островский, политолог:
– В 1961 году 45-летняя журналистка Джейн Джекобс опубликовала книгу «Смерть и жизнь больших американских городов», совершившую революцию в мировой урбанистике и в организации повседневной жизни не только США, но и Европы.
Если прежде городские власти на первый план выдвигали «заботу об инвесторах», то благодаря Джекобс поняли: без заботы о горожанах, об удобной городской среде не будет ни инвесторов, ни самих городов. Суть методологии в том, что любая искусственно организуемая городская среда никому не приносит удачи. Прочно только то, что вырастает естественно. Задача власти состоит в том, чтобы слышать это биение жизни и помогать прорастать всему позитивному, человечному, что в ней есть. Это, в сущности, и есть объединяющая идея для любого крупного города.
Не мешать разнообразию – вот ещё одна черта этой концепции. Никакие лоббистские интересы не могут быть выше интересов горожан. Разнообразие не панацея от болезней, но хорошая профилактика от их возникновения.
Рекомендации, к которым пришла Джейн Джекобс, как кажется, сегодня носятся в воздухе, надо только присмотреться. Первое: сочетать в мегаполисе жилые, офисные, общественные здания таким образом, чтобы жизнь не замирала, а поддерживала уличную активность. Второе: при застройке отдавать преимущество небольшим кварталам с возможностью сквозного прохода через них. Третье: сочетать в городе кварталы с разными временами исторической застройки и разной степенью сохранности. Четвёртое: сохранить достаточно высокую плотность населения, не создавая малозаселённые кварталы-анклавы.
И, наконец, ничего невозможно сделать без медленного, но неуклонного роста самосознания и самоорганизации людей. Способствовать росту такой самоорганизации и есть задача властей.
Мне кажется, мы становимся свидетелями любопытного процесса: всё больше «овладевают массами» идеи естественного и разнообразного развития Петербурга, в котором есть место и блистательному историческому центру, и небоскрёбам на окраинах, и правильно организованным новым кварталам. Из этого и вырастет новая «петербургская идея».
Материалы полосы подготовила Анастасия Ложко