Что на продажу? - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Что на продажу?

«НВ» выясняло, что Россия продаёт за рубеж и как изменились доходы страны от экспорта после стремительного обвала рубля


 

На прошедшем во вторник «антикризисном» совещании с членами правительства президент Владимир Путин распорядился «проработать вопрос направления в бюджет дополнительных доходов, получаемых экспортёрами в результате девальвации рубля». Разумеется, подразумеваются прежде всего нефтяники. Но, к счастью, несмотря на существующее неверное мнение о том, что Россия не экспортирует ничего, кроме газа и нефти, за рубеж мы продаём не только это. Помогает ли экспортёрам девальвация?

Недавно ведущее деловое издание Financial Times опубликовало результаты исследований, которые если не развеивают в пух и прах, то, во всяком случае, ставят под сомнение известную экономическую аксиому, согласно которой девальвация национальной валюты даёт прямую выгоду экспортёрам. По выводам аналитиков издания, снижение курсов валют развивающихся стран не способствует росту их экспорта, а даже несколько ослабляет его и при этом уменьшает импорт.

Вот и недавнее исследование Всемирного банка показывает, что в 2004–2012 годах эффективность девальвации валют для стимулирования экспорта оказалась вдвое ниже, чем за предшествующие восемь лет. Странам сложнее увеличить экспорт, просто девальвировав валюту.

– По-моему, связь между курсом валюты и объёмом экспорта всегда была немного пре-увеличена, – уверен экономист Марк Чендлер. – Как всегда заявлял минфин США, лучшее для американского экспорта – не слабый доллар, а сильный мировой спрос.

А вот со спросом, прежде всего на нашу главную экспортную составляющую – сырьё, в мире как раз не всё гладко. Из-за этого падают и цены, а с ними и валютные доходы от экспорта. В результате в первом полугодии российский экспорт товаров в пересчёте на «зелёненькие» снизился почти на треть.

– Отрицательная динамика обусловлена резким снижением средних экспортных цен, в первую очередь на топливно-энергетические товары, металлургическую продукцию и продукцию химической промышленности, в результате ухудшения конъюнктуры мировых рынков сырьевых товаров, – поясняют в Мин-экономразвития. – Наиболее высокий спад экспорта пришёлся на поставки в страны СНГ, снижение составило 36,7 процента. Экспорт в страны дальнего зарубежья снизился на 27,6 процента.

Второе полугодие, судя по всему, тоже не принесёт ощутимого облегчения, поскольку в июне в дополнение к падающим ценам на углеводороды повалились алюминий, никель, медь. Падение продолжилось и в июле: алюминий подешевел на 2,7 процента, медь – на 6,5 процента, никель – на 10,9 процента. Ситуация с ценами на чёрные металлы тоже пока не радует…

Три основные статьи российского экспорта не меняются уже многие годы. Это топливно-энергетические товары, или, проще говоря, нефть и газ («сырые» или с незначительной долей переработки), металлы в виде руды или, в крайнем случае, листового проката или проволоки, а также продукция химической промышленности, в частности удобрения…

 

О значимости и достижениях российского нефтегаза говорить, наверное, излишне. Объём же экспорта металлопродукции в прошлом году превысил 30 миллиардов долларов. Например, наша корпорация ВСМПО-АВИСМА является главным поставщиком титана для мировых гигантов самолётостроения – европейской Airbus и американской Boeing. Если обратить внимание на химическую промышленность, то только производители удобрений в прошлом году собрали экспортный «урожай» в объёме 11 миллиардов долларов. Например, в производстве калийных удобрений Россия занимает второе место в мире, а наш «Уралкалий» является крупнейшим на планете предприятием данного сектора. В первом полугодии 2015 года в стоимостной структуре российского экспорта на долю этих трёх «локомотивов» пришлось 82 процента.

А что же с остальными отраслями? В большой чести у иностранных покупателей российское промышленное оборудование и машины. Разумеется, не легковые, а продукция энергомашиностроения, судостроения, авиастроения и тяжёлого машиностроения. Поскольку Россия – страна лесная, то в ходу за рубежом и российская продукция деревообработки и целлюлозно-бумажной промышленности. В целом в последние годы наметился пусть слабый, но всё-таки тренд на увеличение доли несырьевых товаров. В прошлом году, по данным ФТС России, последних было экспортировано почти на 15 миллиардов долларов больше. В первом полугодии нынешнего этот разрыв незначительно увеличился.

Но стоит оговориться: речь идёт лишь о доле в её долларовом выражении. Если посмотреть на отправляемые за рубеж несырьевые штуки, тонны и метры, ситуация с падением рубля и санкционной войной пока складывается не слишком радужная. В частности, продовольствия мы отправили на 10 процентов меньше в пересчёте на тонны, банки и пачки. Машин и оборудования – на 2,5 процента меньше. С легковыми автомобилями падение физических объёмов ещё больше – 27,7 процента.

В итоге в соревнованиях на тонны и штуки в фаворитах опять оказалось преимущественно сырьё. Так, например, сырой нефти в первом полугодии в пересчёте на баррели Россия экспортировала на 10 процентов больше при упавших почти вполовину ценах. Из общего объёма добычи за пределы страны выплеснулось 48,4 процента чёрного золота, годом ранее эта доля была на 4,2 процента меньше. Нефтепродуктов в пересчёте на тонны отправили за рубеж на 16 процентов больше. Рост физических объёмов также у удобрений, древесины, металлов. Так, например, объём вывезенной за рубеж меди увеличился за год почти в три раза. Единственным сырьём, объём которого в пересчёте на кубометры серьёзно сократился, стал природный газ. В общем, пока, несмотря на девальвацию рубля, которая, как уверяли, положительным образом скажется на конкурентоспособности российских товаров, мы держимся преимущественно на сырье.

Тем не менее нашедшим ранее свои иностранные рынки сбыта компаниям, особенно тем, которые незначительно зависят от импортных комплектующих, девальвация рубля приносит ощутимые положительные плоды.

– Выручка по итогам 2014 года выросла на 31 процент и составила 3,06 миллиарда рублей, а прибыль от продаж составила 640,42 миллиона рублей, что почти в четыре раза превышает результат 2013 года, – поделился с «НВ» руководитель комбината «СВЕЗА Усть-Ижора» (входит в группу «СВЕЗА», являющуюся мировым лидером в производстве берёзовой фанеры) Святослав Сарсон. – Факторов, повлиявших на такой успех, несколько. Один из основных – увеличение объёма производства фанеры. Кроме того, в прошлом году увеличился объём реализации продукции на экспортный рынок (страны Азии, Европа, Америка и СНГ) и составил 82 процента общего объёма. Снижение курса рубля к основным валютам увеличило привлекательность экспорта, ведь внутренние цены в долларовом выражении сейчас ниже, чем на экспортных рынках. Это приводит к переориентации производителей на внешние рынки. Слабый рубль даёт отечественным производителям дополнительное преимущество во внешней торговле по сравнению с финскими, польскими, латвийскими и даже белорусскими производителями фанеры. Это, в свою очередь, позволит российским производителям увеличить долю на европейском рынке берёзовой фанеры.

Вот и иностранные компании, работающие в России и ранее ориентировавшиеся прежде всего на внутренний рынок, стали пересматривать собственную стратегию. Поскольку спрос внутри упал, свой взор они обращают на мировые рынки. Так, например, успевшие обжиться в России иностранные автогиганты начинают подумывать об экспорте собранных у нас автомобилей в страны дальнего зарубежья. Чтобы выгода была ещё больше, начинает расти локализация, то есть одной отвёрточной сборкой бизнесмены не хотят ограничиваться.

Для предприятий, у которых доля экспорта невелика или импортная составляющая довольно ощутима, девальвация рубля особых бонусов не приносит.

– Доля экспорта в общем объёме продукции у нас составляет менее пяти процентов, – рассказал «НВ» генеральный директор группы компаний «Светлана-Оптоэлектроника» Алексей Мохнаткин. – Мы поставляем за рубеж пожарно-техническую продукцию, промышленные и уличные светильники, лампочки. В чём наше конкурентное преимущество? Надёжность, конкурентная цена, высокая эффективность, возможность производства по самым жёстким требованиям и наличие собственных патентов. Положительный эффект для экспорта от девальвации, безусловно, есть. Но так как основную выручку мы получаем в России, контракты «длинные» и цены зафиксированы, а затраты растут из-за инфляции, то общий эффект для нас скорее отрицательный. Как только доля экспорта превысит 25 процентов, эффект станет положительным. Санкции на нас также сказываются. В частности, сильно осложнились поставки в ЕС, а также стало сложно купить высокотехнологичное оборудование и материалы двойного назначения.

Тем не менее наши производители уверены: они могут серьёзно увеличить свои экспортные возможности и нарастить объёмы поставляемой за рубеж продукции.

– Что для этого нужно? Такая же поддержка, как в Китае: компенсация расходов на вход на рынок и поддержка продвижения, – пояснил Алексей Мохнаткин.

 

Поддержку обещают оказывать. По всей стране уже создаются центры поддержки экспорта, которые готовы предоставлять весь комплекс помощи: от консультационной до материальной. Одновременно Минэкономразвития подготовило новый прогноз развития экономики, где запуск экономического роста предполагается уже в 2016 году при условии… укрепления рубля. Девальвация, похоже, оказалась не такой уж выгодной штукой...

 

тем временем…

В Петербурге лидируют машиностроение и пищевая промышленность

В прошлом году продукцию собственного производства поставляли на экспорт 156 крупных и средних петербургских предприятий. Однако, даже несмотря на близость к границе и прочные международные связи, общероссийская тенденция падения объёмов экспорта отразилась и на нашем городе. Так, по данным Петростата, за первое полугодие экспорт снизился на 35,4 процента, составив 6,7 миллиарда долларов. Ввезённой продукции оказалось на 2,4 миллиарда «зелёных» больше.

 

Как сообщили «НВ» в пресс-службе комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, доля товаров, отгруженных на экспорт, в промышленности города составляет 9 процентов. Правда, это без учёта производства нефтепродуктов. Всё-таки компании, связанные с этой сферой, хоть и зарегистрированы в Петербурге, но производственную деятельность ведут за его пределами. Основными отраслями питерской промышленности являются машиностроение и пищевое производство, включая напитки и табак. Последние 3 года объёмы отгруженной на экспорт продукции плавно росли. В первом полугодии картина изменилась: машиностроение выручило на 15,1 процента меньше, а экспорт пищевой продукции рухнул на 40 процентов.

 

Ведущие петербургские предприятия-экспортёры

Транспортные средства и оборудование предприятий:

ООО «ХЕНДЭ МОТОР МАНУФАКТУРИНГ РУС», ОАО «СНСЗ»,
ОАО «Адмиралтейские верфи».

Пищевое производство:

ООО «Петро»,ЗАО «БАТ-СПб», ООО «РСВ». ЗАО «ВИЛАШ»,
ООО «ОПХ», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»,
ООО «Браво Премиум».

Производство машин и оборудования:

ЗАО «Петербургский тракторный завод», ООО «ИЗ-КАРТЭКС
имени П.Г. Коробкова», ЗАО «Вентиляционный завод «Лиссант».

Металлургическое производство и готовые металлические изделия:

ОАО «Ижорские заводы», ЗАО «Транскат», ООО «ОМЗ-Спецсталь», ЗАО «ИТЗ», «Производство трубного проката Листопрокатный цех ОАО «СЕВЕРСТАЛЬ».

 

Девальвация ведёт к импортозамещению только теоретически

 

// Анна Кострова
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте