Планета

Демократия на голодный желудок

25 октября

Корреспондент «НВ» побывала в Киргизии и узнала, как живет республика после революции 2010 года

Два с лишним года назад – весной 2010-го – Киргизия была охвачена революционным огнем, весь мир следил за свержением режима Курманбека Бакиева, противостоянием элит севера и юга, кровопролитием на главной площади страны, мародерством и захватом оппозицией стратегических объектов. Затем страна пережила переходный период, когда временное правительство возглавила лидер оппозиции Роза Отунбаева, и неразбериху с президентскими выборами, результат которых несколько раз оспаривался. В итоге ровно год назад, в конце октября 2011 года, Киргизия все же обрела президента – Алзамбека Атамбаева, представителя «северных кланов». Теперь о событиях весны 2010-го напоминают лишь памятные таблички на ограде правительства с 87 именами тех, кто погиб в революционном запале, и памятник борцам с режимом, расположенный неподалеку от них. Политическая ситуация стабилизировалась, и страна взяла курс на развитие, который, впрочем, пока не принес ощутимых материальных плодов. Зато в стране «стало больше свободы»…


«У нас теперь настоящее народовластие»

– В Бишкеке митинги проходят постоянно. Причем без предупреждения, в любом месте и по любому поводу. Власти, которые во время революции сами ратовали за свободу слова, теперь страдают от нее и просят митингующих хотя бы не перекрывать улицы и не нарушать жизнедеятельность столицы, – рассказывает местный политический обозреватель, с которым мы разговорились о судьбе Киргизии.

Поводов для митингов хватает – например, недавно разъяренная толпа, в которой были также несколько депутатов, штурмовала здание парламента (теперь он заседает в здании правительства), требуя национализировать крупнейшее золоторудное месторождение Кумтор. В итоге несколько человек, в том числе и народных избранников, задержали и завели против них уголовное дело за публичные призывы к захвату власти. Это вызвало новую волну митингов в защиту задержанных… И так бесконечно.

– В общем, у нас в стране – реальное народовластие, – констатирует мой собеседник, добавляя, что «долгожданная свобода» коснулась и СМИ, которые залились многоголосьем. Теперь можно говорить все, что захочешь – только, конечно, не вразрез корпоративной политике своего издания, иначе рискуешь потерять и без того скромное финансирование.

Пожиная «сладкие плоды революции», киргизская общественность не перестает задаваться вопросом – был ли проплачен государственный переворот, и если да, то кем. Помимо популярных версий о госдепе и войне южных и северных кланов я услышала версию о том, что ко второй киргизской революции мог приложить руку Кремль. Правда, даже косвенного подтверждения этому так никто и не нашел, но версия в народе живет. Вообще, киргизы любят вспоминать о «славных днях революции», рассказывать свои личные истории, как, например, узнав о беспорядках, не отправляли своих детей в школы и детские сады. Как знакомых, вышедших на площадь, погубила «шальная пуля прежнего режима», как приходилось выбираться из захваченных вооруженной оппозицией зданий. Каждый хочет быть сопричастным к истории своей страны и гордиться новой, современной, демократичной Киргизией и делит свою жизнь на «до» и «после» революции.


Революция подкосила экономику

Власть не бьет тревогу и не кричит об экономическом кризисе с трибун – богато эта страна никогда не жила, и народ к этому привык. То, что в стране не все в порядке с экономикой, можно понять, прогулявшись по центральным улицам Бишкека, – они напоминают депрессивные питерские окраины с построенными еще в советские времена многоквартирными высотками, которым как минимум требуется косметический ремонт. Впрочем, в городе все же строятся новые многоэтажные дома, но их единицы, и в них живут только очень состоятельные люди.

Бишкек – типичный советский город, где почти на каждом углу можно встретить «наследие великой империи». Вот выполненный в типичном стиле советской архитектуры Дом союзов, а вот крупный универмаг на первом этаже жилого дома, фасад, витрина и синяя вывеска которого не менялись десятки лет – наверное, с самой постройки.

Никакого столичного лоска, сверкающих витрин брендовых бутиков и дорогих ресторанов класса люкс в Бишкеке не найти. Сюда еще не добрался даже вездесущий монстр глобального рынка «Макдоналдс», не говоря уже о других крупных международных сетях общепита или одежды. Пока Бишкек малопривлекателен для иностранного бизнеса – хотя бы потому, что средняя зарплата здесь – 10 тысяч сомов, то есть примерно 7000 рублей.

– Этого хватает на скромную жизнь – покупку еды, кое-какой одежды на рынке и на текущие расходы, – поясняет представительница пресс-службы местной мэрии, которая благодаря своему образованию смогла получить хорошую работу с достойной по меркам Бишкека зарплатой.

 В надежде зарабатывать больше многие идут в торговлю – благо под боком работает крупнейший в Средней Азии вещевой рынок «Дордой», или открывают бизнес в какой-нибудь другой сфере. После революции предпринимательская активность возросла – люди решили брать инициативу в свои руки, тем более заручившись поддержкой нового правительства, пообещавшего поддерживать малый и средний бизнес, который поможет поднять национальную экономику.

Денег в государственной казне катастрофически не хватает. Настолько, что власти Киргизии пустили американские ВВС в гражданский аэропорт Манас, рискуя испортить отношения с Россией, чья военная база в Канте находится рядом – всего лишь в нескольких десятках километров от американской. От безденежья в Киргизии страдает социалка, образование, спорт – пенсии не успевают за инфляцией, школы стоят без ремонта и теряют кадры, а на Олимпиаде в Лондоне сборной Киргизии не удалось взять ни одной медали.

– На всех международных соревнованиях мы болеем либо за Россию, либо за Казахстан. В нашей стране спорт на нуле, – с грустью констатируют киргизы.

Еще одной насущной проблемой для жителей Бишкека становится жилье. Цены на него постоянно растут, и молодежь не может позволить себе купить даже однокомнатную квартиру, которая стоит в среднем миллион сомов, а банки предлагают ипотеку под неподъемные 25 (!) процентов годовых. При этом спрос на недвижимость растет – вместе с населением киргизской столицы, куда за заработком едут из других районов страны. Сейчас население Бишкека достигло полутора миллионов человек. Коренные бишкекцы не рады такой тенденции и говорят, что многочисленные приезжие – а это, как правило, бедные жители провинций – «портят картинку», и из-за них столица теряет свой былой лоск.

Несмотря на экономические трудности, народ и власти смотрят в будущее с оптимизмом – мол, мы только взялись за строительство новой Киргизии (к слову, этому государству, как и России, всего 20 лет), демократию отстояли, теперь возьмемся за развитие экономики. Правда, пока никто не предложил четкий план этого развития и внятно не ответил на вопрос, за счет чего пополнять бюджет страны, кроме налогов, продажи электроэнергии соседним странам, золоторудных доходов и родниковой воды.


Киргизия тянется к России

Новое руководство Киргизии еще не нащупало генеральную линию своего внешнеполитического курса, но Россия для него, без сомнения, останется основным стратегическим партнером. Россию здесь любят и стремятся к ней – в первую очередь на бытовом уровне. Молодежь в школах и университетах усиленно учит русский язык, без знания которого в Кыргызстане невозможно выбиться в люди и сделать карьеру. Образованные киргизы прекрасно говорят по-русски, практически без акцента – в отличие от тех, кто приехал в Бишкек из провинции и не получил должного образования. Киргизский язык – это язык деревень, уровень его развития позволяет лишь использовать его в быту, но не писать на нем научно-деловые или публицистические тексты. В Бишкеке есть несколько университетов, которые специализируются на изучении русского языка, литературы и культуры, и учиться в них очень престижно. При этом свою национальную культуру киргизы не забывают – так, например, каждый пятый житель страны играет на одном из национальных инструментов, как если бы в России каждый пятый играл на гармони или балалайке. Древние национальные традиции народа сильны и в быту, и новое поколение, несмотря на «европеизацию», старается не отходить от них. Так, например, младший сын в семье обязательно остается жить с родителями, на свадьбу и похороны забивают лошадь, а если это слишком дорого для семьи, то несколько баранов. Свадьбы устраивают, как и прежде, с размахом – на 100–500 гостей, чтут старших, а в еде предпочитают национальные блюда.

Россия же, как и прежде, привлекает киргизов как мощный экономический центр. Те, кто не смог реализовать себя в Киргизии, устремляются на заработки в крупные российские города. В основном это люди из киргизской провинции, без образования и в большинстве случаев даже без базового знания русского языка. Не удивительно, что по приезде в Россию у них возникают проблемы с адаптацией к новой среде. Этот вопрос обсуждается между Россией и Киргизией на высшем уровне. Свои предложения по этому поводу за столом переговоров во время своего официального визита в Бишкек, который состоялся на прошлой неделе, высказала и петербургская делегация во главе с губернатором северной столицы Георгием Полтавченко. Например, петербургские чиновники предложили киргизской стороне предварительно готовить трудовых мигрантов к новой среде – обучать их базовому русскому языку и рассказывать о традициях и правилах поведения в городе на Неве. Кроме того, Петербург готов ввести квоты на рабочие кадры и сотрудничать с киргизскими профессиональными училищами – чтобы на заработки приезжали действительно востребованные рабочие. Пока же этот процесс практически никак не регулируется, и из Киргизии в Россию на заработки уезжают порядка 1,5 миллиона человек в год – притом что все население страны составляет 5 миллионов человек.

Впрочем, Россия тоже имеет свои серьезные интересы в Киргизии. В первую очередь это российская военная база в городе Кант – это пригород Бишкека. На ней базируются российские самолеты Су-25, вертолеты Ми-8 и другая техника, готовая защищать интересы России и дружественных ей государств в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Точное количество военных, служащих на базе, в интересах безопасности не называется, но, по неофициальной информации, там служат порядка 250 человек. Договор на нахождение этой базы на территории Киргизии продлен на десятки лет вперед – до 2067 года.

Во время поездки в Бишкек наша делегация во главе с губернатором Георгием Полтавченко побывала на этом стратегическом военном объекте, который представляет собой мини-городок со школой для детей военных, жилыми многоквартирными домами для постоянного состава базы, казармами для солдат и домом культуры. Эти объекты были построены еще в советское время, но поддерживаются в хорошем состоянии, поэтому военнослужащие на бытовые условия не жалуются. Кроме того, в городке строятся новые жилые дома, в которые скоро заедут семьи военных. Петербургский градоначальник пообщался с командующим составом базы, осмотрел ее территорию и военную технику и передал военнослужащим материальную помощь от петербургских властей и бизнеса – бытовую технику, в том числе холодильники, телевизоры, аудиосистемы.

– Хоть вы и вдали от родины, она вас не забывает, – сказал военнослужащим Георгий Полтавченко.


Север против юга

Как в Петербурге недолюбливают москвичей, так север Киргизии недолюбливает юг. На выборах за ключевые государственные посты традиционно борются представители южных и северных кланов. Это противостояние существует и на бытовом уровне – между рядовыми гражданами страны. Два региона Киргизии – Север с центром в Бишкеке и Юг с центром в городе Ош – очень отличаются друг от друга, в первую очередь в культурном плане. Так, например, северяне больше похожи на русских – «такие же прямые, открытые и светские». На столичный регион страны в силу географического фактора сильное влияние оказывает Россия, тогда как Юг находится под влиянием соседнего Узбекистана, в котором сильны мусульманские традиции и патриархальный уклад жизни.

– Южан мы видим сразу. Они, как узбеки, очень любят золотые украшения, аляповатую одежду и очень хитрые, себе на уме. Если южанин что-то пообещал, не факт, что он сдержит свое слово, – рассказывает жительница Бишкека Чинара.

Кроме внешнего вида и черт характера, южных и северных киргизов разделяют традиции, уклады жизни. На юге страны порядки в доме намного строже, и некоторые вещи для северянина, воспитанного в светском обществе, уже кажутся «пережитками прошлого и дикостью». Во многом поэтому браки между южанами и северянами не приветствуются, но все же случаются.

– Моя сестра-северянка вышла замуж за представителя Юга, – продолжает свой рассказ Чинара, – Всякий раз, когда мы бываем у них в гостях, приходим в ужас от тех порядков, которые там царят. Например, жене и невестке, то есть моей сестре, не положено садиться за стол вместе со своей семьей. Она должна только лишь хлопотать на кухне и подавать блюда к столу, обслуживая нас как прислуга. Но она смирилась – что ж, таковы традиции. У нас же, среди северян, такое невозможно представить, – заключает моя собеседница.

Север Киргизии действительно очень близок России. Все время поездки нас не покидало ощущение того, что мы не выезжали за пределы своей родины, а просто приехали в один из отдаленных регионов России – настолько сильно наши культуры и народы переплелись. Киргизы, живущие в Бишкеке, уже давно обрусели, а местные русские, которых в столице не так уж и мало, давно ассимилировались. Такая же ситуация сложилась на юге страны – только там происходит слияние киргизов с узбеками.

Несмотря на это, речи о расколе страны не идет. Противоречия не настолько глубинны, киргизам удается найти компромисс и установить равновесие между двумя центрами. К тому же народ, за семь последних лет переживший две революции – 2005 и 2010 года, не готов к новым социально-политическим потрясениям, а наоборот – настроен на укрепление и развитие своей страны.  

Переживая не самые легкие времена в своей истории, рядовые киргизы верят, что все только начинается и их страна обязательно достигнет материального благополучия, как уже достигла благополучия политического, то есть добилась демократии. Революции научили народ брать инициативу в свои руки, действовать и самим строить свое будущее, а эти качества – лучший залог развития.

Дарья Морозова, Бишкек – Петербург. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.32
0.25 (0.27%)
Курс Евро
100.28
0.345 (0.34%)
Погода
Сегодня,
18 апреля
четверг
0
Облачно
19 апреля
пятница
0
20 апреля
суббота
-1