Спецпроект

«Дневник марафонца». Вышел из лесу премьер…

19 февраля

Руководитель фотослужбы нашей газеты Андрей Чепакин продолжает поход к завоеванию звания мастера лыжных марафонов серий Russialoppet и Worldloppet. На днях он преодолел 63-километровый Тартуский марафон – Open Track в Эстонии. Об этом – на очередной страничке его «Дневника марафонца».

С момента выхода последнего лыжного «Дневника…» на страницах нашей газеты в его судьбе произошло несколько приятных событий. Проект был отмечен Премией правительства Санкт-Петербурга – призом губернатора в области журналистики, стал одним из победителей Всероссийского конкурса спортивной журналистики «Энергия побед». На цикл материалов обратили внимание и российские производители высококачественной спортивной экипировки – проект обрёл техническую поддержку от петербургской компании MDK, руководитель которой Дмитрий Кричевский является мастером спорта по лыжным гонкам.

И вот на очереди Тартуский марафон. В России с недавних пор его очень любят, ведь именно здесь, в Эстонии, в прошлом году было принято решение о включении Дёминского марафона в дружную семью топовых мировых марафонов серии Worldloppet. Правда, марафон стартует не в самом городе, славном своим университетом, а в лыжной эстонской столице – городке Отепя. По атмосфере Отепя напоминает наше Токсово в лучшие его годы. Но, увы, не сейчас. Сейчас нам до эстонского городка как до луны. Впрочем, об этом позже…



С премьер-министром Эстонии Андрусом Ансипом (слева). Андрус наверняка самый спортивный премьер в мире. На его счету более 20 лыжных марафонов в разных странах мира

 


Кухня марафона

За несколько недель до марафона я списался с его руководством. От руководителя службы маркетинга и коммуникаций Грете Кемпел получил все необходимые материалы с исчерпывающей информацией о состязаниях, гарантию аккредитации и заверения в том, что меня хотят здесь видеть и как участника, и как журналиста. Кроме того, в качестве бонуса я был избавлен от уплаты стартового взноса, что весьма существенно поддержало меня финансово.

Выехав из Петербурга рано утром, через несколько часов я был в офисе гонки в Тарту. Компанию в качестве добровольного помощника в поездке мне составил коллега-фотожурналист Сергей Грачёв, имеющий, кстати, немалый лыжегоночный опыт. Несмотря на предстартовые хлопоты в штабе, мы хорошо и обстоятельно побеседовали с руководителем Тартуского марафона Индреком Келком.

Впрочем, Тартуский марафон – это не одна гонка, а целых семь самостоятельных состязаний, которые проходят под его эгидой в разные времена года. Индрек, который возглавляет штаб Тартуского марафона с 1999 года, рассказал, что штат постоянных сотрудников невелик – 10 человек. В дни проведения состязаний число волонтёров достигает 1200. Не сделал секрета Индрек и из финансовой составляющей: государственные поступления составляют около 10 процентов бюджета, остальное поровну дают помощь спонсоров-меценатов и взносы участников. Они, кстати, здесь немаленькие – так, взнос за лыжный Open Track, который я бежал, составлял 100 евро.

Лыжные гонки, по словам Келка, однозначно спорт номер один в Эстонии. Наш разговор состоялся в канун начала чемпионата мира по лыжным гонкам в Италии. Индрек посетовал, что из-за большой занятости зимой ему ни разу не довелось побывать на мировых лыжных первенствах.

Пообщавшись с Индреком Келком и Грете Кемпел, отправляемся в Отепя, где у нас забронирован номер в коттедже, который находится всего в километре от лыжного стадиона.

Наскоро устроившись и включив на максимум все батареи, чтобы прогреть промёрзший коттедж, отправляемся знакомиться с трассой марафона. Лыжный стадион Tehvandi с огромной стартовой поляной, биатлонным стрельбищем и капитальными трибунами с помещениями для различных служб, конечно, впечатляет. Застали тренировку российских детишек из биатлонной команды.

Обкатав лыжи, решаем более подробное знакомство с трассой оставить на следующий день. В пятничный вечер с наступлением сумерек Отепя вымирает. Место притяжения – небольшой торговый центр, где мы затариваемся продуктами и приобретаем электрочайник, поскольку за пользование кухней хозяин коттеджа захотел доплату, на которую можно прокормить нашу небольшую команду все эти дни.

 

«Очень приятно. Премьер-министр»

С утра отправляемся знакомиться с трассой на машине. Организаторы выдали нам наклейку-«вездеход», с которой нам «можно везде». Забиваем в навигатор пункты питания, едем.

Трасса под классический и коньковый стиль в отличном состоянии. Народ катается по ней в обоих направлениях – трасса широкая, и проблем разъехаться нет.

В штабе нам указали лучшую точку для съёмки километрах в десяти от места старта. Пытаясь точнее определить её место, на участке посреди леса выходим с картой дистанции к лыжнику в форме эстонской команды. Крепко сбитый мужчина средних лет рад пообщаться на русском и, сказав, что он местный, подробно всё объясняет и показывает на карте. Благодарим его. На прощание он спрашивает, кто мы и откуда.

– Журналисты из Петербурга. А вы?

– Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип, – протягивает руку новый знакомый.

Так первый встречный мужик в лесу оказывается премьером – удача! А неудача была в том, что фотоаппаратура осталась в коттедже. Но Андрус заверяет, что собрался проехать сегодня около 30 километров, так что сгонять за аппаратурой и нагнать его успеем. В темпе зимнего ралли несусь в Отепя. Хватаем «боевой» мини-комплект в поясной сумке – и назад. Едем вдоль трассы, спрашивая лыжников, не попадался ли им навстречу премьер-министр. Наконец, один из лыжников сказал, что видел его минут пять назад. Поспешаем по навигатору на следующий пункт питания, надеясь перехватить его там.

Через несколько минут уже беседуем и фотографируемся с Андрусом. Тот смеётся:

– Я, наверное, самый лыжный премьер в мире!

Говорим о том о сём. Рассказываю ему, что у меня стало доброй традицией знакомиться с эстонскими лидерами самым необычным образом… Несколько лет назад я возвращался с одного европейского саммита. Дело было в бизнес-классе. Через проход от меня в самолёте сидел президент Эстонии Тоомас Хендрик Ильвес. После взлёта ко мне подошла стюардесса и попросила подсадить на пустующее рядом место министра иностранных дел Эстонии. Я, конечно, согласился. А через несколько минут выторговал у того разрешение на интервью с президентом Ильвесом.

На прощание с Андрусом Ансипом мы крепко пожали друг другу руки. Он отправился по лыжне дальше, а мы – на лыжный стадион, чтобы оставить машину и продолжить уже ногами знакомство с трассой. В блокноте у меня остались личные контакты премьера. Надеюсь, в ближайшем будущем они пригодятся и мне, и читателям «НВ».

 


Тарту. Open Track. На пункте передачи марафонской эстафеты

 

 

Организация – на отлично

А собственно марафон прошёл обычно – для хорошо организованных состязаний. Приехали к месту старта за час до начала марафона. Мест на парковке было предостаточно, но нас настойчиво, видя на ветровом стекле наклейку-«вездеход», пригласили поставить машину прямо у пункта выдачи стартовых номеров. Мелочь, а приятно! Не отказались!

Старт был общим, без разделения на группы – всё-таки Open Track. Вместе с нами бежали и участники марафонской эстафеты, для которых дистанция была разделена на несколько этапов. Трасса, несмотря на некоторое количество подъёмов, несложная. Себя не насилую. Значительную часть дистанции проехал, толкаясь под каждую ногу. Пункты питания, их было 6, на своём месте и вовремя – жаль только, что и на зарубежных марафонах у лыжников есть привычка не отъезжать со стаканчиком и кусочком взятого съестного вперёд по ходу дистанции, освобождая место для вновь прибывших, а съесть-выпить всё это прямо у стола. Образуется приличная толпа, через которую, учитывая лыжи, не очень удобно пробираться. С улыбкой вспомнил про «бутербродных» журналистов, их методы – стоять у столов насмерть! Может, попробовать написать что-то вроде «Этики поведения на пунктах питания для лыжника-марафонца»? Надо будет обсудить это с главным редактором «Лыжного спорта» Иваном Исаевым во время встречи на Дёминском марафоне.

Трасса проходит по живописной местности – для меня она новая, так что с интересом любуюсь пейзажами. Некоторые неудобства доставляют участники полумарафона и женских состязаний на 16 километров. Они стартовали позже нас, и некоторых не особо спешащих коллег мы догнали. Главные трудности – на спуске; чтобы не наехать на едущих медленнее, приходилось выпрыгивать из лыжни чуть ли не в целину. Но это мелочи.

На самом деле организация марафона отличная! Трасса для почти плюсовой температуры в достойном состоянии. На финише – диктор с твоей фамилией, музыка, борщ, диплом и штамп в паспорт марафонца. Тепло прощаемся с Грете Кемпел. Обещаем приехать к ним и на классический марафон.

Можно собираться домой!



Андрей Чепакин на дистанции 63-километрового марафона

 

 

дома

В Токсово – хуже уже некуда

 

В прошедшие выходные я ездил тренироваться в Токсово. На лыжной базе СКА, как оказалось, проходил чемпионат Западного военного округа по лыжным гонкам. Как я понял из выступлений армейских спортначальников во время награждения, в состязаниях принимали участие не профессионалы, а строевые военнослужащие. Так вот, и это не шутка, около одного уазика, который привёз участников состязаний, я увидел древние деревянные лыжи и бамбуковые палки.

Чтобы не мешать соревнующимся, попробовал уехать на трассу недавно прошедшего марафона Хепоярви. Не тут-то было! На развилке 10-километровой и 25-километровой петель стояли два внедорожника. Трасса была убита следами шин и ещё непонятно чего. Пришлось вернуться назад и наматывать круги вблизи стрельбища. И на том спасибо, нам много не надо. Хотя привыкать к существующему положению дел ох как не хочется – хуже уже некуда!

 

Андрей Чепакин. Фото автора и Сергея Грачёва, Тарту – Отепя – Петербург
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+10
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь