Спецпроект

Добро пожаловать, или Туристам путь усложнён

27 апреля

 

Как Петербургу реализовать свой огромный туристический потенциал

«Невское время» продолжает спецпроект, посвящённый будущему Петербурга. Тема сегодняшней дискуссии: возможно ли превращение северной столицы в Мекку туризма наравне с крупнейшими городами Европы?

За минувшее десятилетие число гостей, прибывающих на берега Невы, увеличилось вдвое. Город периодически мелькает в международных рейтингах самых популярных туристических направлений, попадая то в десятку, то в двадцатку. Но и сами туристы, и представители турбизнеса признают: до уровня лучших европейских мегаполисов ещё далеко, несмотря на великолепную архитектуру и богатое историческое наследие.

Понятно, что в обозримом будущем Петербург едва ли сможет догнать Лондон или Париж, Рим или Барселону. Но то, что наш город отстаёт от Москвы и Киева, Будапешта и Варшавы, согласитесь, обидно… Особенно учитывая тот факт, что, согласно рейтингам, основанным на отзывах туристов, северная столица России стабильно в числе лидеров Европы и мира.

Впрочем, плотность турпотока не просто сухие цифры. Это своеобразная визитная карточка города – каждый прибывший гость повышает его престиж. Не говоря уже об экономической выгоде. В минувшем сезоне отчисления в бюджет только от сегмента «гостиницы и рестораны» составили более 6 миллиардов рублей. Развитый туристический центр становится магнитом для новых инвестиций. Но как стать таким магнитом? Ответ на поверхности: чтобы хорошо себя продать, нужна хорошая реклама.

– Когда я сказала маме, что собираюсь в Петербург, она побелевшими губами прошептала только одно слово: «Зачем?» – смеётся Кристина, уроженка немецкого городка Харрисле, неподалёку от Гамбурга.

Четырёхдневный тур в «город Екатерины», как его называет сама Кристина – фанатка русской императрицы, достался в подарок от подруги на 30-летие. Пытаясь найти хоть какую-то проверенную очевидцами информацию о Петербурге, она сбилась с ног. Оказалось, никто из здравствующих знакомых и даже знакомых знакомых в Петербурге не бывал и толком о нём ничего не слышал. Кроме того, что там холодно и очень опасно. И это в Германии, жителям которой, казалось бы, не знать о Петербурге – Ленинграде просто стыдно.

С промоушеном у города действительно проблемы, и это признают даже в Смольном. На недавнем совещании под председательством главы комитета по внешним связям Александра Прохоренко представители отраслевых комитетов и общественных организаций пришли к малоутешительному выводу: узнаваемость города по-прежнему низкая, а по количеству упоминаний в СМИ он серьёзно уступает большинству европейских мегаполисов. Недавний опрос показал: 80 процентов жителей Земли не знают о существовании Петербурга.

Но это ещё полбеды. Среди сотрудников отрасли бытует шутка: турист приезжает в Петербург два раза – первый и последний. Она раскрывает одну из главных особенностей города, которая на профессиональном языке называется «маловозвратное направление». Побывав здесь однажды, путешественники, как правило, не возвращаются. Почему? На это есть длинный список причин.

Например. Что всплывает в сознании всё же более или менее продвинутого иностранца, когда речь заходит о Петербурге? Стандартный набор: «Эрмитаж – Мариинский театр – дворцы – фонтаны – белые ночи». Но ведь привлекательность Петербурга не исчерпывается этим перечнем. К сожалению, масса уникальных объектов остаётся за бортом обычного турпакета. Причина проста – нерентабельность. По данным экспертов рынка путешествий, турбизнес в Петербурге становится всё менее прибыльным. Поэтому внедрять новое не имеет смысла: всё равно не купят. Ставки делаются на всемирно известные бренды. И в этом есть резон, особенно если турист приезжает на короткий срок. Но вот обратная сторона: собрав все сливки за один присест, он уже не захочет возвращаться.

Именно поэтому разнообразить туристическое предложение всё же необходимо. В конце концов, имперское наследие никуда не денется. Его можно продолжать эксплуатировать, внедряя новые точки туристического притяжения. И возможности для этого есть.

Список препятствий, плотной стеной вставших на пути развития Петербурга как туристической Мекки, каждый может составить сам, просто оглядевшись вокруг. Конечно, вряд ли город белых ночей, разводных мостов, музеев и театров мирового уровня вообще перестанет быть интересен путешественникам. Но есть риск, что туристический поток просто перестанет расти. Чтобы этого избежать, напрячься придётся не только городским властям и воротилам турбизнеса. Ведь лицо города – это прежде всего лица его жителей. Желательно приветливые и располагающие к международным контактам. Хотя бы потому, что каждый турист – носитель капитала, который он готов вложить в наш город. Итоги этих вложений – более развитая инфраструктура и благоустроенная городская среда.


по пунктам

Почему они не возвращаются

 

Чтобы понять, чем недовольны гости Петербурга, Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии (СЗРО РСТ) ежегодно проводит опросы среди крупнейших операторов, составляя рейтинг проблем.


1. Высокая цена

Бессменный лидер хит-парада – высокая цена турпакета. Стоимость недельного тура в Петербург существенно дороже аналогичных путёвок в страны Восточной Европы и сравнима с поездками в Индию, Китай и Таиланд, несмотря на большее расстояние и такой же срок. Здесь, по словам экспертов, могло бы помочь установление ценового баланса, который устраивал бы и гостиницы, и операторов.

Высокая цена во многом обусловлена дороговизной авиаперелётов – международные лоукостеры к нам пока не летают. Поэтому на иностранных форумах бывалые путешественники советуют добираться до Петербурга через соседние Финляндию или Эстонию, дальше – автобусом или паромом. Время в пути увеличивается в несколько раз, зато экономия существенная.

2. Транспорт

Следующая проблема – транспорт. И начинается она прямо у воздушных ворот, то есть в Пулково. Тот факт, что существующий аэропорт вызывает желание сразу улететь обратно, вряд ли можно оспорить. К счастью, вскоре в Петербурге появится современный аэровокзал, за который будет не стыдно.

Другой вопрос, который предстоит решить, – как соединить Пулково-3 с центром города, до которого и сейчас добраться непросто. Впрочем, как и в обратном направлении. В прошлом году впервые за 18 лет группа туристов опоздала на самолёт из-за пробок. Чтобы хоть как-то облегчить ситуацию, РСТ предлагает разрешить туристическим автобусам передвигаться по выделенным полосам. На это требуется согласие Минтранса, который его пока не дал. Другое дело, что выделенных полос в городе раз-два и обчёлся.

3. Визы

Процесс получения иностранцем вожделённого штампа в паспорте можно описать тремя словами: долго, дорого, нервно. Кстати, центры по выдаче российских виз, которые в последние годы появились в разных странах, не улучшили, а только ухудшили ситуацию.

– Спонтанно отправиться в Петербург не получится, – жалуется Джойс Миддлтон, прилетевшая из Голландии. – Поездку надо планировать минимум за месяц. Собрать весь ворох необходимых бумажек с первого раза просто нереально: меня дважды отправляли из консульства ни с чем. Время поджимало, поэтому я решилась на экспресс-оформление, за которое с меня взяли 150 евро. За эти деньги я могла бы с тем же успехом слетать, скажем, в Барселону без всякой визы.

Проще дела обстоят для прибывающих в Петербург с моря – для пассажиров круизных лайнеров действует 72-часовой безвизовый режим. Почему бы не распространить эту практику на авиапассажиров? Подобная инициатива, полагают в компании «Воздушные ворота Северной столицы», увеличила бы показатели потребления услуг иностранными туристами в среднем на 40 процентов.

4. Длинная зима

Начиная с октября в Петербурге не хотят находиться даже его жители, не говоря уж о туристах. Всё самое интересное и зрелищное происходит в тёплое время года – открытие фонтанов, белые ночи, развод мостов… В этом отношении можно позавидовать Европе, куда на рождественские праздники стекаются толпы со всего мира.

Впрочем, попытки показать привлекательность Петербурга круглый год есть. Но пока они терпят неудачу. Например, туристическая программа «Белые дни», запущенная в 2002 году, целью которой было привлечь зарубежных гостей с ноября по март. Инициаторами проекта стали ведущие отели города, к ним подключились главные музеи и театры. На первый план выдвигается более выгодная, по сравнению с высоким сезоном, стоимость поездки в сочетании с не менее насыщенной культурно-развлекательной программой. Однако пока бренд так и не принёс ожидаемых результатов. Напротив, приток гостей в зимние месяцы за последние годы снизился.

5. Сервис

Недостаточный уровень сервиса и профессионализма тоже, к сожалению, никто не отменял. Англичанок Марион и Пруденс я встретила у Московского вокзала, откуда они безуспешно пытались доехать до Царского Села.

– Мы перепутали станцию отправления, – рассказывает Марион. – Отстояли в очереди, а прямо перед нашим носом окошко кассы закрылось. Пытались спросить у сотрудницы, как попасть в Пушкин, но она лишь недовольно махнула рукой в неопределённом направлении. Хорошо, что за нами стояла женщина, которая мало-мальски изъясняется по-английски.

Кстати, от своей гостиницы у станции метро «Чернышевская» до вокзала подруги пришли пешком – разобраться, как доехать на общественном транспорте, не получилось. Спасла карта, ибо внятных указателей по дороге дамы не встретили.

 

рейтинги

Петербург туристам нравится, но…

Рейтинг самых популярных туристических направлений в Европе и мире на основании отзывов пользователей.

1. Париж

2. Рим

3. Лондон

4. Барселона

5. Прага

 

6. Венеция

7. Санкт-Петербург

8. Флоренция

9. Эдинбург

10. Стамбул

 

(По данным крупнейшего интернет-портала о путешествиях TripAdvisor)

 


…но они в него не очень-то и едут

Самые посещаемые города Европы (тыс. чел. в год; проценты – прирост за год).

 1. Лондон 15106 – 8,8%

 2. Анталия 12052 – 13,3%

 3. Стамбул 9765 – 20,2%

 4. Париж 8403 – 3,5%

 5. Рим 5966 – 4,5%

 6. Барселона 5366 – 4,0%

 7. Будапешт 4377 – 8,5%

 8. Амстердам 4202 – 12,8%

 9. Москва 4170 – 11,5%

10. Прага 3759 – 0%

11. Берлин 3711 – 7,5%

12. Вена 3690 – 4,8%

13. Мугла 3592 – 11,9%

14. Мадрид 3431 – 0,8%

15. Киев 3372 – 6,6%

16. Варшава 3351 – 35,0%

17. Дублин 3250 – 6,7%

18. Эдинбург 3181 – 9,3%

19.  Санкт-Петербург 2900 – 16,0%

20. Бухарест 2350 – 10%

(По данным Euromonitor International)

 

 


компетентно

«Городу нужна легенда»

Татьяна Гаврилова, директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии:

– К туристу и его потребностям нужно относиться со вниманием и уважением. Но этого нельзя достичь, пока не создана приемлемая «среда обитания» для самих горожан. Посмотрите на тот же Париж – разве там с туристами нянчатся? Нет, там стараются учесть интересы и гостей, и жителей. С недавнего времени этот подход реализуется и в более близкой нам столице – Риге. Местное бюро по развитию туризма выдвинуло лозунг «Хорошо рижанину – хорошо туристу» и в рамках этой философии успело добиться успехов.

Мы уже проходили этап, когда интуристу уделялся максимум внимания, а интересы жителей не учитывались. Так было в СССР. И что, турпоток был выше? Оттуда проистекает убеждение, будто турист-иностранец обязательно щедр, богат и приносит городской казне больше, чем россиянин. Не надо забывать, что рост турпотока в Петербург сейчас интенсивнее именно по линии внутреннего туризма. Город интересен россиянам – на их запрос нужно ориентироваться в первую очередь. А значит, решать городские проблемы.


Валерий Островский, политолог:

– Психология туриста во всём мире проста: он едет за тридевять земель, чтобы приобщиться к истории. За культурой, за едой, за новыми впечатлениями, но главное – за легендами. В Лондон – за привидениями и гвардейцами в медвежьих шапках. В Париж – за «французским поцелуем» и уличными кафе. В Амстердам – за каналами и «красными фонарями». В Афины – за Акрополем и «Илиадой». В Москву – за Василием Блаженным, водкой и икрой. А в Петербург? Да, у нас Пётр I, Эрмитаж и Родион Раскольников. Но пусть простят меня убеждённые патриоты нашего города – это бренды, а не легенды. Как и «Зенит» – бренд, не ставший легендой, в отличие от «Барселоны», на стадион которой «Ноу Камп» приезжают сотни тысяч иностранцев, чтобы просто посидеть на его трибуне. Мне кажется, что нам, как туристическому центру, не хватает именно легенды, которая бы привлекала всё новых людей.

Проблема в том, что легенды рождаются не вовне страны, а в ней самой. Есть в Китае город Ханьчжоу. По численности населения сопоставим с Петербургом — около 5 миллионов человек. Но за год в нём бывает 20 миллионов китайских туристов. Все хотят пройти по мостику, на котором, по легенде, китайская принцесса превратилась в лебедя. При этом и число иностранных туристов постоянно растёт.

Давайте честно скажем себе: мы не смогли выработать для мира «легенду о Петербурге» за триста с лишним лет его существования.

За последние годы изменилось многое. Раньше соседи финны приезжали сюда, чтобы культурно выпить. Сегодня на финских сайтах уже обсуждают достоинства петербургских ресторанов во вполне изысканных интонациях. Наши отельеры могут предложить то, что в мире называется «хоспителити», то есть «заботливое гостеприимство», не хуже, чем в любой европейской столице. А легенды не хватает...


Елена Речиц, сопредседатель объединения отелей The Hotels Club:

– Безусловно, пример с Европы брать можно и нужно. Но чем мериться количеством прибывших гостей, лучше обратить внимание на то, на что Европа уже давно делает ставку, – на туризм внутренний. Именно за ним, на мой взгляд, будущее российской туриндустрии.

Но в любом случае необходимо повышать узнаваемость города. Я много езжу и постоянно сталкиваюсь с тем, что о Петербурге в мире знают очень мало. И это обидно! Чтобы изменить ситуацию, нужна серьёзная маркетинговая стратегия, при этом важно, чтобы профильные комитеты тесно сотрудничали со специалистами рынка путешествий, которые знают эту кухню от и до. А то ведь у нас бывает так: отличный проект придумали, запустили, порадовались, а потом забыли подвести итоги. Из-за этого много замечательных идей повисает в воздухе. Зачастую даже петербуржцы понятия не имеют о том, что интересного происходит в городе. Получается, мы сами не знаем своих возможностей. Как же мы можем предлагать их кому-то ещё?

Другая проблема – плохое планирование. Узнать заранее, когда в нашем городе будет происходить какое-то культурное событие, на которое потенциально есть спрос, практически нереально. Из-за этого люди не могут продумать поездку – особенно это касается индивидуальных туристов, а их всё больше. Необходимо создать единую информационную базу, где было бы чётко прописано – что, где, когда, почём. Будет информация – будет турист.

 

 

 

 

 

 

 

Анастасия Ложко. Фото Интерпресс
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь