Единственная связь с миром - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Единственная связь с миром


Рельсы узкоколейки криво состыкованы, путь изгибается прихотливо, поэтому пассажиры поезда и дрезин постоянно подскакивают на деревянных лавках. Если подгнивают шпалы – их порой меняют на обычные куски брёвен, без пропитки креозотом


Недалеко от космодрома Плесецк, в самом центре Архангельской области, сквозь лес тянется лента узкоколейной железной дороги. Она была построена в 50-х годах XX века для лесорубных нужд, поскольку проложить в тайге дорогу для автомобиля и обслуживать её намного сложнее и дороже.

Вместе с дорогой появились и три посёлка: Липаково, Лужма и Сеза. В два последних никаких других дорог, кроме узкоколейки, никогда и не было, но жителей это устраивало: они привыкли попадать на Большую землю в леспромхозовском вагоне, а самое необходимое было и у них в посёлке. Но вместе с распадом СССР начал разваливаться и леспромхоз. Лес перестали вывозить в начале XXI века. А посёлки и люди в них остались.

Сейчас единственная связь с внешним миром для жителей Лужмы и Сезы – старый локомотив с дряхлым вагоном. Он ходит три раза в неделю, привозит продукты, почту, пенсии. В нём же приезжают погостить дети и внуки – в посёлках остались одни старики. И все они вспоминают, как хорошо и богато раньше было. «Было» – вообще главное слово в этих глухих местах, над которыми периодически взмывают в небо ракеты с космодрома Плесецк.

 


Устройство древнего локомотива надо бы показывать в музее техники, но музеев таких у нас нет, якобы за ненадобностью. Зато машинист тепловоза в отрезанных от цивилизации деревень – очень уважаемый человек, как врач или кузнец, представителям власти далеко до такого уважения



Платформа поселковой станции – достаточно условное сооружение, местами прогнившее, так что можно и ноги переломать. Но местные жители уже давно привыкли и перепрыгивают через дыры в настиле с философским выражением лица, а чужих здесь не бывает



Постоянных жителей в каждом посёлке не более двух десятков, много потомков депортированных немцев. Летом все живут лесными дарами, и поезд специально делает несколько остановок в лесу, чтобы высадить грибников и ягодников, а потом подобрать их на обратном пути



Практически у каждого местного жителя, как и по всем посёлкам возле узкоколеек в нашей стране, есть дрезина с мотоциклетным движком. На ней ездят за грибами, ягодами, на рыбалку, а у некоторых даже лесные пасеки есть



Посёлок Липаково, конечный пункт маленького маршрута, связан с цивилизацией паромной переправой через широкую реку Онегу. Билет на поезд стоит 15 или 35 рублей – в зависимости от пункта назначения


// Татьяна Хмельник. Фото Алексея Лощилова
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте