Мнения и комментарии

Эхо «валдайской речи»

28 октября

Эксперты комментируют выступление Владимира Путина на заседании «Валдайского клуба», в котором президент РФ обозначил своё видение ключевых вопросов современной геополитики

«Валдайская речь» Путина, по оценке многих аналитиков, встала в один ряд с его «мюнхенской» (2007 год) и «крымской» (март 2014-го) речами. Некоторые даже вспомнили о «фултонской» речи Черчилля, произнесённой в 1946 году


 

России нужны свои правила

Михаил Хазин, член «Валдайского клуба», президент компании экспертного консультирования «Неокон»

Будучи живым свидетелем «валдайской речи» Владимира Путина, я нахожу её интересной, достаточно аргументированной, умеренно жёсткой и при этом нацеленной на поиск компромисса. Однако когда я её слушал, мне показалось, что один важный аспект остался за кадром – причём сделано это было намеренно. Если немного перефразировать слова русского классика, то речь Путина сводилась к такому вопросу: «Россия – это «тварь дрожащая» или право имеет?» При этом президент не объяснил, на каком, собственно, основании наша страна «имеет право».

В своём выступлении Владимир Путин всё время объяснял, как США нарушают свои собственные правила. Но чему здесь удивляться? Руководство США об этом говорит прямо и открыто – поскольку мы несём миру «свободу и демократию», без которых люди жить не смогут (в отличие от какой-то там еды, одежды и работы), то мы имеем право диктовать свою волю всему человечеству. А раз мы самая сильная страна в военном и экономическом плане, то определять, как у других обстоят дела со «свободой и демократией», будем только мы.

В свете такого подхода Вашингтона к международной политике рассуждения о том, что всеми нами неплохо соблюдались какие-нибудь правила, достаточно бессмысленны. Мы что, собираемся учить США «свободе и демократии»? А на каком основании? Они нам всё время указывают, что мы на это не имеем права, поскольку у нас «тоталитаризм», «коррупция», «нарушения прав человека»… Что там ещё? Ах, да, «гомофобия». В общем, бессмысленно спорить с США на их поляне – они всё равно будут на ней сильнее.

Если же обратиться к истории России, то мы увидим, что наша страна всегда развивалась, исходя из своих собственных правил. Сначала эти «правила» были православными, а потом – коммунистическими. Но и в первой, и во второй версии эта система координат базировалась на традиционных ценностях, когда интересы общества ставились выше интересов отдельных индивидов. Иными словами, мы несли человечеству определённые идеалы, которые и позволяли нам «иметь право».

Сегодня же своих собственных «правил» у России нет, и Владимир Путин в «валдайской речи» намеренно обошёл этот вопрос стороной. Почему? Видимо, он пытается показать элите Западного проекта, что Россия стремится заключить компромисс со всеми центрами силы, сохранить нынешний миропорядок и избежать масштабной конфронтации. Поэтому если на планете воцарится хаос, то это будет не наша вина. И если Запад окажется глух к призывам Путина, то тогда и придёт время предложить России и окружающему миру новые «правила», основанные на принципиально иных ценностях и идеалах.

 

Во всяком случае, делать это придётся – в противном случае нас элементарно задавят. Либо США с помощью своих «правил», либо Китай, который в рамках западных «правил» сумел найти свою нишу.


Доведут до края – ответим. Но не раньше

Михаил Делягин, член «Валдайского клуба», директор Института проблем глобализации

Речь президента получилась достаточно жёсткой, но – только внешне. На мой взгляд, это была рука, протянутая для примирения Западу. Потому что основное содержание речи заключалось в следующем: США и их сателлиты нарушают правила, и от этого хуже всем, включая единственную сверхдержаву, а поэтому нужно вернуться к нормальному, человеческому поведению на мировой арене – и тогда всё будет хорошо.

Разве это воинственный выпад? Нисколько. С моей точки зрения, речь Владимира Путина – это миротворческое выступление, призыв к прекращению холодной войны, которая вредит не только нам, но и тем силам, которые её организовывают. Если угодно, это протянутая оливковая ветвь. Может быть, сначала адресата послания этой ветвью немного похлестали по щекам, но всё-таки речь идёт именно об оливковой ветви.

Между тем очевидно, что Запад и дальше пойдёт по пути конфронтации, стягивая на нашей шее санкционную удавку. Когда на Украине возобновится война (а именно по этому сценарию, скорее всего, будут развиваться события после выборов в Раду), крайними опять окажемся мы. В этой связи надеяться на доброжелательность и добросовестность Запада невозможно. У людей кризис, у них от этого сносит крышу. Другое дело, что наше руководство, видимо, приняло решение до последнего вести себя максимально цивилизованно. Один раз в ответах Путина на вопросы проскользнула мысль – если нас доведут до края, то мы ответим. Но не раньше. На мой взгляд, президент РФ всеми силами пытается договориться, а Запад, скорее всего, принял системное решение – не договариваться.

 

В этих условиях Путин демонстрирует, с одной стороны, что он глава суверенного государства, а с другой стороны – проявляет доброжелательность и стремление к сотрудничеству на равноправной основе. Однако готовиться, на мой взгляд, нужно к худшему сценарию, учитывая вариант, при котором Запад ни на какие компромиссы с нами не пойдёт. В этой связи лейтмотивом нашей внешней политики должна быть фраза: «Мы – мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути».


Нас не хотят слышать? Но вода камень точит

Михаил Леонтьев, политолог

Многие ведущие мировые политологи в этом году не приехали на заседание клуба «Валдай». Дело, на мой взгляд, в том, что сейчас на Западе высока степень запуганности экспертного сообщества. Я не думаю, что отказ от участия в валдайской дискуссии был личным решением людей, которые на этом общении, на контактах с Россией делали свою политическую или экспертную карьеру. Ведь их ценность заключалась именно в том, что они позиционировали себя как люди, которые находятся в достаточно близком контакте с Россией и несколько лучше понимают ситуацию и действия российского руководства, чем другие эксперты.

И если уж такие люди отказываются приезжать и слушать Россию – значит, на экспертном сообществе сказывается «эффект травли». И они не хотят лишний раз демонстрировать свои особые отношения с Россией.

Такого не было даже во времена холодной войны. Уровень антироссийской экзальтации в западном политическом и околополитическом сообществе зашкаливает. Но для западных политиков это единственный способ претворять в жизнь решения, по сути, колоссально вредные не только для России или Европы, но и для самой Америки.

Вообще, сам формат дискуссионного клуба создан для того, чтобы объяснять российскую позицию той части внешнего мира, которая хочет её услышать. При всей разнице позиций, взглядов и отношений участников клуба объединяет одно – им всем важно и интересно услышать, что думает Россия. Быть может, они не всегда способны это принять, но они готовы хотя бы попробовать. Там собираются люди, в принципе лояльно относящиеся к процессу общения. И в процессе дискуссии им разъясняют некоторые вещи, которые они, может быть, не совсем верно и адекватно понимали до этого момента.

 

Конечно, даже если всё грамотно объяснить, это не обязательно вызовет моментальный отклик и какие-то изменения в действиях и решениях власть имущих на Западе. В политике вообще, как правило, ставятся задачи, не предполагающие сиюминутного разрешения. Но, как говорится, вода камень точит. А объяснять нам не лень, мы это делали и продолжаем делать, а уж жизнь сама докажет нашу правоту.


Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+5
Умеренный дождь