Экономические санкции бьют по обеим сторонам
На днях в одном из изданий прочитал трогательный комментарий: как плохо нам будет жить под введёнными Западом в наказание за Украину экономическими санкциями. Как начнёт исчезать из магазинов импорт, опустеют интуристовские гостиницы, да и сами мы будем ездить отдыхать разве что в Крым. Картина печальная. Но, к счастью, совершенно неубедительная.
Угрозы санкций, высказанные администрацией США в адрес России в связи с украинским кризисом, были сформулированы крайне невнятно и расплывчато. Образец – слова пресс-секретаря управления торгового представительства США, которого цитирует агентство Reuters: «Мы приостановили переговоры с правительством России, которые были частью движения к более глубоким коммерческим и торговым связям». Часть движения – это сильно!
Тем не менее каким же образом США и их европейские союзники могут при желании нас наказать? Сразу успокоим потенциальных автомобилистов: пока нет ни малейшей необходимости срочно скупать «форды» всеволожского производства и «шевроле» завода «Дженерал моторз» в Шушарах. Никаких планов сворачивания производства на этих американских предприятиях нет. Как нет и планов выхода американских компаний из совместных предприятий по добыче нефти. А если бы и были – американские нефтяники нашли бы что сказать в ответ своим политикам.
Руководство Франции, которое осторожно поддержало идею санкций, тут же оговорилось, что они ни в коем случае не касаются строительства по российскому заказу военного вертолётоносца «Мистраль», который, к слову, предназначен для выполнения полицейских функций в Чёрном море. Да и успешную торговую сеть магазинов «Ашан» французы, очевидно, прикрывать не собираются. Не слышно пока и о том, что Нидерланды, где зарегистрирована знаменитая Х5, владеющая всеми «Пятёрочками», «Перекрёстками» и «Каруселями», прикажут ей в случае введения санкций все эти магазины в России закрыть.
Более того, можно смело предположить, что ничего из вышеперечисленного не случится ни сейчас, ни впоследствии. Экономические санкции – вещь, которая бьёт по обеим сторонам. Если Франция откажется от достройки уже наполовину готового «Мистраля», она не получит за него ни евро. Закрытие американских автозаводов и других предприятий в России большого ущерба американской экономике, может, и не нанесёт. Но это ударит по акционерам этих компаний, по простым и не очень простым американцам. А они очень не любят терять деньги из-за амбиций политиков, что и показывают на очередных выборах.
В то время как Россия без «Мистраля» проживёт или построит свой аналог, место собираемых у нас «фордов», «опелей» и прочего займут или машины сугубо российского производства, или японского, корейского и, конечно же, китайского автопрома, потому что азиатские страны ни за что не откажутся занять освобождённую европейцами нишу. С магазинами ещё проще: у нас у самих желающих поторговать – выше крыши. Все опустевшие магазины будут вмиг распроданы новым владельцам. А товарами их наполнит Китай, где производятся почти все мировые бренды. Поэтому сценарий таких торгово-производственных санкций выглядит совершенно фантастическим.
Не менее фантастичен отказ Европы покупать российский газ. Если ЕС готов заплатить за эту санкцию двумя-тремя годами жестокого энергокризиса, который обвалит промышленность, финансовую систему и доведёт до озлобления людей, то конечно. Но стоит ли наказание России таких жертв? И чем в итоге это наказание обернётся?
Только тем, что поток российского газа будет перенаправлен на необъятные рынки Китая, Индии и других стран Азии, в которых стремительно растёт платёжеспособный спрос на этот товар. Европе же придётся перестраивать все свои сети под сжиженный газ из Катара, который будет обходиться куда дороже российского. Впрочем, об объединённой Европе к тому времени можно будет забыть – каждый предпочтёт спасаться в одиночку, в том числе и договариваясь с Россией.
А вот почти окончательный отказ от проведения в июне в Сочи встречи «Большой восьмёрки» выглядит не глупо, напротив, как-то трогательно – вроде как друзья в знак обиды на вас хотят отказаться прийти к вам в гости, пусть вам будет скучно. На Олимпиаду не приехали, чтобы поддержать геев, на саммит – в знак поддержки Киева. Вопрос всё тот же: что это даст оставшейся «семёрке»? Думается – меньше, чем ничего. В полном составе «восьмёрка» озвучивала позицию ведущих стран мира – и именно эта согласованная позиция позволяла влиять на Сирию, на Иран и на другие кризисные зоны. Без России же «семёрка» будет просто группой западных лидеров, отстаивающих свои эгоистические интересы и однобокую позицию, – так что весь смысл этого клуба теряется.
То ли хамством, то ли издёвкой звучат угрозы «приостановить переговоры о введении безвизового режима». Например, переговоры о вступлении России в ВТО велись 17 лет – это мировой рекорд, под это дело у нас вымогали различные уступки, а приняли лишь тогда, когда членство в этой организации утратило смысл. Переговоры о безвизовом режиме идут уже 10 лет, воз и ныне там, и даже приблизительных сроков их завершения никто не называл – вне зависимости от санкций.
Следующий раздел санкций: возможность ареста зарубежных банковских счетов российских чиновников, причастных к украинскому кризису, а также пополнение этими чиновниками «списка Магницкого». Большинство российских граждан данный вид санкций будут по понятным причинам только приветствовать. Чиновники должны хранить деньги в банках своей страны, что же касается запрета на въезд в США, то только американцы думают, что эта мера ещё является для кого-то наказанием.
Если без иронии, то есть одна сфера, где США и ЕС, применив санкции, действительно смогут создать проблемы: перекрыть крупнейшим российским компаниям открытые в западных банках кредитные линии. Это на самом деле будет чувствительным ударом – зарубежные кредиты заметно дешевле отечественных. Но финансовый голод даст повод перестроить нашу неэффективную, выстроенную в начале девяностых годов прошлого века по указке МВФ финансовую систему так, чтобы она тоже могла выдавать кредиты на нормальных условиях. И опять-таки, можно будет в случае чего перекредитоваться в Китае, Корее или даже Индонезии.
Все эти соображения западные специалисты понимают не хуже нас, поэтому, как бы там ни шли дела на Украине, вместо реальных санкций, скорее всего, в ход пойдут туманные и многозначительные угрозы их применения.
Владимир Новиков, редактор отдела экономики