Страна и мир

Экономика должна быть… социальной?

23 апреля

Вчера глава правительства Дмитрий Медведев выступил с ежегодным отчётом перед депутатами Госдумы.

Вчерашнее выступление Дмитрия Медведева можно было бы считать образцовым, если бы оно звучало не на фоне продолжающегося второй год экономического застоя. Даже правительственные министры (например, глава Минфина Антон Силуанов) дают мрачные пророчества о скорой рецессии. Но премьер, очевидно, тревоги своих подчинённых не разделяет. Он пообещал депутатам в нынешнем году «рост ВВП на уровне стран ЕС». Не конкретизируя, впрочем, каких именно стран и какой рост ожидается.

В своём докладе Дмитрий Медведев оптимистично (хотя в нужных местах и с долей самокритики) прошёлся по всем серьёзным вопросам экономики и общественной жизни страны. И твёрдо пообещал, что, несмотря на сгущающиеся финансовые тучи, все социальные обязательства будут выполнены.

– Приоритетами властей останутся повышение пенсий, зарплат бюджетникам, образование, здравоохранение, жилищные и социальные программы, – заявил премьер.

Вообще «социалке» глава правительства посвятил более половины отчёта. И как минимум два прозвучавших с думской трибуны социальных обещания премьера имели принципиальный характер. Первое – пенсионный возраст, несмотря на требования либерального крыла, повышаться всё-таки не будет. Второе – правительство возьмёт под контроль цены на коммунальные услуги.

– Для защиты интересов людей будут введены пределы роста общей суммы счёта за коммунальные услуги уже с 1 июля. Они ограничатся индексом, устанавливаемым на долгосрочный период с учётом инфляции, – немного казённо изложил эту важную мысль глава правительства.

Впрочем, для депутатов (и всех заинтересованных наблюдателей) ничего нового в большинстве заявлений не было – в течение года они звучали уже не раз. Все с нетерпением ждали экономических разделов доклада, чтобы оценить или раскритиковать план действий правительства по выводу экономики страны из застоя. Часть депутатов всю прошлую неделю открыто говорила, что экономическая политика правительства их совершенно не устраивает. Увесистый камень в правительственный огород обещала швырнуть традиционной оппозиционер и экономический тяжеловес – депутат от «Справедливой России» Оксана Дмитриева, последовательный противник размещения средств Резервного фонда в госбумагах США.

В такой обстановке Медведев проявил максимум дипломатии и такта. Основной мыслью экономического раздела его доклада было то, что гражданам страны ничего не угрожает, их нынешние и будущие доходы надёжно защищены.

Почти ничего не угрожает и бизнесу.

– Правительство не оставит без поддержки российских производителей, – пообещал премьер. Но тут же слегка запутал ситуацию: – Нашим компаниям надо учиться работать в условиях конкуренции, но не в условиях развязанной по политическим мотивам экономической войны. Государство обязано предоставить предпринимателям максимальную защиту. Будем обращаться в суд, будем показывать зубы.

В суд по линии ВТО подадут, например, на зарубежные платёжные системы, которые нарушили требования этой организации и свои же обещания, данные России. Но, поскольку судами экономический рост в стране не оживить, Дмитрий Медведев от имени правительства пообещал бюджетную поддержку в 150 миллиардов рублей РЖД и Росавтодору. Окажут помощь и сельскому хозяйству, хотя и оно само демонстрирует успехи. Сегодня 90 процентов продовольствия на рынке – отечественное, такого не было даже во времена СССР.

Бизнес и граждане по достоинству оценят и заявление, что «правительство не планирует повышение налогов» (относится ли это обещание к разрабатываемым налогам на роскошь и на недвижимость – пока непонятно). В порядке деликатной самокритики премьер вынужден был признать, что «только в прошлом году удалось ликвидировать сокращение числа предпринимателей», которое было вызвано непродуманными налоговыми реформами для малого бизнеса.

Между тем совершенно невероятная сумма – более триллиона рублей – обещана на развитие науки. (Подробности – кому и как попадут эти деньги, пока не сообщались.) Премьер так же призвал западные страны не сворачивать научное сотрудничество, потому что «искусственные ограничения одинаково отразятся на условиях научно-технической интеграции для обеих сторон».

Разумеется, если бы всё выступление было выдержано в таком оптимистическом ключе, депутаты бы его не приняли. Потому как социальная стабильность базируется на экономическом росте, а отнюдь не наоборот. Роста же не наблюдается. Поэтому Дмитрий Медведев вынужден был признать частичную ответственность хотя бы за бегство из страны капитала – 63 миллиарда долларов за минувший год.

– Одна из форм оттока связана просто с тем, что деньги ищут более привлекательные рынки. И это повод для того, чтобы задуматься, что в наших условиях не является привлекательным, в чём ограничения существуют у нас на рынке, – признал премьер.

Кроме того, от 20 до 40 процентов капиталов, которые уходят за границу, это, по его словам, «серый капитал, который мы не можем рассматривать как капитал, который возник в результате правомерных действий». Иными словами – это нелегальные доходы, которые исчисляются десятками миллиардов долларов. Сделав это признание, Дмитрий Медведев, правда, не сказал, как правительство будет бороться с криминальным бизнесом, но сам факт, что он завёл об этом разговор, внушает надежду.

Что же касается самого злободневного вопроса – как нам дальше работать с Западом, – то глава правительства дал на него уже ставший за последние недели традиционным ответ:

– Россия не будет инициировать прекращение экономических связей. Если же западные партнёры совершат ошибку, то Россия компенсирует эту потерю на других рынках. Географическое положение предоставляет стране равные возможности для сотрудничества как с восточными соседями, так и с западными.

А вот обещанная депутатами от оппозиции «экзекуция» премьера так и не состоялась. Во всяком случае заданные после доклада вопросы были не сильно острыми: о животноводстве, проблемах миграции, об интеграции Крыма, о газе для Украины, о ГМО…

Впрочем, лояльность депутатов имела весьма основательные причины, о которых нам сообщили осведомлённые источники. Несколько дней назад состоялось закрытое (хотя и не секретное) совещание на высшем уровне, на котором были приняты радикальные решения: пора готовиться к третьему этапу санкций, резко активизировать работу на восточном направлении, прекратить вывоз средств Резервного фонда за рубеж, а вместо этого сформировать фонд поддержки промышленности и кредитовать за его счёт промышленность под «европейские», то есть невысокие (от 4 до 6) проценты.

Оксана Дмитриева, Сергей Глазьев, Геннадий Зюганов и другие сторонники «новой экономической политики» ещё недавно не могли о таком даже мечтать. Так что убеждать в чём-то премьер-министра им было уже ни к чему. Хотя, конечно, Зюганов не мог удержаться и напоследок объяснил премьеру и правительству, кто они такие и чем им следует заниматься:

– Практически вся экономика уходит в минус, происходит бегство капитала из России, инфраструктура находится в аварийном состоянии, научное сообщество сидит без средств и нет нормального управления этой сферой. Я полагал, что ваше правительство ответит на эти вызовы. Но мы этого не видим. Нам представляется, нужна качественно новая стратегия, и мы надеемся, что вы и ваше правительство нас услышите.

Дмитрий Медведев пообещал, что обязательно услышит.

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ». Фото ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+5
Слабый дождь