Культура

Эрмитаж открывает новые пространства

11 декабря

В свой юбилейный год лучший музей страны стал ещё лучше


Музей отметил своё 250-летие залпом первоклассных выставок, прогремевших даже за пределами России. Однако выставки со временем закроются, а вот новые пространства останутся посетителям. Самым масштабным и впечатляющим по размаху проектом стало открытие нового музейного комплекса в Главном штабе.

В Главном штабе разместились постоянные экспозиции, среди которых особое место занимает галерея французской живописи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых, где представлены произведения импрессионистов и постимпрессионистов (кстати, на церемонии открытия побывала и президент ГМИИ им. А.С. Пушкина Ирина Антонова, которая выглядела вполне удовлетворённой увиденным). Теперь импрессионистов можно увидеть на четвёртом этаже, и расположились они более чем комфортно: одни – у самой арки Главного штаба (теперь её можно рассмотреть из окна буквально на расстоянии вытянутой руки), а другие – с видом на Зимний дворец. Светлые, просторные помещения, в которых развешены картины, оставили самое благоприятное впечатление на первых посетителей, а от великолепия больших залов, отведённых под крупные полотна, просто захватывало дух.

– Они в таких хороших залах ещё никогда в своей жизни не находились, – подметил Михаил Пиотровский, открывая экспозицию.

Сейчас в городе рано темнеет, и первая прогулка по новым помещениям вызывала мистические ощущения: из полумрака затемнённых залов навстречу посетителям выплывали полотна Рембрандта, выставленные в только что открытой экспозиции «Фрэнсис Бэкон и наследие прошлого» (согласно концепции выставки, полотна других авторов, скульптуры и древнеегипетские маски, вдохновившие британского художника, демонстрируются рядом с его творчеством).

– Пока ещё здесь можно потеряться, а самое главное – что за каждым углом взору может открыться какой-то зал с совершенно необыкновенными вещами, – комментирует директор Эрмитажа.

Но самый большой восторг вызывают роскошные исторические интерьеры третьего этажа. Там, с видом на Мойку, расположилась часть экспозиции Музея Российской гвардии, и тут же – постоянная выставка «Министерство иностранных дел России. Петербургский век 1802–1917». А на Дворцовой и Певческой линиях развернулась впечатляющая выставка «Под знаком орла. Искусство ампира». Эти залы, созданные Карло Росси и украшенные Пьетро Скотти, пылают золотом внутреннего убранства и выставленной здесь посуды.

Тут же, на третьем этаже, уже готовы к экспозиции и Комнаты Фаберже: вполне возможно, что в скором времени выставку дополнят ещё два предмета – часы, изготовленные к 25-летию бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны, и яйцо-часы Ротшильда, которые Эрмитаж в честь своего юбилея получил от президента России Владимира Путина.

Наконец, второй этаж порадует посетителей постоянной выставкой искусства модерна и экспозицией, посвящённой истории Министерства финансов (в этих залах министерство располагалось с 1830 по 1918 год).

По завершении ознакомительной прогулки торжественную церемонию открытия украсил концерт Алексея Гориболя, игравшего на красном рояле в сопровождении ансамбля произведения Астрора Пьяццоллы и Леонида Десятникова. В атриуме Главного штаба, где проходила официальная часть открытия, собрались директора музеев России, художники, режиссёры, меценаты и представители бизнеса.

– В Главном штабе было уже много выставок, была «Манифеста», и каждый день начинают работу какие-то новые экспозиции, но сейчас мы открываем то, ради чего это всё затевалось, – обратился к собравшимся Михаил Пиотровский. – Было много лет, много самых разных событий, произошедших для того, чтобы это стало возможным. Было замечательное здание, где «жили» все на свете, включая ЧК, милицию, внутреннюю тюрьму, военных и многих других. Было полуоставленное здание, которое напоминало инсталляцию Томаса Хиршхорна, которая у нас тут недавно стояла. Были моменты отчаяния, когда непонятно, что делать и как освоить такое громадное здание. Но было и много друзей, которые поддержали нас в вере, что можно многое сделать даже в тех условиях – в 1992–1994 годах.

Михаил Пиотровский поблагодарил тех, кто помог событию состояться, – Владимира Потанина, который первым выразил готовность помочь Эрмитажу в этом проекте, экс-президента Всемирного банка Джеймса Д. Вулфенсона и Владимира Путина, после беседы которых Всемирный банк выделил заём на уникальных условиях, а также архитектурное бюро «Студия 44» и голландского архитектора Рема Колхаса.

– Все главные произведения современного и нового искусства теперь находятся здесь, – с гордостью подчеркнул Михаил Пиотровский, – «Танец» и «Музыка» Анри Матисса, «Композиция № 6» Василия Кандинского, «Чёрный квадрат» Казимира Малевича, «Красный вагон» Ильи Кабакова.

Ранее в день открытия постоянной экспозиции министр культуры России Владимир Мединский назвал Главный штаб «самым большим и дорогим музейным объектом в мире на данный момент».

 

– Я могу подискутировать на эту тему с министром культуры Китая, но в отношении Старого Света и Америки подобного рода объектов в последние десятилетия не появлялось, – сказал он.

 

тем временем…

 

«Это будет один из лучших залов в Европе»

Ещё одним значимым событием в дни празднования 250-летия стало открытие первой экспозиции в Малом Эрмитаже.

Выставки картинных рам в музеях мира проводились неоднократно, а вот выставка витрин – ноу-хау Эрмитажа, которое в силу богатства коллекций доступно только ему

 

 


Ранее эти помещения не были доступны для публики: до реставрации там располагались музейные фонды, хранилось выставочное и техническое оборудование, работали реставрационные столярные и ремонтные слесарные мастерские, размещалась типография. Но уже в ближайшее время в Малом Эрмитаже должен начать работу самостоятельный выставочный комплекс с отдельным входом (подойти к нему можно будет по тому самому Шуваловскому проезду, открытие которого стало ещё одним подарком Эрмитажа жителям Петербурга).

Оценить итоги реставрации можно уже сейчас – правда, пока попасть в выставочный зал можно, только пройдя сквозь основные помещения музея. До конца мая 2015 года там разместилась выставка витрин.

Концепцию нового выставочного пространства разработало архитектурное бюро Рема Колхаса. Комплекс будет функционально разделён на несколько частей: экспозиционный зал, общественную зону, отдел упаковки-распаковки экспонатов, помещения хранения экспозиционного оборудования и мастерскую оперативной реставрации.

– Это бывшее помещение манежа богом предназначено для того, чтобы здесь был выставочный зал, – рассказывает Михаил Пиотровский. – Здесь хранились кареты, мебель. Но после того как мы открыли помещения в Старой Деревне, стало возможным осуществить эту нашу мечту.

Среди интересных архитектурных решений, которые были реализованы при подготовке зала к работе, – обнажённый кирпич стен и сохранившиеся следы взорвавшегося здесь в Великую
Отечественную войну снаряда.

 

– Тут много разных тонкостей – в частности, с освещением, – пояснил директор. – Но это будет один из лучших выставочных залов в Европе. Пока что вход осуществляется через Эрмитаж, но скоро будет отдельный. И мы надеемся, что Шуваловский проезд станет живым пространством, где будут проходить уличные действия, играть музыка, видео, проходить лазерные представления. Наша идея: Дворцовая площадь как городской форум, «врывающийся» в Главный штаб и сюда.

 

«Церковь станет храмом памяти семьи Романовых»

Буквально «под занавес» юбилейной недели в Эрмитаже при участии потомков императорской семьи прошло открытие после реставрации Большой церкви Зимнего дворца.

Большая церковь Зимнего дворца – помещение прежде всего музейное. А потому восстанавливать утраченные картины здесь не будут

 


Р
оскошный храм, возведённый в стиле пышного елизаветинского барокко Франческо Бартоломео Растрелли и восстановленный после пожара по проекту Василия Стасова с приближением к первоначальному виду, был закрыт на ремонт с декабря 2013 года по октябрь 2014-го.

Сложность, которая связана с реставрацией этого пространства, в том, что большая часть элементов декора выполнена из папье-маше, что крайне редко для исторических интерьеров XVIII–XIX веков. Процесс реставрации папье-маше очень трудоёмкий: сначала элементы папье-маше очищают от грязи и пыли, потом проводят биоцидную обработку, выполняют расчистку от бронзовых и лаковых покрытий предыдущих реставраций. Сколы, трещины и кракелюры проклеивают клеем, воссоздают отдельные утраченные фрагменты, реставрируют позолоту… Сейчас результат работы реставраторов и великолепие интерьеров вызывают восхищение.

– Над этой церковью в течение всего ХХ века оставался крест, – подчеркнул после того, как она была открыта, Михаил Пиотровский. – Интерьеры были переделаны, церковь не функционировала, но крест был. Сейчас частично восстановлен иконостас. В тех местах, где нет картин, их и не будет, пока мы не найдём подлинные: это музей, и здесь никакие дописки невозможны. Вся эта церковь станет мемориальным храмом памяти семьи Романовых. Здесь уже можно увидеть некоторые иконы – посвящённые спасению Александра II от покушений, личные вещи, которые принадлежали членам семьи, и церковные вещи. Но экспозиция будет более широкой. Память живёт в этих стенах, и здесь она – не трагическая, а торжественная.

Директор Эрмитажа также отметил, что в первую очередь церковь Зимнего дворца – это часть музея:

– Она будет жить по музейным правилам, и согласно музейной традиции здесь будут происходить те службы, которые уместно торжественно производить только здесь. Мы говорили об этом с президентом и с митрополитом.

 

Первый праздник, традицию отмечать который планируется возродить в церкви, состоится совсем скоро, – это изгнание неприятеля из пределов Отечества (25 декабря 1812 года).



Алина Циопа, редактор отдела культуры «НВ». Фото Алексея Лощилова, Алины Циопы и Ирины Мотиной
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+3
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+9
Ясно