Страна и мир

Есть такие партии…

12 апреля

 

Что уже принесла партийная реформа, и что еще она изменит в российской политике

С вступлением в силу нового федерального закона «О политических партиях» в России, как когда-то в 1990-х, началось бурное партстроительство. Новые объединения, претендующие на роль политических партий, многие из которых намереваются бороться за места в Госдуме и местных парламентах, растут как грибы. По некоторым прогнозам, вскоре на политическом поле страны может появиться порядка 200 новых партий. Ведь всего за несколько дней после того, как новый закон подписал президент РФ Дмитрий Медведев, заявки на регистрацию партий в Министерство юстиции подали уже около сотни различных объединений.

Благо теперь создать новую партию или же «воскресить» старую, почти забытую, значительно легче, чем раньше. Главное – собрать всего 500 человек (вместо 40 тысяч необходимых прежде) и придумать оригинальное название. Конечно, закон предполагает еще целый ряд формальностей, но соблюсти их при большом желании нетрудно. Минюсту же предписано в случае отказа в регистрации указывать на ошибки в поданных документах и выдавать рекомендации по их исправлению. Чтобы привести документы в порядок и вновь подать заявку на регистрацию, у партий будет три месяца. 

И вот из исторического пепла уже восстают «партии девяностых» –Аграрная партия, Российская партия пенсионеров, Партия любителей пива, Партия субтропической России, «Родина», Социал-демократическая партия России, Народная партия России и многие другие.

Среди объединений, подавших заявки на регистрацию, есть и партии-«подделки» – совершенно новые образования, пытающиеся зарегистрироваться под уже раскрученными политическими брендами. Так, предприимчивые партстроители уже собрались «увести» название, например, у «Союза правых сил». И у Партии пенсионеров. Лидер «исконной» партии с таким названием, депутат Госдумы от «Справедливой России» Игорь Зотов, уже заявил, что не имеет никакого отношения к «новоделу». При этом сам Зотов, ощутив ветер перемен, поспешно вышел из рядов «эсеров» и воскресил свою Российскую партию пенсионеров, в 2006 году влившуюся в «Справедливую Россию». По мнению экспертов, большинству «поддельных» партий, скорее всего, в регистрации все же будет отказано.

Тем временем конкуренцию старым политическим силам намерены составить совсем новые, как правило, собранные на скорую руку политические объединения, многие из которых отличаются эксцентричными названиями. Минюст уже рассматривает заявки на регистрацию партий «Добрые люди России», «Клуб друзей русского народа», партии «Без названия», «Пираццкой партии», партии «Курсом правды и единения», «Партии социальных сетей», а также небезызвестной «Родина: здравый смысл», которую давно пытается создать экономист и политолог Михаил Делягин.

– Новый партийный ландшафт будет возникать постепенно – в результате естественного и искусственного отбора разные «пираццкие партии» отомрут, а останутся только самые тертые калачи, – считает политолог Михаил Ремизов, директор Института национальной стратегии. – Сколько на это понадобится времени? Шесть месяцев, год или несколько лет? Пока сложно сказать. Ясно лишь, что контуры новой партийно-политической системы прорисуются только после нескольких региональных выборных кампаний – то есть к следующим парламентским выборам. 

Пока же в ближайшее время в России может появиться даже Партия любви, которую создает экс-мэр Архангельска и владелец сети секс-шопов Александр Донской. Ее активисты уже прославились эпатажными выходками – например, купанием голышом в фонтане столичного ГУМа. Особого политического подтекста в этом перформансе искать не стоит – лидер Партии любви прямо заявляет: у его объединения принципиально нет никакой идеологии, а главная цель – пройти в Госдуму и зарабатывать на этом.

Впрочем, четкой идеологии, а тем более – внятной программы действий пока нет у большинства новоиспеченных партий, подавших заявки в Минюст. Кроме, пожалуй, «Монархической партии России», которая намерена всеми правдами и неправдами добиваться возвращения в стране самодержавия и возведения потомков династии Романовых на престол… Кстати, примерно с такими же идеями выступают еще две партии – «Монархическая партия» (ее название отличается от предыдущей лишь отсутствием слова «Россия») и «Самодержавная Россия». Однако удача, скорее всего, улыбнется лишь одной из них – новый закон запрещает регистрировать партии, чьи названия схожи с наименованиями уже зарегистрированных партий или общественных объединений «до степени смешения». Определять эту степень, похоже, придется экспертам из Минюста. Нелегкий выбор им нужно будет сделать также между четырьмя подавшими заявки партиями «Против всех», тремя «казачьими» объединениями, двумя православными, двумя экологическими партиями…

Тем временем некоторые партии уже изначально «заточены» под региональный уровень – их лидеры даже не планируют выходить на думские выборы, делая упор на представительство в местных парламентах.

Что же касается тех объединений, которые изначально видели смысл своего существования в борьбе с «системой» (вроде «ПАРНАСа»), то, получив возможность стать оппозицией системной, большинство радикальных оппозиционеров оказались на грани краха. Ну а активисты митингов на Болотной площади и проспекте Сахарова, как ни странно, не рвутся создавать новые политические партии, чтобы в будущем реально влиять на ситуацию в стране. Так, Алексей Навальный никаких подобных планов не озвучивал, довольствуясь лишь «партией» своих единомышленников в Сети. «Эсеры» Геннадий Гудков и Илья Пономарев, а также лидер «Левого фронта» Сергей Удальцов также не будут создавать партию, а объединятся в надпартийную организацию «Социал-демократический союз».

– В самой сложной ситуации после облегчения регистрации партий окажется внесистемная оппозиция – «Левый фронт» Сергея Удальцова, «Объединенный гражданский фронт» Гарри Каспарова и «ПАРНАС» Бориса Немцова, – уверен политолог Михаил Ремизов. – Вскоре выяснится, что яркие революционные персонажи, которые раскрутились как борцы с режимом, окажутся полными нулями как партийные лидеры. И наоборот: те, кто на улицах и площадях оставались в тени своих более крикливых товарищей, внезапно окажутся во главе довольно перспективных партий. Ведь одно дело кричать: «Банду Путина под суд!», а совсем другое – заниматься рутинной организационной работой. А ведь именно от нее сейчас будет зависеть успешность тех или иных политических сил. «Партии любви» очень быстро отлюбят свое, и останутся только те партии, которые смогли с нуля создать эффективную организационную структуру. 

О ком же может идти речь? Экс-министр финансов Алексей Кудрин, на которого оппозиционно настроенные граждане возлагают большие надежды, пока также не намерен создавать партию, предпочитая работать в рамках им же созданного Комитета гражданских инициатив, который претендует стать «мозговым центром» оппозиции. 

Особняком среди прочих стоит партия бизнесмена и экс-кандидата в президенты Михаила Прохорова. Сейчас он активно занимается строительством собственной политической силы, названия у которой пока нет. Отбоя от новых членов – тоже. По последним данным, в партию Прохорова вступили уже около 100 тысяч человек. По мнению ее организаторов, она способна объединить в себе как политически активных «рассерженных горожан», так и небезразличных людей из глубинки. На сайте новой политорганизации всем миром выбирают название будущей партии – из отобранных 45 тысяч вариантов пока лидируют «Е-партия» и «Новая Россия».

У других же российских бизнесменов прохоровских амбиций пока нет. Некоторые из них рассматривают партстроительство лишь как успешный бизнес-проект, способный принести неплохую прибыль. Схема проста – регистрируется целый ряд партий с нейтральными универсальными названиями, а затем продается тому, кто идет в политику и очень нуждается в народной поддержке в виде собственной партии. Ведь ее проще купить уже готовой, чем создавать «с нуля».

Эта тенденция свидетельствует о том, что, как и опасались многие аналитики, упрощение регистрации политических партий может привести к «полной вакханалии на политическом поле». Однако эксперт «НВ», политолог, профессор Европейского университета Григорий Голосов, не склонен сгущать краски:

– Сейчас СМИ пытаются запугать всех хаосом 1990-х годов, когда существовало множество партий, зарегистрировать которые ничего не стоило. По моим прогнозам, в итоге стихийного образования будет зарегистрировано примерно 40–50 партий, большая часть которых со временем просто уйдет в тень, как это происходит во многих западных странах и как это было в России до 2006 года. Напомню, тогда у нас существовало порядка 40 партий, но реально «политику делали» лишь 7–8 из них. Формирование же нового политического пространства – это длительный процесс, контуры которого в лучшем случае оформятся лишь к осени. В любом случае возможные издержки нового Закона о партиях слишком незначительны по сравнению с его важной ролью в процессе демократизации страны.


прогноз

Старые вина – новые меха?

 

О том, что в условиях появления новых партий будет с теми политическими силами, которые успели заявить о себе еще до партийной реформы, размышляет политолог 

Михаил РЕМИЗОВ, директор Института национальной стратегии:


Партия власти. Время вернуться от консерватизма к центризму

– Полагаю, что «Единая Россия» сохранится в прежнем качестве, хотя и встанет на путь кадрового обновления, сделав ставку на молодых и более-менее популярных в регионах политиков. Многое будет зависеть и от того, кто возглавит «единороссов». В партии, привыкшей идти вслед за мощным «паровозом», этот вопрос имеет первостепенное значение. Помимо кадрового обновления «Единую Россию», полагаю, ждет отказ от консервативной фразеологии и возвращение на позицию политического центризма. Такая эволюция неизбежна – когда фланги оживают, моментально возникает запрос на центристскую риторику. Это в 2007 году, когда никакой политической конкуренции в стране не существовало, «Единая Россия» могла расслабиться и получать удовольствие от позиционирования себя в качестве «партии российского консерватизма». Сейчас же время доставать из сундуков старые добрые «центристские» одежды.

Иногда на роль партии власти прочат Объединенный народный фронт, но такое развитие событий мне кажется маловероятным. После недавней встречи Владимира Путина с участниками ОНФ лично мне стало ясно, что выводить эту структуру на новую орбиту пока не планируется. Так что, думаю, все остается по-старому: «фронтовики» продолжат работу по консолидации элит вокруг фигуры избранного президента, а «единороссы» – поддерживать власть на электоральном поле. При этом оговорюсь: возможность трансформировать ОНФ в полноценную партию никуда не делась. Но это произойдет лишь в том случае, если «Единая Россия» не извлечет ошибок из своего поражения и не займется собственным ребрендингом.

Левые. Запрос на объединение актуален как никогда

– Что касается левого фланга, то у обеих парламентских партий – КПРФ и «Справедливой России» – есть неплохие шансы упрочить и даже расширить свою нишу, учитывая популярность в нашей стране левых идей. Но у коммунистов и «эсеров» другая проблема – авторитарная внутренняя организация и непопулярные лидеры. От того, как они смогут ее решить, будет зависеть их политическое будущее. По идее, сегодня, как никогда, актуален запрос на объединение КПРФ и «Справедливой России» в некий единый левый проект. Но пойдут ли на это их лидеры? Смогут ли они поумерить амбиции? Очевидно, что КПРФ дорожит своим брендом, который позволяет ей от выборов к выборам эксплуатировать тоску миллионов наших сограждан по временам СССР. Все это, конечно, хорошо, но для серьезной заявки на власть явно недостаточно.

Правые. Вся надежда на Прохорова?

– Либеральный фланг, скорее всего, и дальше будет оставаться раздробленным. Причин тут две: традиционная неспособность наших демократов объединяться и непопулярность классической либеральной идеологии. Хотя в обществе усилился запрос на общую демократизацию, построение правового государства и защиту собственности (особенно у малого и среднего бизнеса), все это создает солидную нишу для появления партии, ориентированную на европейскую политическую культуру. Не исключено, что такую структуру сможет создать Михаил Прохоров – как фигура, лояльная к Кремлю, он может рассчитывать на режим наибольшего благоприятствования. Хотя я не думаю, что ему будут намеренно помогать. 

 

 

 

Дарья Морозова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.13
0.374 (-0.41%)
Курс Евро
98.71
0.204 (-0.21%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Ясно
28 апреля
воскресенье
+10
Слабый дождь