«Именно Архангельск является воротами Русской Арктики»
Мэр поморской столицы Виктор Павленко считает, что город и порт от освоения северных территорий получат большие дивиденды
С мэром Архангельска Виктором Павленко я не виделся пару лет. В ходе предыдущего интервью «НВ» градоначальник сетовал, что финансовых ресурсов даже областного бюджета не хватает, чтобы дать импульс экономике Архангельска. Не говоря уже о городской казне.
– Вся надежда на строительство «Белкомура», – говорил в 2013-м Виктор Павленко. – Эшелоны грузов с железнодорожной магистрали Белое море – Коми – Урал сделают востребованным наш морской торговый порт, который создаст тысячи новых рабочих мест.
– Виктор Николаевич, проект «Белкомур», увы, законсервирован… – сыпанул я соль на раны при новой встрече.
– Логистика может быть разной. Не обязательно возить сырьё с Урала по железной дороге. Развитие морских коммуникаций и особенно Севморпути позволит заменить «Белкомур», на полную мощность загрузить Архангельский морской торговый порт, который сейчас недобирает миллион тонн грузов в год. При наличии заказов он сможет легко удвоить свою мощность, резервы территории для этого есть. У предприятия есть две площадки, но старый порт Бакарица маленький и совсем мелкий, он местного значения. А вот порт Экономия, оснащённый современным оборудованием, работает не так, как хотелось бы городу и его владельцам из «Норникеля». Лесопромышленный комплекс, который регулярно переваливает свою продукцию именно здесь, находится в кризисе. Один из крупных ЦБК закрылся, многие предприятия работают с нулевой рентабельностью.
Порт является крупнейшим градообразующим предприятием, здесь работают тысяча человек, но загрузить его заказами город не может. Построить детский сад, школу, другие объекты социальной инфраструктуры неподалёку от Экономии – это мы делали и будем делать. А экономическое развитие нашего порта должно стать государственной программой, финансироваться из неё. Насколько я знаю, в федеральную программу до 2030 года заложено строительство в Архангельске нового глубоководного порта.
– А не станет ли катализатором развития действующего порта свежая программа освоения Арктики, в которой ваш город должен выйти из тени Мурманска?
– Именно Архангельск является воротами Русской Арктики. Некоторые эксперты иронизируют, что историческими, но я с этим категорически не согласен. Конечно, у Мурманска есть незамерзающий глубоководный порт, а у нас он неглубокий, плюс полгода Северная Двина закрыта для судоходства. Но транспортное плечо из Ненецкого, Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми и других северных регионов, богатых природными ресурсами, до столицы Заполярья почти на тысячу километров длиннее, чем до Архангельска. Да, навигация у нас идёт всего 4–5 месяцев, но этого периода вполне достаточно, чтобы подвезти и обработать все генеральные грузы, создать их запас.
Вице-премьер Дмитрий Рогозин, который возглавляет федеральную Комиссию по освоению Арктики, заявил, что решать проблемы Севера необходимо не в тёплых кабинетах Москвы, а в Архангельске. Он предложил перевозить столичных чиновников, которым поручено курировать арктическое направление, на берега Северной Двины, в Мурманск, Нарьян-Мар. Мне понравилась фраза Рогозина: «XXI век – это век развития Арктики и Архангельска». Пусть это заявление – флаг, но в нашей жизни важно такой флаг поднять и с честью понести.
– Почему Архангельск провалил прошлогоднюю программу переселения людей из аварийного фонда? Из плановых 11 тысяч квадратных метров для них ничего не построено…
– За предельную цену, которую зафиксировал фонд содействия развитию ЖКХ – 36,4 тысячи рублей за квадратный метр, – никто из серьёзных компаний строить не хочет. Правда, инфраструктура, которая в себестоимости жилья составляет свыше 25 процентов, возводится за счёт бюджетных средств. Но и это не привлекает застройщиков, которые обязаны внести залог в размере 30 процентов от стоимости контракта. Жилой комплекс в Цигломени, запланированный для переселения из аварийного фонда, оценили в 490 миллионов руб-лей. Таким образом, потенциальный застройщик должен вытащить из своих оборотных средств 163 миллиона, заложить их в банке.
Такие драконовские условия остановили всех надёжных застройщиков, с которыми город работал и надеется работать впредь. А подрядчик, согласившийся строить в Цигломени, задачу не выполнил. Мы расторгаем с ним договор, но где гарантия, что найдём нового? Площадь очередного участка для расселения из аварийного фонда вдвое больше, чем первого, госконтракт потянет на миллиард рублей. Стало быть, генподрядчик должен изъять из собственного оборота под залог 330 миллионов рублей. Никто из серьёзных фирм на такие кабальные условия не согласится.
Рыночная цена квадратного метра жилья в Архангельске сегодня в среднем – 67 тысяч рублей. Стало быть, её размер при бюджетном заказе, учитывая 30-процентную экономию на инфраструктуре, должен быть 45–50 тысяч рублей, но никак не 36,4!
– И что же делать?
– Необходимо выходить в самые высокие кабинеты госкорпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ – и с калькулятором в руках требовать увеличения базовой цены квадратного метра. А пока нужно искать компромисс с компаниями, получившими в Поморье какой-нибудь крупный госзаказ. В Северодвинске, например, генподрядчик построил современный перинатальный центр сметой 2,7 миллиарда рублей. По просьбе муниципалитета он зашёл на местный рынок строительства жилья, согласился построить за 36,4 тысячи рублей/квадратный метр – сработал в ноль. Но сколько застройщик заработал на возведении центра! Это не обременение, а договорённость сторон.
Мы в Архангельске тоже апробировали подобную схему. Вологодская компания построила школу за 300 миллионов, а заодно по просьбе мэрии построила небольшой объём жилья на наших условиях. Фирмы, которые активно имеют в областном центре крупные госзаказы по рыночным ценам, должны достроить всё-таки в Цигломени жильё для переселенцев.
– В промышленном Череповце, например, из-за большого госдолга Вологодской области доля налога на доходы физических лиц, оставляемых в местном бюджете, упала до 17 процентов. А как у вас?
– НДФЛ в Архангельске составляет 40 процентов, но этого мало, так как городские предприятия и организации обеспечивают 65 процентов валовых поступлений НДФЛ в области. Город отчисляет в региональный бюджет 20 миллиардов рублей, при этом его собственные доходы вот уже несколько лет замерли на отметке 7,3 миллиарда рублей. А ведь только для выполнения столичных функций Архангельску требуется 10–11 миллиардов!
В столице Поморья проживают 30 процентов населения Архангельской области, расположены федеральные структуры, высшие и средние учебные заведения, больницы, оборонные объекты. Все они активно пользуются городской инфраструктурой. В рамках межбюджетных отношений распределение финансовых средств должно быть более справедливым.
– С 2010 года я приезжал в столицу Поморья с десяток раз, но никогда не видел активного дорожного ремонта…
– Областной дорожный фонд формируется за счёт отчислений с автовладельцев, в 2015 году его объём составляет 3 миллиарда 841 миллион рублей. Из 838 миллионов рублей поступлений по транспортному налогу 323 миллиона, или 38 процентов, обеспечили автовладельцы Архангельска. А городской бюджет получает на ремонт дорог из этого фонда только 100 миллионов. Разве это справедливо? Мы вынуждены направлять на содержание и ремонт дорог собственные доходы, которые могли бы израсходовать на строительство детских садов, школ, других социальных объектов… В этом году мы сможем провести текущий ремонт только на 20 объектах улично-дорожной сети протяжённостью 11 километров. А срочный ремонт необходим ещё 29 улицам общей протяжённостью 26,7 километра. На эти цели требуется около 370 миллионов рублей. Где их взять?
– Виктор Николаевич, какие программы пришлось пустить под нож из-за кризиса?
– Тьфу-тьфу, пока ничего. Несмотря на падение объёмов НДФЛ и покупательской способности населения, нам удалось сохранить подушку безопасности. Этот запас даёт нам время и возможность перегруппироваться. Кстати, в Архангельске сдаётся в аренду юридическим лицам 525 помещений, из них 300 – под малый и средний бизнес. Причём мэрия приняла решение заморозить в 2015 году им арендную плату. Но даже без повышения арендной платы магазины и другие фирмы сферы услуг начинают закрываться. На территории некоторых бывших лесозаводов работают по 1–2 маленьких магазинчика. Сейчас думаем о том, чтобы снизить им аренду, чтобы не закрылись.
Беседовал Сергей Тачаев, спецкор «НВ». Фото автора