Страна и мир

Итоги G7: санкции не снимут, G8 не возродят

09 июня

 

 

 

В ходе саммита «Большой семёрки» Ангела Меркель обозначила для Барака Обамы разумные пределы санкций против РФ

Поскольку главам семи ведущих стран Запада предстояло в рамках G7 за два дня обсудить десятки глобальных вопросов, что априори непросто в нынешних условиях, по окончании встречи им только и оставалось, что декларировать «единство демократических принципов и политической воли». Что, собственно, и оказалось в сухом остатке саммита. Но давайте заглянем за строку итогового документа, венчающего встречу в баварском замке Эльмау.

Лидеры договорились вот о чём: опираясь на общие базовые ценности, действовать по ситуации, оставаясь не в периодическом (пусть и частом), а в постоянном телефонном контакте на уровне глав правительств. Это первое. Второе: увеличить количество всевозможных саммитов, форумов и оперативных внеплановых совещаний как минимум на уровне МИД – с целью актуальной корректировки даже не идей, озвученных ныне в Германии, а конкретных действий. Было решено, что санкции с Крыма не снимут ещё год, G8 в ближайшее время не реанимируют, а вот другие санкции против Кремля могут последовать не по итогам совещания G7, а в рабочем порядке.

Вывод из событий в Эльмау можно сделать такой: именные санкционные списки Запада будут вскоре расширены – вне зависимости от развития событий на Востоке Украины. Новые же секторальные санкции со стороны ЕС (если таковые согласуют) введут уже постфактум. Причём российские эксперты, следящие за ситуацией по линии «Украина – Канада, США, Великобритания, Япония – ЕС», могут заранее спрогнозировать момент их введения. Принцип прост: что на языке у Порошенко и Яценюка, то и в реальных планах у Канады или Японии. А затем, спустя время, на основании итоговой декларации G7 эти меры будут рассматриваться уже Евросоюзом. Так что никаких сюрпризов на этом фронте со стороны ЕС не предвидится.

Каких-то сенсационных итогов от саммита «Большой семёрки» ждать изначально не стоило – в том числе по проблемам Украины и Греции. Они и оказались сродни минималистским апартаментам Ангелы Меркель в замке Эльмау. Просторные (то есть дающие экспертам обильную почву для толкований). Выдержанные в духе «советского» уюта для генсеков и членов Политбюро («народ и партия», то есть, простите, страны Запада – едины). Местами – с лёгкой обшарпанностью стен (итоги G7 тоже несут налёт некой «бэушности»). И с панорамным видом на горы, подсвеченные солнцем (сдержанный оптимизм).

Куда более интересными, нежели коммюнике G7, представляются итоги кулуарных бесед, проходивших в эти дни в Эльмау. Особенно в рамках обмена мнениями между Бараком Обамой и Ангелой Меркель, предварявшего диалог «семёрки». Здесь проявились, во-первых, неизменность позиций ФРГ в отношении России, во-вторых – совпадение позиций Москвы и Берлина по многим актуальным вопросам.

В противовес желанию Вашингтона «изолировать Москву» канцлер ФРГ в ходе личной встречи с Обамой сообщила следующее: «Есть нормандский формат для урегулирования кризиса на Украине, «шестёрка» по иранской ядерной программе и Россия должна быть включена в усилия по урегулированию гражданской войны в Сирии. Химическое оружие из Сирии было вывезено только благодаря усилиям России». Это заявление соответствует позиции Кремля: свет не сошёлся клином на G7, есть варианты «разруливания» проблем и в рамках БРИКС, и в рамках G20, и в других форматах.

Позиции Берлина и Москвы совпадают и по поводу «возможной агрессии РФ против одной из стран НАТО» – главного ужастика, муссируемого англосаксонской прессой. Вероятность такого сценария в преддверии саммита опровергли и Владимир Путин, и глава минобороны Германии Урсула фон дер Ляйен. В ходе личного общения Ангела Меркель донесла это и до лидера США – в свете планов размещения американских ядерных ракет в Европе.

 

Наконец, неизменным остаётся отношение ФРГ к поставкам Украине летальных вооружений – хоть «дополнительных», хоть «наступательных», о которых говорил на G7 пресс-секретарь Белого дома Джош Эрнест. Так что даже если США – на очередном «донбасском вираже» или просто по запросу Обамы – будут настаивать на поставках ВСУ тех же противотанковых комплексов «Джавелин», то Германия вряд ли изменит свою позицию. Увеличение Украине финансовой помощи со стороны ЕС, о чём говорил президент Путин, необходимо. Но никакого экспорта немецкого оружия в Донбасс, скорее всего, не предвидится.


Антон Шандоров, корреспондент «НВ» в Германии. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+4
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь