Планета

Живут же люди!

24 апреля

Какой может быть современная архитектура жилых домов

Глядя на то, как жилые дома нынче строят в Петербурге, да и по всей России, глядя на то, что вообще построено в нашей стране за последние десятилетия, невольно задаёшься вопросом: «А это только у нас новая архитектура большей частью уныла, скучна и безлика?» Из огромного списка оригинальных творений современных архитекторов, работающих по всему миру, мы выбрали несколько.


«Кубические» дома в Роттердаме

В 1984 году по новаторскому проекту архитектора Пита Блома в Роттердаме и Хелмонде возвели «дома-кубы», которые были признаны шедеврами мировой архитектуры. Ра­дикальным решением Блома было то, что он повернул параллелепипед дома на 45 градусов и поставил его углом на шестигранный пилон. В Роттердаме есть 38 таких домов и ещё два суперкуба. Все дома соединяются друг с другом. Посмотреть на жилой комплекс приезжают тысячи туристов, а некоторые предприимчивые жильцы предлагают им экскурсии по своим необычным квартирам, которые состоят из трёх этажей. На первом располагаются кухня и гостиная, на втором – две спальни и ванная комната, а на третьем этаже обычно разбивают небольшой сад. Общая площадь квартиры составляет около 100 квадратных метров, но около четверти пространства является непригодным для использования из-за стен, которые находятся под большим углом.


«Танцующий дом» в Праге

Это удивительное здание было построено в середине 1990-х годов в самом центре чешской столицы на набережной реки Влтавы. Его возведением занимались чешский архитектор Владо Милунич и канадско-американский Фрэнк Гэри. Основной идеей здания была аналогия с известнейшим танцевальным дуэтом Фреда Астера и Джинджер Роджерс, известных как «Джинджер и Фред». Одна из двух цилиндрических частей, та, что расширяется кверху, символизирует мужскую фигуру, а вторая часть здания визуально напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой. Но концептуальное название здания не прижилось, и этот дом в народе называют «пьяным» или «стаканом».


«Скрученное туловище» в Мальмё

Детище испанского архитектора и скульптора Сантьяго Калатравы, расположенное на шведской стороне пролива Эресунд, эксперты относят к романтическому хай-теку или биотеку. Построено здание в 2005 году. Оно стало вторым по высоте зданием в Европе после московского «Триумф-паласа». Всего в здании 54 этажа, а его высота – 190 метров. Высотка составлена из девяти пятиугольных блоков, повёрнутых друг к другу под небольшим углом. Это позволило создать суммарный поворот верхнего блока относительно нижнего в 90 градусов. Во внутренней осевой железобетонной конструкции располагаются лифты и лестницы. Чтобы дом был устойчивым, его фундамент пришлось углубить в землю на 18 метров, три из которых закрепили в скальном основании. А чтобы здание было по-настоящему инновационным, его снабдили автономными источниками энергии: ветровой электростанцией и солнечными батареями. В двух нижних блоках небоскрёба расположились офисы, а в остальных – частные квартиры. Два верхних этажа, из которых видна даже датская столица Копенгаген, отведены под конференц-залы.


«Лесная спираль» в Дармштадте

Автор этого необычного дома – австрийский архитектор и живописец Фриденсрайх Хундертвассер. Мировую известность ему принесла совершенно простая идея, которую он успешно воплощает в жизнь вот уже несколько десятилетий, – люди должны жить в гармонии с природой, даже в городе. Хундертвассер убеждён – дома-«коробки» не только диссонируют с окружающим миром, но и вредны для человека, который тоже является частью природы. Дом «Лесная спираль» – пожалуй, одно из самых ярких его творений. В нём царит 

добрая атмосфера сказочного городка, который словно по волшебству вырос на лесной опушке. Даже внимательный наблюдатель вряд ли найдёт здесь хотя бы одну прямую или резкую линию или два одинаковых окна. Каждое из них имеет уникальный внешний вид и форму, а из некоторых даже… растут деревья и трава. Здание словно поднимается спиралью к зелёной верхушке, где на скошенной крыше растут трава, цветы, посажены деревья, а между ними – расположены кафе и бар.


«Контейнер-сити» в Лондоне

То, что даже бюджетное жильё может стать архитектурной достопримечательностью, доказали британские архитекторы, соорудив дом из… корабельных контейнеров. Такие постройки из-за своей дешевизны и мобильности набирают всё большую популярность, и это неудивительно. Пол, потолок и стены у «кубика» уже есть – остаётся только составить эти кубики в здание, подвести к нему коммуникации, а чтобы о доме заговорили – креативно оформить окна и выкрасить его в необычные цвета. У создателей лондонского «Контейнер-сити» на возведение пятиэтажного комплекса ушло всего восемь дней.

Екатерина Тронина


точка зрения

У современных шедевров нет оправданий

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»

Архитектурный стиль, в котором выполнены лучшие творения мировой архитектуры последних лет, можно назвать одним словом – «оригинальничают». Но это отнюдь не ругательство. Более того, во всех этих зданиях видна искра таланта их авторов. Вопрос в другом: какую полезную, какую смысловую нагрузку несёт эта архитектура и что она вообще выражает?

Есть канонические архитектурные стили: ампир (и его наследник классицизм), готика, барокко во всех его разновидностях (в том числе петербургское барокко), есть более размытые, но тоже узнаваемые модерн, эклектика. Есть рождённые ХХ веком конструктивизм, функционализм и даже утилитаризм. К примеру, хрущёвские пятиэтажки – это шедевр утилитаризма, здания, в которых нет ни лишней детали, ни лишнего сантиметра пространства, но при этом в них есть абсолютно всё необходимое для жизни в строгом соответствии с научно обоснованными нормами.

Каждое поколение архитекторов пытается создать свой стиль. Но, увы, ни вторая половина ХХ века, ни начало века ХХI не принесли шедевров ни в существующих стилях, ни в создании новых стилей. Что и иллюстрируют лучшие новые дома.

Чем хорош небоскрёб в шведском Мальмё? Сразу понятно, что он иллюстрирует главную достопримечательность этих мест – знаменитый водоворот. Конструктивистски вынесены наружу стягивающие балки. Но в чём польза от закручивания здания? Её нет – всё сделано только ради оригинальности.

По сравнению с «водоворотом» куда более тёплых слов заслуживают лондонские дома из контейнеров. Они развивают идеи утилитаризма – ничего лишнего, поддерживают модные идеи рециклинга, отлично смотрятся и круглые окна-иллюминаторы, напоминая о первой, «морской» жизни контейнеров. Но подлинный утилитаризм основан на экономике: это жизненный стандарт за минимальную цену. А лондонский дом вряд ли предназначен для пролетариата – скорее это жильё для богемы. Так что – подделка и оригинальничание.

Кубические дома в голландском Роттердаме – сплав модерна и стиля фольк, используются узнаваемые детали средневековых голландских зданий. Снаружи это смотрится забавно (отчасти напоминает разгар землетрясения), но в чём смысл? Поскольку полы в этих наклонённых этажах наверняка обычные – горизонтальные, значит, внутри масса не работающего пространства. А это такая нелепость, как третий рукав на пиджаке, к тому же пришитый на спину.

Аналогичные претензии к «Танцующему дому» в Праге. Кривляющийся корпус ничем не оправдывает своего существования. Он не создаёт дополнительных удобств жильцам, не решает никаких задач – просто навязывается: мол, посмотрите, какой я. Между тем настоящим шедеврам нет нужды навязываться – их и так все замечают и ценят.

Самый невинный шедевр из представленных здесь – здание Овечки в Новой Зеландии. Это просто символ, дань уважения к существу, которое сделала свою страну благополучной и известной миру. Совершенно неважно, что там внутри, кто там живёт, – это здание-памятник, для которого важна только форма, а не содержание. Так что, по большому счёту, это и не дом.

И наконец, выстроенное с немецкой добротностью и практичностью «лесное» спиральное здание в Дармштадте. В нём, наверное, вполне удобно жить. И выглядит оно приятно – по-живому. Недостаток только в излишней идеологизированности, пропаганде экологического мировоззрения, на котором сейчас помешана Европа. В советскую эпоху некоторые ретивые архитекторы тоже пытались создать что-то актуальное то в виде серпа и молота, то в виде ракеты – к счастью, безуспешно. У немцев получилось изящней, удобней, но всё равно – это дань конъюнктуре в ущерб (пусть и минимальный) содержанию.

Есть простая и гениальная формула: красота – это высшая целесообразность. Посмотрите на военный корабль: у него масса непонятно каких конструкций, бугров, башен и сфер – и всё же он красив, потому что мы понимаем, что всё это нужно, имеет смысл, несёт нагрузку. Всегда функциональна женская красота, красота удачных моделей машин, растений и животных. В архитектуре то же самое. Возьмите любой шедевр старых времён – от античного храма до образцов северного модерна в Петербурге – и найдите в них хотя бы одну лишнюю, не работающую деталь. Их нет, всё оправдано. У большинства современных шедевров таких оправданий нет. 

Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
94.09
0.232 (-0.25%)
Курс Евро
100.53
0.253 (0.25%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+2