Общество

Как бизнес-климату города Ы оценки выставляли

28 ноября

 

Изрядно затянувшаяся история с выселением дебаркадеров с набережных Невы заставила фельетониста «НВ» почувствовать себя в шкуре аналитика Адама Смита, командированного в город Ы с целью дать указанному городу оценку по части благоприятности бизнес-климата…

Тимофей Гарик, поэт

Адам Смит, отставной шпион, русофоб-любитель и высочайших степеней аналитик, был командирован в город Ы международным рейтинговым агентством «Мордус Мамой клянусь Фикс» с целью дать указанному городу оценку по части благоприятности бизнес-климата.

В прежние времена такие оценки придумывались прямо в офисе агентства. Если верить этим оценкам, жизнь в стране, где располагался город Ы, была невозможна в принципе – как на Луне без скафандра: мгновенное удушье, оледенение и смерть. С двухсотым-то местом в рейтинге, состоящем из 190 позиций, долго не протянешь….

Однако город Ы, да и вся страна, как ни странно, не только «тянули», но и делали это на редкость вызывающе. Например, скупая на свои зимние каникулы и летний период отпусков все места в отелях высокорейтинговых стран и опустошая ихние высокорейтинговые бутики.

В общем, серьёзным людям, которым нужно было пристроить серьёзные деньги, требовалась серьёзная информация: что там, чёрт побери, в городе Ы с бизнесом на самом деле происходит?

Тут была одна, по-русски говоря, заковыка. Или когнитивный диссонанс. Дело в том, что даже сами обитатели города Ы не знали, какой у них бизнес-климат. Одни считали, что бизнес у них в городе полностью контролируется чиновниками. Эта версия была близка Адаму Смиту. Теория самодурства власти, которая что хочет, то творит, рассуждал он, подтверждалась всей историей города Ы и соответствовала рабскому менталитету его жителей.

Но другие (и с ними Смит тоже не мог не согласиться), напротив, считали, что это бизнес контролирует чиновников, подкидывая самым услужливым из них чаевые.

Газеты города Ы в один и тот же день рассказывали, с одной стороны, о том, как по приказу чиновников бульдозеры сносят «незаконные» ларьки и торговые зоны, а с другой – как местные бизнесмены, наплевав на закон и приличия, захватывают общественные бани и перестраивают их в бизнес-центры, как бесплатно, путём простеньких манипуляций, записывают на себя исторические усадьбы и самые лакомые участки земли.

Смит не мог во всём этом разобраться, как, например, не мог понять бессмысленного вопроса из русской классики: «Кто на ком стоял?» В результате ещё до своего прибытия в город Ы агент-аналитик стал страдать приступами раздвоения сознания. Но самое обескураживающее впечатление он получил уже по прибытии в город Ы.

 

* * *

К слову, в городе Ы поначалу ему сразу полегчало. Смит интуитивно понял, как живут местные, – они просто не задумываются над тем, с чем сталкиваются каждый день, принимая всё как данность. Как, например, погоду, которую бесполезно ругать или хвалить, – она такая, как есть. Однако на пятый день своего аналитического визита он столкнулся с явлением, которое ему не могли объяснить и местные.

Прогуливаясь по величественной набережной реки, Смит разглядел кавалькаду полицейских и чиновничьих автомобилей, столпившихся у плавучего заведения «Недетские забавы». Какие предположения относительно увиденного пришли в голову Смиту, объяснять, думается, не нужно. И агент уже ставил в своём блокноте очередной рейтинговый минус – за безнравственность власти. Но всё оказалось не просто сложнее, чем он думал, а вовсе необъяснимо…

Солидные мужчины и женщины в деловых нарядах предъявляли столь же солидные удостоверения ленивому заспанному охраннику, требуя пропустить их на борт.

– А чё надо-то? – цедил охранник.

– Вот, смотрите, – раскрывали перед ним свои папки чиновники. – Вот документ о расторжении договора аренды. Вот решение суда о том, что ваше заведение обязано освободить место на набережной.

– Вы, того! Это вы сами проход освободите, – не глядя в бумаги, скомандовал охранник. – Видите, девчонки наши на работу приехали!

Мимо собравшихся по трапу с визгом пробежала стая полуголых девушек в сетчатых колготках.

– Мы требуем, чтобы вы немедленно пригласили сюда своё руководство, которому мы должны вручить эти документы! – сорвался на крик глава делегации.

– Не… Хозяин так рано не приходит. Ща официанта кликну. Или с кухни кого… Они ему и передадут.

– Полиция, примите меры к этому хаму! – главный чиновник был уже вне себя от бешенства.

– Мы в бизнес-конфликты не вмешиваемся, – тихо, но твёрдо произнёс полицейский с большими звёздами на погонах. – Строго запрещено. Мы тут только для того, чтобы за порядком следить – чтобы насилия не было. Так что сами разбирайтесь.

Тем временем, выдержав положенную паузу, к гостям всё же вышел кто-то с кухни. Кажется, бармен. Забрав папку с предписаниями, он пообещал передать её хозяевам с первым же коктейлем.

Через несколько минут кавалькада покинула набережную.

 

* * *

Смит пребывал в некоторой задумчивости. Работать шпионом было намного легче…

С одной стороны, увиденное не укладывалось в его схемы относительно города Ы – не похоже всё это было на произвол тоталитарной коррумпированной власти. Но с другой – дома у него хранилась пачка местных газет с рассказами о властном беспределе.

Особо нравилась Смиту история про мини-отель. Приглянулся некой торговой сети участок земли, которую занимал на оживлённой трассе тот самый мини-отель. От предложений уступить землю по-хорошему владельцы отеля отказывались, а все документы (на аренду, налоговые и прочие) были у них, как назло, в полном порядке. И тогда случилась такая история. Некий снявший номер в отеле гражданин заказал себе сауну. А в сауну, созвонившись по известным номерам, заказал девушку. Вслед за девушкой прибыли правоохранители, которые торжественно заявили, что накрыли притон, предоставлявший сексуальные услуги. Клиент с девушкой тихо исчезли, дело было возбуждено в отношении отеля. И в местной, и в городской администрации сказали, что продлевать договор аренды с таким злачным заведением они не могут – народ не поймёт. Так что теперь на этом месте – магазин.

Таких историй у Смита в запасе были сотни. О том, как предпринимателям, которые «много о себе думали», обрубали электричество. Как их разоряли требованиями купить ларьки и павильоны нового образца, а потом расторгали договоры аренды земли, вынуждая мелких торговцев за безумные деньги арендовать секции в торговых комплексах компании «Изумруд мой яхонтовый»…

Но были и другие истории. О том, как чиновники стыдливо отворачиваются, проезжая мимо доведённых до разрушения исторических зданий, – потому что руки коротки у них дотянутся до тех, кто на разрушении бизнес делает.

О том, как им приходится отдавать госзаказы заведомо жульническим фирмам, которые хорошо знают знаменитый 94-й закон (о конкурсах при проведении госзаказов).

О том, как бессильны они справиться с управляющими компаниями, которые кладут деньги с жильцов в свои карманы.

В итоге тщательно собираемые агентом кусочки мозаики никак не желали складываться в целостную картину. И ключом ко всему могла бы стать развязка истории с «Забавой для взрослых». Ключ же, как казалось Смиту, был в ответе на вопрос: «Почему низкопробное развлекательное заведение ведёт себя как пиратский корабль в купеческой гавани?»

Смит четыре месяца наблюдал, как чиновники и привезённые ими рабочие пытались убрать мостки между набережной и плавучим притоном. И как рабочие плавучего бара тут же их восстанавливали.

Как чиновники хотели взять реванш, прогнав с набережной другое увеселительное заведение – «Плавучий нидерландец» (с этим тоже все договоры были расторгнуты). И как к чиновникам вышел официант, пообещавший, что юристы его хозяина их самих утопят – а «Нидерландец» всё равно будет стоять на своём месте.

Бывший шпион изучил всю юридическую подоплёку и выяснил, что судебные споры в городе Ы могут идти бесконечно, и понял, что морские черви съедят оба плавучих заведения раньше, чем дело дойдёт хотя бы до второй инстанции. Он понял, что все эти судебные битвы – просто дань традициям и вежливости. Что-то вроде фехтования пластмассовыми мечами.

 

* * *

Чтобы почувствовать бизнес-климат города Ы на своей шкуре, Смит, как и положено бывшему и шпиону, и ведущему аналитику, стал завсегдатаем стриптиз-бара на одном кораблике и фитнес-клуба – на другом. Он вступил в пару городских бизнес-ассоциаций. В союз ветеранов спецслужб – для отвода глаз. Стал нештатным помощником нескольких депутатов городского парламента – на всякий случай. Его даже стали приглашать на различные круглые столы и благотворительные акции.

Через полгода в международное рейтинговое агентство «Мордус Мамой клянусь Фикс» пришёл секретный отчёт. А ещё через неделю он был, как водится, украден и обнародован на известном разоблачительном сайте.

 

«В главный офис «Мордус Мамой клянусь Фикс».

Братва!

Можете ставить городу Ы какую угодно оценку в вашем рейтинге – это роли не играет. Кто с понятием – для тех здесь рейтинг ААА+, а кто без – тому и деньги не помогут.

Основное правило такое: за бесплатно никто, в том числе чиновники, ничего не делает.

Поясню на примере. Если ты кому дорогу перешёл (например, ларёк свой у чужого магазина открыл), то за тебя «занесут» в госструктуры, которые в три дня тебя снесут.

Но если ты никому, кроме местного населения, не мешаешь, то делай что хочешь: небоскрёбы-стекляшки городи, мансарды на старинные дома нахлобучивай, финансовые пирамиды открывай… Чиновники, возможно, будут для порядка тебе бумаги слать (мол, закрыть, запретить, демонтировать!). Не парься – настоящего, личного интереса закрывать тебя у них нет.

Кстати, подыщите мне по сходной цене списанный авианосец. Я ему уже и место видовое и людное подобрал. И платить за аренду не собираюсь ни цента. Открою там ресторан, стриптиз-бар, фитнес-клуб, сауну, ринг для боёв без правил, дискотеку и ночной клуб. На меня, конечно, пресса и власть накинутся: мол, я панорамы заслоняю, налогов не плачу… И знаете что я им отвечу? Пошлю на три буквы – в суд.

Некогда ваш агент и высочайших степеней аналитик Адам Смит, а ныне предприниматель города Ы Семён Адамов.»

 

(Все персонажи и названия заведений – вымышлены. Все совпадения – случайны)


тем временем…

 

«Забава-бар»

 

Одиозный стриптиз-бар, оккупировавший Петроградскую набережную, власти Петербурга пытаются прогнать с насиженного места уже больше года. В ноябре 2012-го истёк договор аренды, но решение о выселении дебаркадера администрация города исполнить не в состоянии, так как «забавники» нашли лазейку. Дело в том, что пользоваться причалом хозяева бара не могут (набережная принадлежит городу), а вот акватория Невы, как отмечают они, находится в ведении сразу нескольких ведомств, причём федеральных. В итоге комитет по управлению городским имуществом (КУГИ) и СПб ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» совершают безуспешные набеги на дебаркадер. Последний визит на корабль состоялся 15 ноября, когда у «Забавы» появились рабочие, которые спилили калитку, соединяющую стрип-бар с набережной. А на днях состоялось заседание суда, где постановили: арендовать набережную «забавники» не имеют права, но зато они по-прежнему могут оставаться в акватории Невы.


«Летучий голландец»

 

Дебаркадер, на котором процветают ресторан и фитнес-центр, находится на Мытнинской набережной. Главная претензия властей Петербурга – нарушение заключённого ещё в 2005 году договора, по которому на «голландце» можно заниматься спортом и обедать исключительно на самом дебаркадере. Но его руководство это условие договора игнорирует, и рядом с дебаркадером каждое лето вырастает понтон. В 2008-м, например, площадку вообще превратили в ринг для боёв лиги «M1». Минувшим летом КУГИ расторг, наконец, договор аренды. Однако «Летучий голландец» продолжает упорствовать – и 13 ноября Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти вынес решение в пользу бизнесменов, несмотря на то что они регулярно нарушают договор.

 

«Тутси-бар»

 

Этот плавучий ночной клуб, расположенный на теплоходе «Мария» у набережной Лейтенанта Шмидта, также портит уникальную панораму нашего города. О деятельности бара можно судить по информации, размещённой на сайте клуба в интернете: «Сюда приходят состоявшиеся активные мужчины, прогрессивные молодые люди и просто все те, кому хочется получить заряд бодрости…»

Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
29 мартa
пятница
+10
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+8
Слабый дождь
31 мартa
воскресенье
+6
Облачно