Как Ы «городом для человеков» делали - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как Ы «городом для человеков» делали

Фельетонист «НВ» продолжает следить за жизнью вверенного ему литературной музой жизнью славного города

Тимофей Гарик, поэт

В один прекрасный день мэра славного города Ы всё это достало, и он подписал концептуальное распоряжение о том, что Ы должен стать «городом для людей». В распоряжении были обозначены «Основные направления реализации концепции»:

Обустройство пешеходных зон

Наполнение общественных пространств

Введение зоны платной парковки в историческом центре

Оборудование выделенных линий для общественного транспорта

Развитие велосипедной инфраструктуры

Озеленение

Обустройство пляжей в черте города и его окрестностях

И проч.

На самом деле уважаемый мэр ничего нового не придумал – всё это давно было придумано и уже десятки лет прекрасно работало в заморских городах Ю, Ё, Э и многих других. А для того чтобы дело пошло быстрее, мэр выписал заморского специалиста, автора всемирно знаменитой концепции «Города для человеков».

Прилетев в славный город Ы, заморский специалист почувствовал, что волосы у него на спине зашевелились. Я, сказал он шёпотом мэру, такого бардака даже в папуасском городе Ж не видывал. Весь центр, ужасался он, забит машинами, паркуются как попало, автобусы еле ползут, всюду гарь, грохот… А вы ведь, говорит, живёте в славном городе Ы – в городе, каких поискать!

Но, придя в себя, заморский специалист бодро взялся за дело. Перво-наперво, понимал он, надо разгрузить исторический центр, пока там всё не развалилось к чёртовой матери. Мэр это тоже понимал и собрал чиновников на совещание.

После знакомства и вступительного слова заморского гостя слово взял начальник транспортного департамента мэрии.

– Транспортный департамент, – отчитался он, – делает всё, чтобы избавить город от пробок. Только за минувший год мы ввели в эксплуатацию 154 тысячи квадратных метров дорожного полотна! И это по самым приблизительным подсчётам. В дальнейшем планируется увеличение интенсивности дорожного строительства до значений, предусмотренных…

Заморский специалист понял, что работать ему придётся в одиночку. «Это не лечится…» – горестно размышлял он, вернувшись в гостиницу, о местных транспортных специалистах.

Но он не отчаивался. И через полгода в центре города появилась первая зона платной парковки – кро-охотная такая.

На следующий день городские газеты вышли с заголовками:

 

 

 

– Ну что… – вздохнул мэр, встречая заморского специалиста в своём кабинете. – Вишь, как народ лютует…

Заморский специалист попытался объяснить, что шум подняли те жалкие сотни автомобилистов, которым очень хочется ездить в центр на своих машинах, но мэру предстояли выборы, и он сказал:

– В общем, извини, но с расширением зоны платной парковки придётся повременить… Ты лучше вот что – пешеходными зонами пока займись!

***

Осмотревшись в городе, заморский специалист уже знал, какие именно улицы центра лучше всего подходят под пешеходные: на этих улицах и людской поток приличный, и антураж великолепный.

Но одна из этих улиц, как ему объяснили на совещании в транспортном департаменте, связывает две очень важные для жителей одного микрорайона магистрали, на другой жил влиятельный начальник, который наотрез отказался шагать 50 метров от машины до подъезда, а на третьей и четвёртой…

В общем, по итогам многочисленных совещаний в мэрии было принято решение отдать пешеходам одну тупиковую улицу в центре и Безымянный переулок на окраине.

Когда обустройство улиц было завершено, городские газеты вышли с заголовками:

 

 

 

– Ну что… – вздохнул мэр. – Вишь, как народ лютует…

Заморский специалист попытался объяснить, что, во-первых, начинать надо было с других улиц, а во-вторых, что если даже тупиковую улицу наполнить содержанием (уличные музыканты, кафешки, всякие акции), то и на неё народ потянется. Но мэру предстояли выборы, и он сказал:

– Давай-ка лучше велосипедистами займись – а то у нас с этим – беда.

***

На совещании, посвящённом развитию велосипедной инфраструктуры, заморский специалист долго доказывал, что, прежде чем призывать горожан пересаживаться на велосипеды, необходимо построить велосипедные дорожки, оборудовать выделенные линии для велосипедистов на проезжей части, но начальник транспортного департамента был неколебим:

– Нет, этак у нас ничего не выйдет! – решительно сказал он. – Пока мы будем всё это обустраивать – сколько ж времени пройдёт!.. Так дела не делаются: если уж браться за гуж… Если уж мы решили развивать велосипедную инфраструктуру, то нечего тянуть кота за хвост. Только так – смело и не откладывая в долгий ящик…

Мэру речь начальника департамента понравилась. «Наконец-то, – подумал мэр, – и наши прониклись идеей, зашевелились!» И он поддержал подчинённого.

Вскоре в городе появилась разветвлённая сеть общественного велопроката. Горожане тут же с охотой стали пересаживаться на велосипеды. И заголовки городских газет запестрели:

 

 

 

– Ну что… – вздохнул мэр. – Вишь, как народ лютует…

Заморский специалист попытался объяснить, что, во-первых, он предупреждал, что без велодорожек вся эта затея никуда не годится, а во-вторых, что ещё не поздно срочно всё сделать, но мэру предстояли выборы, и он сказал:

– С велодорожками мы пока погодим – пусть пока так поездят. А тут как раз лето на носу – может, пляжами займёшься? И озеленением заодно!

***

Объездив все окрестности города Ы, заморский специалист обозначил на карте несколько карьеров и озёр, до которых можно было быстро добраться, и предложил городу их благоустроить: повырубать камыш, почистить водоёмы… Однако на совещании в благоустроительном департаменте выяснилось, что у города денег на это нет и не будет, а отдавать береговые зоны бизнесменам в городе Ы не положено: берега – всенародное достояние.

Но заморский специалист не отчаивался и привлёк-таки на один карьер своего знакомого заморского бизнесмена. Тот вложил денег (оказалось, надо не так уж много) в благоустройство берега, а вместо того чтобы брать плату за выход к воде (как это он делал в своём заморском городе Ю), стал зарабатывать на аренде зонтиков, шезлонгов, торговле мороженым и напитками.

А кроме того, заморский специалист присмотрел одну набережную в черте города и предложил оборудовать под пляж и её: привезти песка, построить большой бассейн (в Главной речке города Ы купаться уже лет двести как было нельзя), наладить инфраструктуру…

Городские газеты без внимания всё это, конечно, не оставили:

 

 

 

– Ну что… – вздохнул мэр.

Заморский специалист уже ничего не пытался объяснить. Он понимал, что мэру предстоят выборы.

– Заняться пунктом «Проч.»? – спросил заморский специалист.

Он уже знал, какими будут заголовки.

 

 

 

P. S.

Да, а с озеленением вот какая штука вышла… Заморский специалист высадил небольшую аллею на Главном проспекте славного города Ы, и никто даже особо не протестовал (разве что «Не дадим превратить величественный проспект в лес!» да «Ироды!»). Но деревья быстро загнулись от выхлопных газов – и об этой истории все скоро забыли.

 

 

Прим.: Все персонажи, события, названия – вымышлены, все совпадения – случайны.

 

тем временем в петербурге…

На пути к «городу для людей»

В Петербурге заработала первая зона платной парковки. Машин в границах зоны стало значительно меньше. Это дало повод противникам проекта заявить, что… он провалился



Малая Конюшенная, одна из самых красивых пешеходных улиц Европы, не привлекает людей из-за отсутствия содержания. Это является аргументом противников пешеходных зон


Ездить или среди машин, или по тротуарам велосипедистов заставляет отсутствие велосипедных дорожек и выделенных линий



Критиков проекта обустройства пляжа на набережной Лейтенанта Шмидта не убеждают примеры подобных пляжей в европейских столицах


 

 

«Ситуация в Петербурге – недопустимая!»

Ян Гейл, датский урбанист, автор концепции «Города для людей» 

(из интервью «НВ» 4 июня 2014 года):

– Сегодня перед крупными российскими городами встают те же проблемы, с которыми в западных мегаполисах столкнулись давно. Столкнулись – и начали их решать. Главная проблема – засилье автомобилей. На каком-то этапе мы просто забыли, что вообще-то города строятся в первую очередь для людей, а не для машин. Но сегодня это вновь становится всем понятно. Можно привести немало примеров, как мегаполисы превращались в города для людей. Взять Мельбурн – в этом году он возглавил рейтинг самых комфортных городов мира. Или Нью-Йорк – за последние семь лет там создали полсотни общественных зон, убрав оттуда машины и отдав пространство пешеходам. Но самый яркий пример – Копенгаген, который за полвека из автомобильного города превратился в пешеходный и велосипедный. К слову, замечу, что Петербург просто идеален для развития велокультуры. Даже несмотря на капризную погоду.

– Сегодня многие воспринимают использование общественного транспорта как досадную необходимость. А надо, чтобы было наоборот, – чтобы езда в общественном транспорте была комфортной, а досадной необходимостью было бы как раз использование личного автомобиля.

– Петербуржцам очень повезло. Мало того что вам досталось такое богатое культурное наследие – город пронизан историей, здесь потрясающая архитектура, реки, каналы, набережные… Так ещё и линейная структура улиц – чёткая и понятная. Но весь этот огромный потенциал, увы, сегодня используется на благо машин, а не людей. Петербург задыхается от трафика. И насколько я вижу, ваше больное место – парковка. Удивительно даже… Во всех цивилизованных городах мира, к каким, конечно, относится и Петербург, давно действует жёсткая политика в отношении парковок: люди платят, есть правила. В Петербурге же иначе как стихийной парковку не назовёшь: увидел место – влез. Это уровень развивающихся стран – такое можно увидеть ну разве что, скажем, в Индии. Это никуда не годится.

– Выход один: нужна жёсткая позиция городских властей. Транспортные потоки надо регулировать. Это как в клубе. Например, оптимальное заполнение клуба – 200 человек. И тогда в клубе всем весело. Но стоит превысить оптимальное количество посетителей – и начнётся ад. То же самое и с машинами. Если говорить о Петербурге, то нынешняя ситуация уже недопустима! Но при этом изначальная ситуация в Петербурге лучше, чем была в Москве. К примеру, на Невском проспекте раза в четыре больше пешеходов, чем на Тверской. Я, если честно, вообще поражён количеством людей, прогуливающихся по вашей центральной магистрали. Это хороший сигнал. Это значит, что петербуржцы хотят ходить пешком. Надо только им помочь в этом – расширяя общественные пространства.

– Петербургу нужна метла, чтобы вычистить публичные пространства, которые заполонили автомобили. И это не так сложно, как кажется. Если в Копенгагене этим начали заниматься 50 лет назад (и сегодня мы занимаем верхние строчки рейтингов самых комфортных городов мира), то в Мельбурне изменения произошли за 20 лет, в Нью-Йорке – за 7. А в Москве дело пошло за два года… Главное – начать. А потом сместить «центр тяжести» в противостоянии людей и машин станет проще – вот увидите. Но в любом случае работать надо начинать немедленно.

 

// Фото Ирины Мотиной и Алексея Лощилова
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте