Как закопать деньги - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как закопать деньги

 

 

Зачем в Петербурге планируют построить «Новокрестовскую» – не очень нужную, но очень дорогую станцию подземки?

Зачем Петербургу станция метро «Новокрестовская», которую планируют построить на намывной территории (на Финском заливе) за будущим стадионом для «Зенита»? Не лучше ли потратить фантастическую сумму не менее чем в 30 миллиардов рублей (это немногим меньше, чем стоит новый стадион) на станцию не в чистом поле (а точнее, море), а в одном из перенаселённых и лишённых нормального транспортного сообщения спальных районов?

Официальная версия – «Новокрестовская» нужна для успешного проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Наверное, болельщикам действительно будет удобно иметь в зоне пешеходной доступности не одну, а сразу две станции метро: уже существующую «Крестовский остров» и новую, ещё более близкую к стадиону. Ну и, конечно, властям всех уровней (как спортивным, так и административным) будет приятно блеснуть перед иностранными гостями: вот, мол, как мы ценим международные мероприятия, как умеем к ним готовиться – не только один из самых дорогих в мире стадионов к чемпионату строим, но и рекордную для Петербурга (по цене) станцию метро!

 



 

Разумеется, станцией смогут пользоваться и наши болельщики – на домашних матчах «Зенита». То есть 20–25 раз в году. Впрочем, как это принято, именно в дни матчей «Новокрестовскую» будут закрывать на вход (после матча), чтобы не перегрузить её возбуждёнными фанатами.

Может, метро строят для тех, кому захочется зайти в Приморский парк Победы не со стороны главного входа и станции «Крестовский остров», а со стороны Финского залива и стадиона? Но таких желающих вряд ли будет много. Ведь все аттракционы, рестораны и прочие увеселения расположены именно у главного входа, у станции «Крестовский остров». Тогда как окрестности нового стадиона, являвшиеся в бытность стадиона им. Кирова заповедной парковой зоной, уже сейчас заняты какими-то непонятными постройками, гулять среди которых – никакого удовольствия.

Конечно, лишних станций метро не бывает, но то, что она не лишняя, не значит, что она нужная. Особенно в пересадочном варианте, соединяющем Невско-Василеостровскую и Правобережную линии. Пересадочный узел метро должен стыковаться с таким же наземным транспортным узлом. Это азы логистики. Зачем его делать на безлюдной оконечности острова – загадка.

Однако аргумент о том, что этот объект входит в программу подготовки ЧМ-2018, пока что перевешивает все остальные соображения. Но при этом есть опасения, что к чемпионату мира с «Новокрестовской» могут и не успеть. Ведь даже к созданию намыва ещё не приступали!

А ведь есть ещё и такое немаловажное обстоятельство, как экономический кризис…

 

Наверное, было бы излишне самонадеянно утверждать, что специалисты, принимавшие решение о строительстве «Новокрестовской», неправы и что только мы знаем истину. Дело в другом: в 2012 году, когда постановлением федерального правительства № 518 будущая станция была включена в перечень объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира, финансовая ситуация, а главное – её прогнозы были совершенно иными. Правительство вполне могло пообещать выделить из федерального бюджета 12–14 миллиардов с тем, что вторую половину суммы (тогда речь шла о 24 миллиардах) внесёт Петербург. Тем более что ветка-перемычка между двумя густонаселёнными районами – Василеостровским и Приморским – действительно нужна.

Но то, что казалось логичным и не очень дорогим в 2012 году, не выглядит таким в конце 2014-го. Проблема ещё и в том, что ради «ударных темпов» (построить-то надо к чемпионату мира) подрядчики будут выжимать увеличение сметы по максимуму. Коррективы в пока примерную 32-миллиардную смету внесут инфляция, резкий рост стоимости импортной техники и материалов, практически неизбежные «непредвиденные трудности» и, напротив, вполне предсказуемые «улучшения» проекта. Главным же инструментом давления на госзаказчика станут сроки – угрозы «пролететь» мимо чемпионата. В такой ситуации смета может быть как минимум удвоена.

Объяснять, почему в будущем году (и, видимо, не только в будущем) каждый миллиард для города будет критически важным, необходимости нет. Но «Новокрестовскую» городские финансовые трудности пока не коснулись. Она прикрыта статусом объекта чемпионата мира. К которому на деле имеет лишь косвенное отношение.

А если в порядке конспирологии предположить, что станция нужна не только болельщикам и посетителям парка? Пусть это только версия. Но данный проект – золотое дно с точки зрения девелоперов. Намыв будет иметь площадь в 16,6 гектара (причём ничто не помешает его увеличить). А на вестибюль станции, на дороги, тротуары и прочее хватит 5 гектаров. На оставшихся можно будет возвести не меньше двух десятков высотных домов. Разумеется, элитных: с морской стороны прямо из парадных будет выход на причал с яхтами, а с другой стороны – парк в пешеходной доступности.

«Золотыми» станут и квадратные метры в здешних бизнес-центрах, ресторанах, фитнес-залах… Островное положение гарантирует покупателям и арендаторам недвижимости, что никто им не испортит вид из окна на залив и на парк уплотнительной застройкой (как это происходит на основной части Крестовского острова).

А вот вид на залив со стороны стадиона (как и на стадион, на оконечность Крестовского со стороны моря – они должны были стать частью живописного морского фасада) как раз будет этими высотками перечёркнут.

Что же касается метро, то оно для жителей острова будет дополнительным удобством. А наплыва людей на «Новокрестовской» можно ожидать только в дни футбольных матчей.

Разумеется, допущенные к этому пирогу строительные компании выложат за здешние гектары приличные суммы (благо года через два-три, когда дело дойдёт до торгов, нынешний кризис, можно надеяться, станет историей). Тем не менее, если исходить из нынешних рыночных цен на землю, эти деньги будут несопоставимы со стоимостью как самого намыва, так и всего «новокрестовского проекта».

То есть бюджет, несмотря на кризис, сделает девелоперам просто царский подарок. Строительство же куда более нужной городу Калининско-Красносельской линии и/или новых мостов таких подарков не сулило. Не поэтому ли их и отложили на следующую пятилетку?

 

сроки

А к чемпионату мира успеют?..

Помимо всего прочего есть опасения, что к чемпионату мира «Новокрестовскую» построить просто не успеют…

С тоннелями (от станции «Приморская», которая пока является конечной, до будущей «Улицы Савушкина») проблем не предвидится: технология их проходки давно отлажена, и главное, чтобы проходческий щит не подвёл – он ведь импортный. Так что при условии, что не будет ни одного сбоя, с тоннелем можно успеть. А вот конкурс на создание намыва стоимостью 2,3 миллиарда рублей, где и планируется строить новую станцию, только-только объявлен. Между тем заказчик – городской комитет по развитию транспортной инфраструктуры – хочет получить намыв уже в сентябре 2015 года.

Специалисты говорят, что теоретически это возможно – если работам по намыву не будут мешать течения, погода, если подрядчик не окажется очередной «Флорой» (имя этой компании, которая безнаказанно увела из бюджета города миллиарды рублей, ничего при этом не построив, стало нарицательным). Но намытый песок должен ещё отлежаться, уплотниться… Так что раньше 2016 года работы начинать будет нельзя.

Таким образом, на строительство подземной части станции, наклонного хода и наземного вестибюля останется всего два года. Опять-таки в теории в этот срок уложиться можно. Но на практике даже для рядового ремонта эскалаторов и вестибюлей метрополитен закрывает станции на год. А здесь речь идёт о строительстве одной из самых сложных в техническом плане станций. Станции, которая должна быть построена на насыщенных водой намывных грунтах. Построена открытым способом (методом отрыва котлована глубиной в несколько десятков метров и проведения на его дне всех работ). Построена с точной синхронизацией сооружения подземного вестибюля и прокладки тоннеля – иначе или одно, или другое придётся переделывать.

На специализированных форумах говорят, что крайним сроком начала работ по намыву была осень 2013 года. Неслучайно, что заместитель министра транспорта Николай Асаул (бывший питерец) тоже сомневается, что строители уложатся в срок, к чемпионату.

Уверенность в этом демонстрирует лишь заказчик – комитет по развитию транспортной инфраструктуры. У него, конечно же, есть графики работ. Но даже на куда более простых дорожных объектах, подведомственных комитету, сроки регулярно срываются и продляются. А что касается объектов сложных, то за примерами далеко ходить не надо. Один из них строится прямо рядом с будущей станцией. Это новый стадион, который хотели построить, напомним… в 2009 году. И притом что его строительство курируется первыми лицами города и федеральными чиновниками, опоздание составит не меньше девяти лет. Где гарантия, что на «Новокрестовской» всё будет идти строго по графику?


уроки истории

«Новокрестовская» – замена «Стадиону имени Кирова»?

В ходе дискуссий о том, нужна ли городу «Новокрестовская» (или лучше направить средства на другие проекты), одним из аргументов в её пользу (помимо чемпионата мира) стало то, что строительство этой станции было запроектировано ещё в советское время, когда грамотно планировать в общем-то умели. А значит, мол, проект «Новокрестовской» не связан с конъюнктурой.

Тогда будущая станция имела рабочее название «Стадион имени Кирова». Но, во-первых, «Стадион имени Кирова» должен был строиться не на намыве, а на твёрдой земле, рядом с тогдашним стадионом. А во-вторых, в 1980-е годы на Крестовском острове не было других станций метро (болельщики и отдыхающие добирались в парк на трамвае и автобусах). Между тем в 1999 году у входа в парк и менее чем в двух километрах от стадиона открылась станция «Крестовский остров», которая вполне справляется с нагрузкой.


кстати

Где наиболее острая ситуация с метро

Ни одной станции метро не имеют Красное Село (развитие Красносельско-Калининской линии перенесено с 2013 на 2018 год – главным образом именно из-за нехватки средств), район Ржевка – Пороховые, новый растущий пригородный жилой массив Кудрово… Лишь через три года откроется новая станция в Шушарах. Критически перегружена станция «Девяткино», вокруг которой вырос гигантский жилой массив. Из-за отсутствия метро жители этих районов вынуждены активно использовать личный транспорт, в результате чего на улицы города ежедневно выезжают сотни тысяч «лишних» машин.

Как меняются цены и сроки

Стоимость намыва примерно 950 миллионов – 1 миллиард рублей. Мы планируем в конце января 2013 года объявить конкурс на создание проекта, в конце апреля получить разрешение на создание земельного участка. Наверное, в июне будет объявлен тендер на проведение работ. Тогда в 2014-м – выход на экспертизу, – обещал глава комитета по земельным ресурсам и землеустройству города Валерий Калугин на совещании в Смольном в 2012 году.

Сейчас, как известно, стоимость намыва за неполные два года возросла с 1 до 2,3 миллиарда рублей. Городские заказчики не укладываются не только в смету, но и в сроки.



// Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте