Экономика

Как рублем одарили

23 октября
Российский средний класс получил подарок, больше похожий на нищенскую подачку. Вчера о снижении цен на бензин в среднем на 1 рубль за литр объявила еще одна нефтяная компания из российской «большой семерки» – ТНК-BP. Днем раньше на такое же снижение пошли «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ». Спасибо и на этом, потому что «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Татнефть» и НК «Альянс» не решились и на такую жертву.
В то же время в США цены на топливо с момента июльского пика снизились на 20 процентов, и сейчас там галлон хорошего бензина стоит 3,3 доллара – дешевле, чем в России. Причем «акулы империализма» умерили аппетиты добровольно, а у нас – только после резких заявлений президента страны, премьер-министра и грозных предупреждений Федеральной антимонопольной службы о возможных  миллиардных штрафах. Впрочем, как уже отмечено, четыре компании из семи и этого не испугались.
То, что у нас в стране топливные цены назначаются без всякой связи с рынком нефти, теперь уже понятно всем. Если нефть в цене растет – растут и ценники на АЗС, потому как «большой семерке» выгоднее качать сырье за границу, а не продавать внутри страны. Но если нефть снижается, цены на российский бензин подскакивают еще выше – под тем предлогом, что нефтяникам нужно как-то компенсировать выпадающие экспортные доходы.
Если попытаться понять логику этого роста, сопоставляя различные ценовые графики, выяснится, что топливные цены сопоставимы только с одним – графиком роста доходов населения. Прибавили пенсии старикам, многие из которых имеют «Жигули», ввели доплаты бюджетникам – и через пару недель  ценники на заправках поднимаются копеек на 50.   Иными словами, товар продают ровно за столько, за сколько его могут купить – по максимуму, но так, чтобы не провоцировать падение спроса. И нынешний «рубль в подарок» связан отнюдь не с угрозами ФАС, а только с тем, что напуганные угрозой кризиса граждане начинают экономить. Да и дачный сезон закончился.
Труднее, казалось бы, понять логику хозяев нефтяных компаний, которые позволяют себе игнорировать требования первых лиц страны. Но для того чтобы понять, в чем секрет их смелости, не нужно даже быть хозяином нефтяной компании. Особенности российской бухгалтерии, позволяющей из сверхприбыли сделать убытки, известны любому ларечнику.
Вот «краткий курс» завышения цен. Как известно, вся выручка предприятия делится на две части: себестоимость и прибыль. Себестоимость – это затраты предприятия на покупку (или добычу) сырья, транспорт, текущие расходы, заработную плату. Чем она выше – тем ниже прибыль. У ларечника еще можно проверить, почем он купил на базе лимонад и чипсы и сколько стоит перевозка. Но попробуйте проверить бухгалтерию нефтедобывающей компании – во сколько ей обходится обустройство месторождения, эксплуатация скважин и т. д. Теоретически это проверяется. Но все эти «сургуты», «татнефти» и прочие – вертикально-интегрированные компании, сокращенно – ВИКи. У них все свое – свои автобазы, строительные, монтажные и прочие управления, свои нефтеперерабатывающие заводы и АЗС. И «внутренние цены» на все работы. Можно написать, что перевозка тонны груза на 1 километр стоит 1 тысячу долларов в связи с «особыми условиями» месторождения – опровергнуть это невозможно. А «инвестиционная составляющая» – то есть накопления на будущие реконструкции, освоения и проч. – это вообще черная дыра, в которой могут без следа исчезнуть целые галактики. Еще один способ – набрать зарубежных займов (можно у собственных  офшорных фирм) – эти суммы относятся в балансе на кредит, что соответственно уменьшает дебет. И перед кризисом крупные российские компании набрали таких займов на 400 миллиардов долларов.
ФАС может поймать за руку мелкого спекулянта – какую-нибудь фирму дочки директора филиала крупной компании, которая с помощью папы накидывала на отпускную цену авиакеросина  лишние 10 копеек. Или наглеца типа Ходорковского, который выручку своей нефтяной империи проводил через артель инвалидов, чтобы получить 50-процентную льготу по налогу на прибыль. Но грамотная бухгалтерия ВИКа – крепость, которую ни ФАС, ни даже Генпрокуратуре не взять.
До сего времени отношения государства с ВИКами строятся по известной формуле: отдайте кесарю кесарево, а с остальными – как знаете. Государство гарантированно получает доход от экспортной пошлины, налога на добычу природных ископаемых, акцизов  и некую сумму обычных налогов – от прибыли, НДС и проч. Цены же на топливо – дело рынка. Такие правила игры существуют уже полтора десятка лет, и нефтяники будут отстаивать их до последнего.   Хотя, как видим, в предкризисной ситуации они готовы поступиться  рублем, надеясь, что «в верхах» им за это воздастся.
Есть два способа снижения топливных цен до нормального для России уровня (по расчетам авторитетных специалистов, от 6 до 12 рублей за литр). Один – усилить административное давление. На бумаге хозяева ВИКов могут демонстрировать свои убытки, но список их зарубежной недвижимости, заказанных яхт и прочего говорит об обратном. В общем, контроль как в Китае.  Другой способ – демонополизация нефтяного рынка. Но для того чтобы допустить мелкие компании к системе транспортировки нефти (это для них самое главное), к экспорту, к системе переработки, нужно менять не только нефтяную отрасль, но и государственную структуру управления ею, бюджетные схемы и многое другое. Частично это прописано в «Концепции-2020», то есть стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года. Но на ближайшие годы возможен или китайский вариант, или оставить все как есть.
Владимир Новиков. Фото Евгения Лучинского.
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.51
0.786 (-0.85%)
Курс Евро
98.91
0.649 (-0.66%)
Погода
Сегодня,
25 апреля
четверг
+4
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+9
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+8
Ясно