Экономика

Картошка становится деликатесом

10 февраля

 

Почему так стремительно дорожает «второй русский хлеб»

Даже в провинциальных российских супермаркетах картошка уже стоит дороже, чем в магазинах многих европейских столиц, – и цены на нее продолжают расти. И это при том, что рост цен на картофель наблюдается во всем мире.

Две недели назад автору этих строк пришлось купить в одном из дешевых сетевых магазинов Петербурга двухкилограммовую сеточку мелкой картошки по 36 рублей за кило. У более привлекательной на вид картошки цена оказалась и вовсе непривлекательной: 55 рублей. А это уже дороже, чем в Европе, где килограмм этого продукта стоит в пересчете на нашу валюту в среднем 40 рублей. Так что же? В апреле-мае, когда цена «второго хлеба» традиционно поднимется (на этот раз до 100 рублей за кило – такие прогнозы имеются, а для Урала они уже стали реальностью), придется летать за картошкой в Хельсинки или Берлин?

Если бы еще год-два назад кто-то сказал, что килограмм картофеля будет стоить (и в розницу, и в оптовой торговле) дороже литра молока и вдвое дороже килограмма хлеба – такого предсказателя все специалисты-аграрии подняли бы на смех. Судите сами: пшеницы с гектара собирают по 30 центнеров (причем такие урожаи она дает только в южных регионах нашей страны), а урожайность картофеля в хозяйствах Ленобласти даже в засушливом прошлом году составила без малого 200 центнеров с гектара. Передовые же сельскохозяйственные фирмы стабильно получают по 250 центнеров. И ведь растет картофель не только в черноземных краях, а почти во всех регионах России, за исключением зоны вечной мерзлоты. Поэтому картофель просто не может стоить дороже хлеба. И тем более дороже молока. Потому что молоко – это производное от того же хлеба (зерновых комбикормов), да и картошкой коров подкармливают.

Тем не менее – вопреки логике и экономическим выкладкам – картошка сейчас дороже не только молока и хлеба, но и круп (за исключением гречки), сахара, растительного масла…

Как ни странно, но пока это подорожание ажиотажа не вызвало. Отчасти, наверное, потому, что народ устал от ценовых скандалов. Четыре месяца назад был скачок цен на гречку, сейчас автомобилисты воют от повышения цен на топливо… Сколько же можно жить в состоянии постоянного возмущения? А отчасти потому, что до нового года картофель дорожал равномерно. Скачок же – на 23 процента в среднем по стране – случился только в январе. И, наконец, потому, что в небогатых деньгами регионах люди сами себе картошку продолжают выращивать – им до магазинной дела нет.

Но, уверен, что буквально через неделю-другую картофельный вопрос окажется-таки в фокусе общественного внимания. Ведь для многих россиян картошка важнее и масла, и мяса, и сахара – это воистину второй хлеб, самый социальный из всех социальных продуктов.

В состав «научно-обосно-ванного» минимального рациона взрослого мужчины входит 100 килограммов картофеля в год при достаточном количестве всех остальных продуктов и 150 килограммов – если этих других продуктов не хватает. В самые лихие времена картошка была самой дешевой и сытной едой. Но, возможно, скоро ее придется заменять макаронами и крупами – потому что картошка станет деликатесом. И в ресторанах ее будут заказывать, как сейчас икру: «Официант, сто… Нет, сто пятьдесят граммов пюре для моих друзей!»

 

Почему это происходит? Объяснений больше, чем самой картошки


1. Неурожай-2010


Первая, самая очевидная причина, о которой говорят и в Минсельхозе, и все эксперты, – это неурожай прошлого года. Из-за засухи в 2010-м собрали 21 миллион тонн картофеля против 30,9 миллиона тонн в 2009 году. Причем большая часть урожая – 84,3 процента – выращена в индивидуальном секторе. И проблема не только в количестве, но и в качестве. Из-за нехватки химикатов, упадка семеноводческих хозяйств, развала системы севооборота и так далее немалая часть российского картофеля поражена различными болезнями. Все, наверное, сталкивались с ситуацией, когда из купленной 10-килограммовой сетки половина, а то и больше идет в отход. Правда, все это никак не оправдывает столь стремительного повышения цены.


2. Поздняя отмена таможенной пошлины


Вторая причина – нерасторопность властей: 15-процентную таможенную пошлину на импортный картофель Россия отменила лишь 23 ноября, когда заграничный картофель уже поднялся в цене по сравнению с сентябрем, а в ближайшей картофельной житнице, в Белоруссии, большая часть складских запасов была уже законтрактована, то есть продана.


3. Торговые наценки


Третья причина – засилье торговой мафии. Растут не только закупочные цены (крестьяне тоже ведь понимают конъюнктуру), но и размеры торговых наценок. По подсчетам Центросоюза России (бывшей системы сельской потребкооперации), накрутки на пути от совхозного или фермерского склада до прилавка магазина составляют в этом году 80 процентов. В сентябре аграрные хозяйства продавали картошку по 15 рублей за килограмм, в магазинах она стоила 21 рубль (торговая наценка – 40 процентов). В конце января крестьяне подняли цену до 22–23 рублей (в полтора раза), в магазинах же она продается по 45–50 рублей. То есть торговая наценка составляет более 100 процентов!

Конечно, в несетевых магазинах – в тех же центросоюзовских – картофель стоит на 10 рублей дешевле, но в крупных городах рынок принадлежит именно сетевикам.


4. Отложенное подорожание


В течение 6–8 докризисных лет картофель практически не дорожал, оставаясь в ценовом диапазоне от 4 до 8 рублей за килограмм. За эти годы в несколько раз выросли цены на электроэнергию, горючее, удобрения, сельхозтехнику, но самая конкурентная отрасль России (аграрный сектор – практически единственный, где нет даже признака ценовых сговоров, каждая агрофирма сама решает, что почем продавать) вынуждена была работать с картошкой на грани рентабельности. Ведь помимо конкурентов из соседних хозяйств, из других регионов, из Белоруссии на профессиональных аграриев давил частник – многомиллионная армия дачников и огородников.

Понятно, что при непрерывном росте цен все агрофирмы должны были или отказаться от выращивания картофеля, или поднять цены. В результате произошло и то, и другое: аграрии и площади сократили, и цены подняли. Плюс к тому дачники, привыкшие к дешевой картошке в магазинах, потихоньку перестали выращивать ее на своих участках. Вот и скакнули цены.


5. Мировые цены


Пятая причина – мировая ситуация с продовольствием. По данным ФАО (Всемирная организация по продовольствию и сельскому хозяйству и при ООН – Food and Agriculture Organization), индекс цен на продовольствие превысил пик 2008 года. Цены на зерно за прошлый год выросли по миру на 39 процентов, на масла и жиры – на 55 процентов и так далее. Россия не осталась в стороне от этой увлекательной гонки – ведь она и продает, и в еще больших объемах покупает продовольствие за рубежом. В итоге, по данным Росстата, масло сливочное год назад стоило 198 рублей за килограмм, а сейчас уже 242 рубля. Цена подсолнечного масла поднялась за год с 57 до 77 рублей за литр, сахарного песка – с 37 до 44 рублей за килограмм. Пшено подорожало с 21 до 42 рублей, гречка – с 26 до 70–90 рублей… Не остался в стороне от тенденции и картофель.

Объяснения же этому следующие: рост населения в странах Азии и Африки (причем в Азии это население еще и платежеспособно), климатические катаклизмы, сокращение количества пахотных земель (как по экономическим причинам, так и по климатическим), политическая нестабильность. Так, из-за бунтов в Кот-д’Ивуаре, в стране, которая является крупнейшим производителем какао-бобов, берет рекорды цена на этот продукт, из-за чего вскоре подорожает шоколад. А из-за волнений в Египте вряд ли Россия получит оттуда в феврале молодую картошку.


6. «Во всем виновата Америка»

Есть серьезные подозрения, что нынешний мировой продовольственный кризис – всего лишь новый биржевой пузырь. Аналогичная ситуация уже была в 2006–2007 годах – тогда тоже был резкий скачок цен, и все говорили о росте населения Земли, о сокращении пахотных земель… А потом выяснилось, что это всего лишь биржевая игра.

Эксперты говорят, что США щедро накачивают свеженапечатанными долларами свои инвестбанки и хедж-фонды. Раньше эти структуры вкладывали средства в недвижимость (в результате чего рухнула ипотечная пирамида), потом в нефть – она взлетела до 147 долларов за баррель, потом упала до 40 долларов. Сейчас же объектом спекуляции стало продовольствие. Представитель какого-нибудь инвест-фонда еще до начала посевной заключает с фермером договор, что будущий урожай будет продан ему по заранее оговоренной цене. Потом бумага о праве на этот урожай начинает переходить из рук в руки, каждый раз повышаясь в цене (благо долларов много) и раздувая тем самым ажиотаж. В общем, приемы надувания биржевых пузырей хорошо известны.

А картошка-то есть!..

Найдя в интернете солидного петербургского поставщика, обещающего картошку оптом по 24 рубля за килограмм, звоним в эту фирму:

– 24 рубля – это реальная цена? На сегодня она еще действует?

– Да, реальная. Но поставка заказанной партии – через десять дней.

– Откуда продукт?

– Голландия.

– А оплату вносить когда?

– Мы работаем по 100-процентной предоплате.

– Боязно как-то – заранее платить, а потом еще ждать… Мне немного надо – тонн пять. Максимум десять. У меня малый бизнес…

– Ну, тогда подъезжайте. Тонн пять, может, и на складе найдем.

…Таким образом, мы выяснили, что купить картофель в Петербурге можно, причем по разумной цене. И если бы у нас действительно было хотя бы несколько ларьков, то мы могли бы неплохо «подняться» – продавая эту картошку рублей по сорок за килограмм.

Хотя кто его знает… Много ли людей смогут покупать ее сегодня по такой цене? Раньше-то хозяйки брали сразу килограммов по десять, а сейчас картошку покупают как колбасу – по килограмму.


«Весной подорожает до 100 рублей, в июле – нормализуется»

Юрий Иванов, глава Ассоциации комбинатов и предприятий социального питания Санкт-Петербурга:

– Сейчас нашим комбинатам картошка обходится от 28 до 35 рублей за килограмм. На складах импортеров она лежит по 24 рубля, но с учетом погрузки, перевозки, которая при нынешних ценах на топливо становится просто «золотой», в итоге выходит около 30 рублей. К слову, мы работаем по договорам с городом и не можем ни цены повышать, ни уменьшать порции, и поэтому за дорогую картошку доплачиваем из своей прибыли.

В ближайшее время дефицита в Петербурге я не жду – на подходе несколько судов с картофелем из Голландии. А вот ближе взять не у кого. Обычно в это время к нам приходила картошка из Белоруссии, Литвы, Латвии, Эстонии. Но в этом году ее всю уже вывезли.

Все спрашивают: мол, а где же наша ленинградская картошка? Мои партнеры-поставщики говорят, что областные совхозы в этом году работают не на город, а на вывоз. Ведь в Петербурге цены диктуют сетевики – с ними областные хозяйства работать не хотят. А регионы центральной России берут у них картофель по 30 и даже 50 рублей за килограмм.

Словом, если в марте-апреле не будет подвоза молодого картофеля из южных стран, цены действительно могут подняться до 100 рублей. Но под это дело весной все хозяйства увеличат площади под картошку. И дачники начнут ее массово сажать на своих участках. Так что в июле ситуация нормализуется, а осенью будет даже затоваривание. А потом аграриям некуда будет деть свой урожай, и опять начнется сокращение площадей.

Такое уже было три года назад с зерном: резкий взлет цен, «хлебные соглашения», а потом страна два года собирала рекордные урожаи, и цены падали. К счастью, правительство создало интервенционный фонд зерна, который притормаживает ценовые качели, обеспечивая и нормальные цены, и рентабельность зерновых хозяйств. Картошка же в свободном рыночном плавании.

 

Продукты по талонам?

По мнению депутатов Госдумы, «адресная продовольственная помощь малоимущим» (иными словами, продовольственные талоны) может появиться в России в 2012 году.

Говоря о 2012-м, глава Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров имел в виду, что в нынешнем году будут приняты поправки к Закону об основах регулирования торговой деятельности, в которых будет прописана процедура работы с талонами. Поправки разрабатывал глава Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев. Сейчас весь пакет новшеств рассматривает рабочая группа при аграрном первом вице-премьере Викторе Зубкове.

Идея талонов проста и витает в воздухе уже много лет. Малоимущие – одинокие неработающие пенсионеры, инвалиды первой и второй групп, семьи с детьми-инвалидами, многодетные и неполные семьи (таких, по подсчетам думцев, в стране около 10 миллионов человек) – смогут получить в отделах соцзащиты пластиковые карты с ежемесячным лимитом трат в районе 1 тысячи рублей и возможностью покупать по этой карте только продукты питания (исключая алкоголь и табак). Некоторые даже предлагают – только отечественные продукты питания.

Один из главных аргументов в пользу этого плана – то, что такие системы уже много десятилетий действуют во многих развитых странах, особенно широко – в США.

 

 

 

Владимир Новиков, редактор отдела экономики «НВ»
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
19 апреля
пятница
-1
20 апреля
суббота
0
21 апреля
воскресенье
+4
Облачно