Казанскому в казне отказано
Главный кафедральный храм северной столицы из-за недостатка финансирования разрушается на глазах
На днях от Казанского собора откололись фрагмент декоративного листа, украшавшего одну из колонн, и часть лепного украшения перекрытия. Всему виной, говорят специалисты, резкое похолодание: в выходные начались заморозки, поэтому декор на капители (верхней части колонны) не выдержал перепада температур и откололся. Предотвратить разрушение, по словам главного архитектора проекта Института по реставрации памятников истории и культуры «НИИ Спецпроектреставрация» Марка Коляды, попросту не могли – в этом году на реставрацию Казанского собора город не выделил ни копейки.
– Если средств будет недостаточно, то собор продолжит разрушаться, – рассказал корреспонденту «НВ» Марк Коляда, который вот уже почти полвека активно занимается реставрацией храма. – Заявку на финансирование мы подавали в Министерство культуры, но ничего в этом году оттуда не получили. К 200-летнему юбилею Казанского собора в 2011 году нам выделяли 50 миллионов рублей – сделали западный портик и внешнюю сторону колоннады. На следующий год получили 20 миллионов – отреставрировали северный портик и северный фасад самого собора – это всё, что смогли. Ещё привели в порядок низы колонн, чтобы в базы не попадала вода.
Как отмечает главный архитектор, эти работы – капля в море. Для полной реставрации собора сегодня нужно 5,5 миллиарда рублей: 4,5 из них – на восстановление внешнего облика и миллиард – на ремонт интерьеров. Даже если из федерального или городского бюджета ежегодно будут выделять по 100 миллионов рублей, привести в порядок весь памятник архитектуры удастся не меньше чем за 40 (!) лет. Правда, как отметил главный архитектор, больше 50 миллионов на производство реставрационных работ Казанскому собору единовременно никогда не давали.
Правда, декоративные листья – не единственная ахиллесова пята памятника. К примеру, на восточном фасаде собора периодически обрушаются кронштейны, а в базах колонн появляются трещины. К тому же здесь, на набережной канала Грибоедова, постоянно ведут ремонтные работы, отчего страдает и храм: из-за вибрации трещины возникают на восточном фрагменте. Но самое неприятное, по мнению Марка Коляды, – Казанский собор до конца не ухожен именно со стороны Невского проспекта.
– На верхние части колонн ещё с 1950 года одевают сетку, потому что с них нередко падают фрагменты декоративных элементов, – говорит Коляда. – Бывает так, что все каменные части остаются лежать на сетке. Это хорошо для реставрации, мы их чистим и ставим на место, а так бы это всё упало и рассыпалось. Казанский собор снаружи облицован туфом (пудостским камнем) – известняковой осадочной породой камня. Пористый материал хорошо впитывает влагу. К тому же некоторые металлические части сооружения ржавеют, расширяются, поэтому и происходит разрушение.
Ворота на северном фасаде, сделанные по подобию Флорентийских врат, уже лишились нижних барельефов. По мнению главного архитектора, хоть ущерб не заметен, всё равно нужно восстановить утрату.
Не меньшего внимания требует внутреннее убранство Казанского собора. Здесь в плачевном состоянии находится мозаичный пол. Посетители видят многочисленные глубокие трещины и чувствуют, насколько по-разному под ногами лежат плиты: какие-то выше, а какие-то – ниже. Шунгит, мрамор, гранит – все материалы требуют профессионального ухода, ведь главное при реставрации, по мнению архитектора, – это максимально сохранить подлинные материалы.
Как рассказал главный архитектор, законодательная система сегодня построена так, что государство финансирует только конструктивные элементы: крышу, стены, фасады. Ремонт интерьеров же Казанский собор вынужден оплачивать из собственных средств. В будущем придётся чистить свод от копоти – она образуется из-за свечей, которые ставят прихожане, но, как отметил Марк Коляда, это не самая важная проблема.
Руководство Казанского собора запросило у города в 2014 году 55 миллионов рублей на реставрационные работы, пять из которых пойдут только на подготовку документации. Сколько же дадут на самом деле – не знает даже архитектор. И это при том, говорит специалист, что для ежегодного поддержания памятника необходимо около 5 миллионов рублей в год.
– Сегодня в неплохом состоянии находится пол, – сказал главный архитектор проекта. – За 200 лет в храме не появилось ни одной осадочной трещины, но собор требует серьёзной консервационно-ремонтной работы. Сейчас идёт процесс разрушения, а значит, и удорожания реставрации. Чем дольше ждать, тем дороже будет стоить восстановление. Если финансирование и дальше будет идти такими темпами, то, боюсь, моей жизни не хватит всё это закончить.
Полина Огородникова. Фото Алексея Лощилова