Планета

Кому в Белоруссии жить хорошо?

17 сентября

 

Несмотря на кризис, в соседней стране стараются создать условия для достойного труда и отдыха

Только что белорусский рубль отпустили на свободу. Иначе говоря, ранее спекулятивный курс доллара, а именно 8–9 тысяч белорусских рублей за доллар, превратился в государственный курс. Соответственно, в обменных пунктах исчезли очереди, поскольку появилась валюта. С валютными спекулянтами таким образом покончили. Но снизилась средняя официальная зарплата в долларовом эквиваленте. 

Правда, большинство населения давно меняет деньги по спекулятивному курсу. По государственному курсу редко кому удавалось выменять. Очевидно, подорожает сырье, иностранная бытовая техника и прочий импорт. Так, за последние несколько дней бензин уже подорожал на 2 процента. Продуктами же питания Белоруссия обеспечивает себя сама. Поэтому, скорее всего, цены на них сильно не вырастут, а продолжат свой вялотекущий рост, который идет давно, если, конечно, на их рост не повлияет паника и стремление соседних государств, прежде всего России, скупить белорусские продукты, пока они еще дешевые. Что касается паники, то еще неделю-две назад наши СМИ описывали ситуацию в Белоруссии как катастрофическую. Как раз тогда мне с группой журналистов довелось проехаться по трем белорусским областям, побывать в Минске, Гомеле, Полоцке, Витебске и других городах, и я увидела несколько иную картину…

Внешне по-прежнему спокойно и чисто, как в Европе, ни один вольнодумец бумажки не кинет.
Но самое удивительное для русского человека то, что белорусы взяток не берут. Пыталась всучить мзду девушке-администратору бассейна: мол, пустите после закрытия поплавать, никто не увидит, а она как заговоренная: «Закрыто у нас. Взяток не беру!» Боится, что уволят. Понятно, тоталитаризм! Но как еще привить уважение к закону?!

С пьянством здесь тоже строго. На улицах не встретишь гражданина с бутылкой в руках.

– А кому хочется штраф платить! Употребление пива в общественных местах запрещено. Не щадят и больших начальников. Если милиция застукает такого за рулем подшофе, его снимут с работы. А потом устроиться нереально. Моя подруга из отдела идеологии в провинции рассказала, что их председатель райисполкома ввел ограничения: после 6 вечера не продавать спиртные напитки и пиво. В итоге в области резко упало количество правонарушений, рассказала мне жительница Минска Елена.

Значит, дело не только в страхе, но и в экономических рычагах и волевых усилиях власти. Так почему же в Белоруссии их применяют, заботясь о генофонде нации, ее безопасности и здоровье, а у нас распивают среди бела дня на глазах у детей, а большому начальнику все сходит с рук?

По белорусским дорогам мы проехали сотни километров. Все, даже сельские, без привычных рытвин и ухабов. В трех областях, где мы побывали, не увидели ни одного гастарбайтера. Везде работают местные жители. В отличие от нас за дешевой рабочей силой здесь не гонятся. Стараются обеспечить рабочими местами своих граждан.

На полках магазинов товаров достаточно. Цены, правда, повысились, в связи с чем упала реальная зарплата и материальное благосостояние жителей. 

До изменения курса валюты по многим позициям цены были ниже российских в 1,5–2 раза (литр молока – 11–13 руб., помидоры – 30 руб./кг  – это в магазинах Минска). У нас в России такой уровень жизни у большинства населения без всякого кризиса при зарплате 200–300 долларов.

 – Раньше у меня и супруги зарплата была по тысяче долларов. По заграницам ездили, ребенка на море возили каждый год. Сейчас дочка просится на море, а мы не можем себе позволить. Наша зарплата превратилась в 300 долларов. А правительственный канал смотреть невозможно: удои увеличились, зерна собираем больше… Благодать. Сказали бы о проблемах открыто: мол, давайте решать, как выходить из кризиса. На улицу с плакатом не выйдешь – штраф в тысячу долларов или каталажка, – сетует водитель Сергей.

Получается, что до кризиса в Белоруссии процветал коммунизм.

Но и сегодня в кризис Белоруссия, в отличие от нас, обеспечивает себя продуктами питания собственного производства на 90–95 процентов. При этом продукты производятся из собственного мяса по государственным ГОСТам, а не по техническим условиям, которые определяют предприятия-переработчики.

Пустых полей я не заметила – все либо распаханы, либо засеяны, либо уже убраны, либо ждут уборки. У любого сельхозпредприятия в обязательном порядке должны быть благоустроенные дома, школы, детсады, магазины, поликлиники, дома культуры, бани, стадионы и даже бассейны. И, несмотря на финансовый кризис, социальные программы в республике не свернуты, а продолжают развиваться, и во многом благодаря этому люди на селе оказывают поддержку правительству. В чем мы убедились, побывав в двух агрогородках – «Александрия» и «Лясковичи» на реке Припять. Особенно поразили современные гостинично-спортивные комплексы, стадионы и бассейны европейского класса. В «Александрии» в такой вот спортивно-гостиничный комплекс с роскошным стадионом едут тренироваться спортсмены со всей России, в том числе из Петербурга. Удобно, ведь проживание и тренировки в одном месте, и дешево! А району прибыль капает. Ведь на сельском хозяйстве не заработаешь. В животноводстве рентабельность 26 процентов. Все сельскохозяйственные районы живут на дотациях. «Александрия», к примеру, дотируется на 67 процентов. Хотя хозяйство передовое, здесь развиты и растениеводство, и животноводство.

Агрогородки сделали жизнь сельских жителей комфортной. Во-первых, семьям предоставляли дом со всеми удобствами, который впоследствии можно было приватизировать. Во-вторых, городки обеспечивают рабочими местами не только аграриев, но и врачей (в каждом городке – больницы и поликлиники), учителей, продавцов и так далее. Людям удобно, когда вся инфраструктура буквально под окном. Отработал и тут же рядом с домом купил продукты, забрал детей из школы или детсада, зашел, если надо, в поликлинику. Кроме того, агрогородки привнесли культуру поведения, общения и даже одежды. Ведь раньше грязные робы и сапоги, замусоленные халаты на сельчанах были обычным делом. А сегодня на работу и с работы человек идет чистым и прилично одетым.

– От старых ферм, сараев, от старой технологии мы уходим, стараясь ориентироваться на европейскую культуру производства. В моем хозяйстве правило – я должен в любое время суток пройти в туфлях с обратной стороны коровника и не запачкать их. Культура производства мобилизует человека. Он лучше работает и перестает мусорить, – рассказывает председатель Шкловского рай-исполкома Александр Бойко.

 На мой вопрос, как кризис ударил по хозяйству и в чем причины кризиса, Александр Анатольевич ответил:

– Производство мы не уменьшили. Но увеличили затраты. И если раньше окупаемость была 15–20 процентов, то сейчас 7–8. Ведь у нас с 1 января повысили в 1,9 раза плату за электроэнергию. Бензин тоже подорожал почти в два раза. Затраты на комбикорм для производства свинины увеличились в 2,7 раза. А это повышает себестоимость продуктов. Кризис больно по нам ударил. Но мы не собираемся сокращать производство. Затянем пояса. У нас и не то было. Вспомним 1999 год – коровники разрушены, в магазинах все по карточкам. Пережили. И сегодняшний кризис переживем. Зарплата у нас зависит от реализации. Уровень продаж не упал, а значит, формально зарплаты те же, а вот продукты подорожали. Кстати, отчасти цены взвинтились и благодаря российским туристам, которые в большом количестве скупали наши дешевые товары. В России одно время гречка пропала. У нас себестоимость гречки составляла 6000 белорусских рублей. А покупательная способность вдруг оказалась в три раза больше – 18 тысяч. Но не могла тогда в Белоруссии гречка стоить 18 тысяч, нет в ней такой потребности. Конечно, Россия не виновата. Но нам необходимо срочно выработать разумную союзную политику.

Конечно, хозяйства, где мне удалось побывать, можно назвать показательными. Их в Белоруссии пока немного. Но писать о них необходимо. И нам было бы полезно перенять их подход к организации хозяйствования на селе.

В нарочанские санатории едут с Кипра и из Сирии


В отличие от России все крупнейшие санатории Белоруссии – это собственность республиканских, региональных властей или профсоюзов. В стране действует система соцраспределения путевок для всех работников, а не только для избранного круга топ-менеджеров.

– Профсоюзы не продали ни одного санатория, ни одной спортивной базы, ни одной базы отдыха. Хотя олигархи очень хотели их приобрести. Сегодня предприятия доплачивают за путевку своему работнику минимум 15 процентов ее стоимости. Когда простой гражданин заболел и нуждается в лечении, на помощь придет профсоюз, – заверил меня сотрудник департамента социальной политики и информации Совета министров Белоруссии Сергей Ломов.

За год в здравницах бывает более 100 000 человек, из них 60 000 тысяч россиян, в том числе из Москвы и Петербурга. Ведь цены здесь ниже, чем в российских санаториях. Реабилитационный курс с лечением, 4-разовым питанием в номере со всеми удобствами стоит 800 российских рублей и выше. При этом в санаториях на берегу красивейшего озера Нарочь, где довелось побывать, самая современная медицинская техника для лечения, проведения новейших оздоровительных и косметологических процедур, внимательный, квалифицированный персонал. Сюда едут не только из России. Жительница Прибалтики, с которой я познакомилась в процедурном кабинете санатория «Спутник», приезжает уже в пятый раз. Здесь же мы встретили чрезвычайного и полномочного посла Сирийской Арабской Республики в Белоруссии Фаруха Таха с супругой. Бывают здесь и граждане Кипра. А в Лепельский военный санаторий с удовольствием ездят мои знакомые из Финляндии.


Гуляют здесь животные невиданной красы…


Национальный парк «Припятский» называют легкими Европы. Это царство пойменных лугов, дубрав, леса и водной глади – рай для орнитологов, охотников, рыбаков, любителей сафари. Здесь гнездится около 260 видов птиц. В Припяти водится 37 видов рыб. 

Животные находятся в естественной среде обитания, бродят по дикому лесу, где им вздумается. Туристы за небольшую плату наблюдают за ними из открытого сафари-поезда, который курсирует по дорогам заповедника. По словам экскурсовода, нам сказочно повезло: мы попали в период брачных игр оленей. Но олени не стали демонстрировать нам свою личную жизнь. Мы лишь слышали страшный рев – так самец зазывает самок. А их у него бывает целый гарем – от 3 до 25, в зависимости от умения найти подход к женскому сердцу. Завезли оленей сюда из Беловежской пущи в 1996 году, когда образовался национальный парк.

Издалека к нам прислушивалось семейство зубров. А высоко в небе орлан-белохвост, раскинув огромные крылья, кружил над лисицей, забившейся в канаву. Где-то бродили лоси, лани, косули, волки и рыси. Но нам довелось увидеть лишь диких кабанов с поросятами. Они радостно выбежали к подкормочным площадкам и уставились на нас в ожидании кормежки. На территории в 5 тысяч гектаров кабанов расплодилось до 5 тысяч. Их здесь подкармливают, стараясь увеличить поголовье.

Поохотиться на дикого кабана и отдохнуть сюда едут из России, Франции, Германии, Швейцарии, Польши, Австрии, Италии. Весной – отличная охота на утку и гуся. Но прежде всего это заповедник дикой природы, поэтому самые распространенные туры – экологические. Здесь удобная инфраструктура еврокласса – современная гостиница, бассейн, аквапарк, SPA-процедуры, спортивные, танцевальные площадки, русская баня и сауна, снегоходы и квадроциклы.

Извилистая, живописная река Припять делит национальный парк на две зоны. В правой на девяноста тысячах гектаров расположена природоохранная зона, где разрешена только научная деятельность. Слева на 110 тысячах гектаров ведут хозяйственную деятельность экспериментальное лесоохотничье хозяйство «Лясковичи» и созданный при нем агрогородок.

Местные жители говорят, что некогда маленькое село Лясковичи на берегу реки Припяти сегодня не узнать. Современные дома, роскошный гостиничный комплекс европейского класса, школа, детсад, своя больничка, где есть терапевт, педиатр и даже стоматолог. Есть здесь и свой деревоперерабатывающий комбинатик, который дает рабочие места двум районным центрам. Лясковический паркет покупают в Бельгии и Великобритании. А еще им устланы залы Константиновского дворца под Петербургом.

– В охотничьем хозяйстве мы одни из первых. Последнее время к нам приезжают в основном из России. После девальвации цены у нас стали очень смешными. Есть россияне, которые и своими самолетами и вертолетами прилетают. Да и белорусы не так сильно обеднели. У нас 7 крупных туристических объектов, и все они расписаны под белорусов на много дней вперед. Так что в целом наше хозяйство выходит с прибылью, – рассказывает генеральный директор национального парка «Припятский» Степан Николаевич Бамбиза.

Однако, по его словам, высокий уровень жизни населения привел к тому, что люди не захотели больше держать коров. Раньше коровы паслись в пойме реки. А поскольку выпаса нет, пойма стала зарастать кустами, лозой. А это грозило потерей нерестилища, нарушением миграции птиц. И чтобы сохранить природный комплекс, в Припять завезли 500 голов коров. И животноводческую ферму здесь открыли не так давно.

Довелось посмотреть на фермерское хозяйство. Коровки ухоженные, на каждой свой номер. В новом, полностью роботизированном цеху стоят голландские доильные аппараты. Робот с помощью лазерного луча обнаруживает сосок, обрабатывает его, чистит и подключает к доильному аппарату. Вскоре у каждой коровы будет ошейник со встроенным чипом, чтобы робот мог ее определить.

Есть здесь и свой молочный заводик, планируют запустить и мясную переработку.

 

 

 

Лидия Березнякова. Фото автора и ИТАР-ТАСС
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
26 апреля
пятница
+8
Слабый дождь
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь