Страна и мир

Конец «петербургского Давоса»

23 июня

Из филиала западных форумов ПМЭФ превращается в законодателя мировых экономических и геополитических мод

Россия направляет энергию ПМЭФ на усиление своих позиций в мире и проведение ускоренной модернизации. Теперь её задача – использовать для этих же целей энергию бизнеса

 

Ещё недавно Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) называли «петербургским Давосом». Это магическое словосочетание должно было продемонстрировать всю солидность мероприятия на берегах Невы, придать ему иноземный флёр и показать, насколько глубоко интегрирована Россия в глобальную экономику. С этим соглашались и высокие иностранные гости, уверявшие, что «Петербург становится вторым Давосом, а Россия в целом движется в верном направлении».

При этом представители финансовой и политической элиты Запада, скорбно покачивая ухоженными седыми головами, сетовали на недостаточные темпы реформ в России и раздавали советы, а российские участники, ловя каждое слово заезжих гуру, оправдывались и обещали исправиться.

Так было ещё 5–7 лет назад. Однако, судя по последнему ПМЭФ, конец «петербургского Давоса» если не наступил, то уже не за горами. Как злорадно писала иностранная пресса, форум на берегах Невы в этом году проигнорировали многие главы американских и европейских корпораций, не говоря уже о ведущих политиках из США и ЕС. Впору посыпать голову пеплом? Может, пришло время и вовсе отказаться от ПМЭФ как «непрофильного актива»? Но завершившийся в эти выходные форум на берегах Невы показал, что международное значение ПМЭФ ничуть не уменьшилось, а, наоборот, только возросло на фоне санкционного давления и пропагандистских разговоров об изоляции РФ. Более того, за истекший год с форумом произошла важная метаморфоза: из выездной «тусовки» западного финансового истеблишмента он превратился в «конструкторское бюро», в недрах которого идёт обсуждение и разработка российской альтернативы нынешнему миропорядку. Отныне Петербургский форум – это не придаток швейцарского Давоса в стиле «а-ля рюс», а один из законодателей экономических и геополитических мод в нарождающемся многополярном мире.

На перерождение ПМЭФ в этом году указывало всё или почти всё: темы панельных дискуссий, состав участников, выступление Владимира Путина и произошедшие в его кулуарах политические переговоры. Но какие «лакмусовые бумаги» высветили эту тенденцию наиболее ярко? 

Во-первых, большинство дебатов было посвящено либо сугубо российским сюжетам (импортозамещение, отечественный IT-сектор, модернизация), либо темам, связанным с евразийской интеграцией.

 

В этом ряду – и форумы БРИКС и ШОС, и круглый стол о примирении Евразийского и Европейского союзов, и дискуссии по поводу создания единого геополитического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Тем самым Россия ещё раз презентовала свой проект глобализации, цель которого – создать многополярный мир и «большую Евразию», связав Запад и Восток с помощью различных кооперационных нитей. Яркий тому пример – высокоскоростная магистраль, которая будет доставлять китайские товары в ЕС через российскую территорию.

Во-вторых, среди участников форума в основном задавали тон те представители иностранного бизнеса и политических кругов, которые считают Россию одним из столпов миропорядка XXI века либо дорожат связями с нашей страной из прагматических соображений. В их числе бывшие премьеры Франции и Италии Франсуа Фийон и Романо Проди, экс-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер и экс-президент Чехии Вацлав Клаус. И не стоит придавать значение тому, что их должности пишутся после приставки «экс». Бывших политиков не бывает, а эти фигуры интересны как представители элит, мечтающих вслед за генералом де Голлем о «большой Европе» с участием России. При этом количество сторонников сближения с РФ пресекло на корню все разговоры об изоляции – в форуме приняли участие более 10 тысяч человек, что побило рекорды более благополучных годов с точки зрения международного климата!

В-третьих, поражают деловые итоги ПМЭФ. Всего в «Ленэкспо» было подписано 205 соглашений и контрактов, причём только с китайскими компаниями на сумму более одного триллиона долларов. При этом «вишенкой на торте» стала договорённость «Газпрома» с европейскими энергетическими концернами о строительстве ещё двух веток трубопровода «Северный поток». Это прямо говорит о желании бизнес-кругов Старого Света развивать контакты с Россией вопреки давлению политиков-атлантистов. Согласитесь, любая страна Европы мечтала бы об «изоляции», приносящей столь очевидные финансовые дивиденды.

Наконец, в-четвёртых, ПМЭФ стал не просто «ярмаркой тщеславия» для мировых лидеров, приезжающих в Петербург для произнесения речей, а площадкой, на которой идут важнейшие переговоры, непосредственно влияющие на ход «Большой игры». В этом ряду – появление в северной столице греческого премьера Алексиса Ципраса, который с высокой трибуны заявил: «Запад больше не является пупом Земли» – и призвал выстраивать вместе со странами БРИКС альтернативную экономическую модель.

Сам факт того, что лидер Греции накануне возможного выхода своей страны из еврозоны предпочёл быть в Петербурге, а не в Брюсселе, стал скандалом для США и ЕС. Но на этом сюрпризы не закончились – Москва и Афины договорились о строительстве ветки «Турецкого потока» через греческую территорию и намекнули на скорое возвращение греческих продуктов на российские прилавки. После этого Греция вполне может «уплыть» в сферу влияния России, расширив ей пространства для «европейского» манёвра. 

 

Таким образом, Петербургский экономический форум в этом году сделал заявку на превращение в «фабрику мысли», которая выдвигает идеи по ускоренной индустриализации России и продвижению евразийского проекта глобализации. И это несомненный шаг вперёд. Любая отечественная рок-группа мечтает, чтобы её называли не «русскими «Битлз», а ценили за своё самобытное творчество. То же самое можно сказать и о ПМЭФ – избавление его от титула «петербургский Давос» говорит скорее о прогрессе, а не о регрессе. Впрочем, произошедшую метаморфозу нам ещё предстоит осознать в ближайшие годы. Пока же достаточно констатации: «Петербургский Давос умер! Да здравствует Петербургский экономический форум!»

 

Михаил Тюркин, политический обозреватель «НВ». Фо­то Алексея Лощилова
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.29
0.04 (0.04%)
Курс Евро
99.56
0.196 (0.2%)
Погода
Сегодня,
24 апреля
среда
+5
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь
26 апреля
пятница
+11
Облачно