Красивой жить не запретишь? - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Красивой жить не запретишь?

В Петербурге появился новый вид мошенничества, на который попадаются женщины зрелого возраста


Иногда салон красоты становится базой мошенников

 

В начале года Нине Ивановне – интересной даме пенсионного возраста – стали настойчиво звонить из некоей косметической фирмы, зазывая на бесплатное посещение, якобы оплаченное неким таинственным спонсором. Далёкая от алчности и авантюризма дама отказывалась. Последний звонок случился в конце зимних каникул, когда все жизненные проблемы отошли на второй план, и… сработало! «А что я теряю? Схожу, посмотрю, чем я хуже других? И от дома недалеко», – подумала женщина.

– Только паспорт не забудьте! – проворковала девушка-администратор.

– А он зачем? – удивилась Нина Ивановна, теряя бдительность.

– Чтобы убедиться, что на бесплатный сеанс пришли именно вы.

На следующий день после работы Нина Ивановна переступила порог салона. «Кузница красоты» даже неискушённому человеку показалась скромной: первый этаж многоэтажки в спальном районе, комнаты с белыми стенами, простая мебель. Несколько клиентов сидят то ли до, то ли после процедуры. Вежливая до приторности девочка-администратор и пальто сняла, и в кресло усадила, дала анкету и чаю-кофе предложила. Через минуту возникла другая миловидная барышня, назвалась косметологом Таней, забрала анкету и увела в кабинет, ни на минуту не замолкая. Опрятная комната с кушеткой и яркими дипломами на стенах. Беглый осмотр лица и волос, сокрушения, что такая красивая не по годам женщина находится в таком запущенном, неухоженном состоянии, и уверения, что в самом ближайшем будущем она себя не узнает.

Нина Ивановна испытала противоречивые чувства: и неловкость (дожила до таких лет, а ухаживать за собой не сподобилась научиться), и, что греха таить, тщеславное удовольствие от комплиментов. Таня предложила пройти тестирование кожи и затем сделала маску – на… половине лица. Далее – по Булгакову:

– Вы светитесь! Сравните кожу на обеих сторонах лица! Какой эффект! – воскликнула кудесница Таня и уточнила: – Вы довольны моей работой, хотите продолжить знакомство? Заключим договор – и вы будете приходить к нам делать разные процедуры и хорошеть с каждым разом. А если сегодня подпишетесь, то ещё получите бонус – набор кремов для лица и волос!

Тут же возникла шикарная коробка. На робкую реплику клиентки, что косметический салон затратен и по деньгам, и по времени, решительное возражение: все услуги в кредит, растянутый на два года, а оплачивать его легко и удобно – в любом салоне связи.

– Я подумаю… – робко пролепетала обновлённая пенсионерка.

– Нет! Кто не успел, тот опоздал!

И Таня потащила ошарашенную женщину в бухгалтерию. Там новая порция восторгов относительно рукотворной красоты и призывы к срочному принятию мер по закреплению результата – заключению договора. И опять по Булгакову: с неимоверной быстротой появляются бумаги, которые даются Нине Ивановне для прочтения, в течение 10 минут они «согласовываются с Москвой», и всё это под неумолчный щебет сотрудниц о прекрасной перспективе получения «бонуса» и счастья сотрудничества с их фирмой. Очумевшая «красавица» пытается вникнуть в текст, но он многостраничный и набран мелким шрифтом. Нину Ивановну отвлекают разговорами. Всё же она делает попытки выяснить, а нельзя ли платить за каждое посещение наличными в кассу – нет, нельзя, только по безналу оптом за всю программу. А вдруг у неё возникнут проблемы и она захочет расторгнуть договор, возможно ли это? Да без вопросов! Что тут, не люди? Нина Ивановна тушуется от такого внимания: ощущение, вроде как пообещала что-то, а теперь ставит людей в неловкое положение… Милая Таня предлагает свою кандидатуру в качестве доверенного лица. Договор подписывается.

Осознание того, что совершила большую ошибку, пришло дома. Нина Ивановна поняла, что повесила себе на шею нелепый и ненужный ей двухгодичный кредит. Дочь застала её в растерянности перед чемоданом с какими-то баночками. У девушки возникло много вопросов: что это за фирма, кто производитель косметики, почему баночки не запечатаны?

– Это же договор о продаже косметических средств, а не об оказании услуг. Ты уверена, что тебе их будут делать? Здесь об этом ничего не сказано. За этот чемоданчик ты должна заплатить 100 тысяч. Мама, ты попала! – заявила девушка, дочитав договор.

Через несколько дней Нина Ивановна решилась и отнесла чемоданчик обратно, написала заявление о расторжении договора. Ей заявили, что за порчу (использование) средств она должна возместить ущерб в размере 5000 рублей, которые она тут же отдала при подписании соглашения в виде штрафа. Но вот вернуть назад свои деньги, на которые заключён договор кредита, оказалось почти невозможно. Нина Ивановна ходила в «косметическую» контору раз десять. И с каждым разом приём становился всё холоднее, хотя в гипотетической возможности возврата ей не отказывали.

Всё это время банк-кредитор регулярно и настойчиво напоминал клиентке о её обязанностях перед ним – в срок вносить положенную сумму или хотя бы проценты по пользованию, что она и делала. И Нина Ивановна обратилась к юристу. Только после этого, хотя и не сразу, деньги ей за вычетом процентных платежей виртуально вернули: перевели на счёт банка-кредитора. Общий итог понесённых убытков составил более 40 тысяч рублей – с учётом гонорара юристу. В банке женщину утешили: «Вы отделались лёгким испугом, другим в подобных ситуациях везёт меньше».

Процедура отвоёвывания своих денег оказалась очень трудоёмкой. В начале июня суд частично удовлетворил требования потерпевшей, взыскав с ООО «Титан-груп» понесённые истцом убытки в виде переплаты процентов, неустойку, судебные расходы на юриста. Однако решение суда ещё не вступило в законную силу, так как по данному делу возник спорный вопрос по взысканию штрафа с ответчика. Юрист обнадёживает: есть шансы наказать виновных и напоминает закон РФ от 7 февраля 1992
№ 2300-1 «О защите прав потребителей», который чётко защищает права потребителя, и постановление Верховного суда РФ от 28.06.2012 № 17, который закрепляет эти права. Если истец не согласен с решением суда первой инстанции, дело перейдёт в городской суд и далее – в районный. А пока пенсионерка ждёт решения суда и возмещения убытков.


Когда человеку за 50, ему важно доверие и общение, а о материальном он думает только тогда, когда деньги потрачены. Современные же технологии активных продаж, использующие проверенные и пока ещё работающие техники «трёх «да», «отмены пауз» и присоединения, не дают возможности сосредоточиться, взвесить и обдумать свои решения.

Евгения Шестакова, психолог


авторитетно

«Однозначных советов, как не стать жертвой подобной ситуации, нет»

Игорь Моисеев, заместитель руководителя РОО «Общество защиты прав потребителей страховых и банковских услуг»:

– ООО «Титан-груп» открылось в начале 2015 года, и им надо было завлечь как можно больше клиентов. И чтобы не терять прибыль от своей деятельности, они вернули клиентке сумму кредита на счёт банка (хотя должны были вернуть на счёт потерпевшей, как было указано в претензии). Таким образом, «Титан-груп» подтвердил свою вину. Похожие проблемы были у граждан в Москве, где возбуждено около 100 уголовных дел, организованных по той же схеме.

Варианты исхода дела возможны были разные: косметическая фирма могла бы выиграть дело в суде; закрыться или объявить себя банкротом. И тогда было бы сложно вернуть деньги. Очень часто ответчик затягивает процесс и судья вынужден откладывать дело, чтобы вынести решение в пользу потерпевшей стороны. Одновременно пришлось бы участвовать в уголовном деле. А это дача показаний потерпевших, подозреваемых, свидетелей, очные ставки и так далее. Однозначных советов, как не стать жертвой подобной ситуации, у меня нет. Внимательно и осторожно подписывайте какие-либо документы. И если есть сомнения – решительно отказывайтесь от совершения такой сделки. При настойчивых звонках от таких фирм записывайте телефон звонящего и обращайтесь с письменным заявлением в полицию.


«Будьте бдительны и критичны»

Евгения Шестакова, психолог:

– Людей старшего возраста намного легче обмануть, нежели молодых жителей мегаполисов. Это связано в том числе с изменениями в работе мозга. Поэтому почувствовать опасность, распознать манипуляцию пожилым людям очень непросто. Когда человеку за 50, ему важно доверие и общение, а о материальном он думает только тогда, когда деньги потрачены. Современные же технологии активных продаж, использующие проверенные и пока ещё работающие техники «трёх «да», «отмены пауз» и присоединения, не дают возможности сосредоточиться, взвесить и обдумать свои решения. Чаще всего на этот крючок попадают именно люди старшего возраста, хотя не только они. Жертвами мошенников также становятся эмоциональные, склонные к эмпатии женщины, испытывающие чувство вины и поддающиеся влиянию.

Однако этого можно избежать. Атаки косметических салонов, пылесосы, БАДы и наборы суперножей были и будут, пока не изменится законодательство и... мы сами.

Отвечая на телефонный звонок с незнакомого номера, не стоит сразу же окунаться в историю звонящего. Будьте бдительны и критичны. То же самое следует делать по отношению к каждому новому продукту, который нам предлагают. Нужно заново учиться читать этикетки, на которых указан состав, не стесняться просить дополнительное время на вычитывание текста договора, говорить: «Я возьму договор домой, чтобы внимательно с ним ознакомиться и показать мужу/дочери». Отказ или угроза отмены скидки, ограниченность спецпредложения, то есть создание ситуации спешки, – первый признак манипуляции. К сожалению, у многих российских женщин из-за постоянной привычки экономить чужое время и торопиться нет хорошо отлаженной функции заботы о себе, мы очень многого боимся и недостаточно любим и ценим себя. Доказать факт обмана или злоупотребления доверием при совершении сделки с юридической точки зрения очень сложно – женщины сами, своим волеизъявлением просят банк за счёт кредитных денежных средств произвести перечисление в пользу косметической компании. Кроме этого в обмен на деньги они получают товар или услуги. Договор купли-продажи исполнен. Никакого хищения денежных средств не было. Такие продажи не обходятся без применения профессиональных методик, но винить в первую очередь стоит только себя. Вспомните, сколько раз за последнее время вы называли номер своего мобильного телефона вслух или писали его в общественных местах? Открывая свой номер телефона, чтобы оформить клиентскую карту в магазинах и аптеках, вы должны быть готовыми к тому, что им могут воспользоваться третьи лица.

 

// Мария Башмакова. Фо­то «Ин­тер­пресс»
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте