Планета

Ллойд Хальверсон: «Ухожу на пенсию со спокойным сердцем»

22 май

 

Чем занимается американский сити-менеджер

Сам себя он называет чиновником. Почти четверть века он прослужил в небольшом городке Камасе в штате Вашингтон в должности сити-менеджера – управляющего городом, нанимаемого городским советом. За это время по всем параметрам средненькое поселение, сердцем которого был бумажный комбинат, превратилось в процветающий центр инвестиций и технологий, попав в десятку самых благополучных городов на северо-западе Тихоокеанского побережья. Во время своего первого визита в Петербург Ллойд ХАЛЬВЕРСОН встретился с корреспондентом «НВ» и рассказал, что общего у него с коллежским асессором из повести Фёдора Достоевского.

– Господин Хальверсон, насколько я знаю, вы начали карьеру в калифорнийской средней школе – учителем истории и немецкого языка. Далековато от чиновничества.

– Скажем так, меня всегда тянуло к общественной работе. Я перепробовал себя в разных ипостасях – был помощником конгрессмена, возглавлял некоммерческую организацию, а потом меня заинтересовала область городского управления, и я решил стать сити-менеджером. До этого бывал в городской ратуше всего раз, чтобы снять отпечатки пальцев, – это требовалось для работы учителем по законам штата. Ещё в тот год мне предложили позицию биржевого брокера. Сейчас я понимаю, что мог бы заработать неплохие деньги. Но я выбрал другой путь. По сей день благодарен тогдашнему мэру, который поверил в меня и дал мне шанс, – я стал первым городским управляющим в истории Камаса. Кстати, это была женщина. Думаю, она предпочла меня другому кандидату, потому что тот был слишком красив и статен, – боялась, что все будут принимать за мэра его (смеётся). В общем, никто из нас о своём решении не пожалел. Теперь я ухожу на пенсию, а на моё место претендуют 50 человек.

– Вы пробыли на посту 25 лет. По-моему, так долго госслужащие на одном месте не задерживаются.

– Вы правы, обычно лет через пять сотрудники администрации уходят на повышение в более крупные города. И потом работа городского управленца – тяжкая ноша. Здесь мало иметь подходящее образование и хорошие мозги, нужна интуиция. К тому же это колоссальные эмоциональные нагрузки. Чиновник не имеет права отключить голову по окончании рабочего дня, не может оставить рабочие проблемы за порогом – он вынужден тащить их в свой дом. Ни одно решение не далось мне легко – каждое пропускал через себя. Наверное, потому, что я болею своим делом и очень люблю свой город. И люди это чувствуют – они верили мне и готовы были прощать ошибки. А они, поверьте, были.

– За годы вашей службы город расцвёл: население выросло с 6 до 20 тысяч, доход жителей выше среднего по стране. В чём секрет?

– Не стоит преувеличивать мою роль – я хороший руководитель, у меня профессиональная команда. На самом деле всё началось ещё до моего прихода – с моста. В 1980 году построили переправу через реку Колумбию, соединив нас с Портлендом, крупнейшим городом соседнего штата Орегон. Это стало толчком для развития. Но нужно было привлекать в город инвесторов, крупные международные компании. Мы постарались построить разнообразную экономику с большим количеством крупных работодателей, чтобы ни один кризис не мог ослабить наше сообщество. Раньше у нас был один бумажный комбинат, вокруг которого, собственно, и вырос когда-то Камас. Теперь в городе сотни фирм, среди них, например, такие гиганты, как SHARP и Linear Technology (крупнейший мировой производитель микросхем. – Прим. ред.). Я горжусь тем, что половина нынешнего бюджета города – а это около 50 миллионов долларов в год – уходит на инвестиции. При этом мы не делали ставку на промышленность в ущерб окружающей среде. В нашем городе на тысячу жителей приходится 30 гектаров зелёных насаждений. С ростом населения доля парков тоже выросла – это очень важно. Людям должно быть комфортно здесь жить и работать. Сегодня к нам приезжают из других городов не только на заработки – поколение старше 30 лет стремится осесть в Камасе, чтобы спокойно стареть и растить детей. Кто знает, может, и они захотят остаться.

– Что же вы такого наобещали инвесторам?

– В том-то и дело, что ничего! То есть ничего, кроме выполнения своих прямых обязанностей. На что смотрят корпорации, приходя в регион? Сколько стоит вода и электричество, как обстоит дело с получением разрешений, каковы условия страхования на случай безработицы, далеко ли город расположен от крупных транспортных узлов и аэропортов, есть ли поблизости престижные вузы. Мы постарались быть на высоте по всем пунктам. Конечно, нам повезло – мы расположены в благополучном в экономическом плане штате Вашингтон – земле «Боинга» и «Майкрософт». Не обошлось и без грамотного промоушена, с этим тоже помог штат. Но лучшая реклама – это мнения тех бизнесменов, которые уже обосновались у нас. Сарафанное радио никто не отменял.

– Как думаете, в России такое возможно?

– Думаю, да. Главное – вовремя построить мост (смеётся). На самом деле нет никакой универсальной волшебной формулы. Это сочетание политического видения и воли. Видение должно охватывать не три года, а три десятилетия. Ещё важный фактор – поддержка со стороны населения. Люди должны чувствовать, что чиновники – не враги. И что если случится кризис, они встанут плечом к плечу и будут его преодолевать. Хотя мне было проще в том смысле, что мы всегда знали, куда нам двигаться, в каком направлении развиваться. С другой стороны, у нас и масштабы помельче – 25 лет обсуждаем, нужен ли городу новый бассейн. До сих пор не решили.

– Вы в Петербурге впервые. Что скажете как специалист по урбанистике?

– Никак не могу выключить профессиональный взгляд – как представителю маленького городка мне интересно, как устроен мегаполис. Всё примечаю, как что спланировано, как налажена транспортная система, как обстоит дело с парковками,  парками, магазинами… Петербург ошарашивает в первую очередь балансом – пропорции зданий, мосты, реки… Он завораживает. Вообще, эта сторона света всегда меня интересовала. Ещё учась в Беркли (Калифорнийский университет в Беркли, США. – Прим. ред.), я прослушал курс русской истории. Но в мои университетские годы я и помыслить не мог, что буду попивать кофе в ресторане на Невском проспекте. Кстати, о его существовании я узнал из повести Николая Гоголя. Но по-настоящему поразили меня в своё время «Записки из подполья» Фёдора Достоевского. Помню, недавно сфотографировался на паспорт, а когда получил фото, невольно процитировал первые строчки «Я человек больной… Я злой человек. Непривлекательный я человек». Хотя это, конечно, не про меня. Я был хорошим чиновником. Ухожу на пенсию со спокойным сердцем.

Беседовала Анастасия Ложко. Фото Евгения Лучинского
Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.25
0.189 (-0.2%)
Курс Евро
99.36
0.215 (-0.22%)
Погода
Сегодня,
23 апреля
вторник
+5
Слабый дождь
24 апреля
среда
+6
25 апреля
четверг
+5
Умеренный дождь