Планета

«Люди потянулись в православные храмы»

07 май

 

Митрополит Рижский и всея Латвии Александр рассказал «НВ» о том, что жители стран Балтии всё чаще принимают православие

Историки утверждают, что православные проживали на территории современной Латвии издревле. В 1250-х годах, как указывал в своих «Хрониках Ливонии» летописец Генрих Латыш, верующие уже построили и оборудовали несколько храмов, щедро украсив их богатыми иконами, драгоценной утварью и пышными фресками. Но век катился за веком, и, оттеснив православных батюшек, паству начали наставлять католические, а потом и лютеранские священники. Дальше – больше. Настала пора советского безверия, превратившегося для Церкви в безвременье, после которого пришлось фактически всё начинать сначала… О том, как это происходило и происходит по сей день, рассказал «НВ» правящий архипастырь, Его Высокопреосвященство, высокопреосвященнейший Александр, митрополит Рижский и всея Латвии.

– Вы, владыко, начали своё служение Церкви ещё в 1980-х годах, и на ваших глазах произошло множество перемен. Скажите, пожалуйста, интерес к православию в Латвии растёт или всё-таки падает?

– Вы знаете, на протяжении последних 25 лет в жизни Церкви имели место три периода. Первый – это время так называемой перестройки, когда людям реально – не на бумаге, не в Конституции, а именно реально! – была дана свобода вероисповедания. То есть каждый получил возможность решить, принадлежать ему какой-то конфессии или не принадлежать. К нам хлынул огромный поток людей. И молодёжь, и люди старшего поколения – десятками, сотнями каждый день приходили креститься…

– Простите, что перебиваю, но ведь это должно было – скажу по-мирски – значительно прибавить вам работы!

– Собственно, Церковь оказалась к такому повороту не совсем готова. У нас даже было недостаточно кадров… Однако прошло какое-то время, и число людей, желающих окреститься, достаточно быстро сократилось.

– Почему?

– Причин несколько. Перестроечная эйфория прошла, на людей навалились насущные заботы, и они как бы немного оттеснили людей от Церкви. А у нас не было возможности даже просто попасть в СМИ, чтобы обратиться к людям, объяснить им, что такое крещение вообще, что оно даёт человеку. Начался застойный период, и закончился он только лет семь-восемь назад. Люди вновь потянулись в Церковь.

– Речь идёт об этнических русских, или латыши тоже приобщались к православию?

– Я вам больше скажу: к нам стали приходить даже те, кто ранее принадлежал другим конфессиям – и лютеранской, и католической. Однажды я спросил у какой-то женщины: «Почему вы решили перейти к нам? У вас же есть свои церкви!» Она мне ответила: «Я ходила в разные храмы и почувствовала, что у вас Бог ко мне ближе. Я ощущаю у вас в монастыре и в соборе необыкновенную ауру. Иконы, служба – всё так торжественно, красиво. Духовно…»

– Я с ней полностью согласна!

– У нас, как известно, существуют молебны, акафисты, панихиды, литургия и многое другое, чего нет ни у лютеран, ни у католиков. Людей это влечёт, и они, изучая и сравнивая, постепенно приходят к православию. Этому, кстати, в немалой степени поспособствовал и разразившийся в мире кризис. Вы, кстати, знаете, как переводится слово «кризис» с греческого?

– Нет…

– Кризис означает суд. Суд над человечеством, который настаёт, когда люди забывают Бога. И, когда он начался, интерес к Церкви – я имею в виду Церковь православную – стал постепенно увеличиваться.

– Но вы ведь успели подготовиться к этому периоду?

– Конечно. К тому времени у нас появились прочные связи со СМИ, не только русскоязычными, но и с латышскими тоже. Но – самое главное – мы успели подготовить кадры, у нас появились новые молодые, энергичные священники, которые закончили нашу семинарию.

– Семинария, владыко, – это ведь тоже ваше детище?

– Наша семинария совсем маленькая, камерная… А мысль её создать появилась, потому что я по образованию педагог и мне давно хотелось открыть какую-нибудь духовную школу. Но я понимал, что у нас в Риге нет для неё преподавателей, да и тех, кто хотел бы в ней учиться, я тоже не видел.

Я долго молился и просил Господа, чтобы Он меня надоумил. И однажды ко мне пришла Надежда Диамидовна Дёмина – дай Бог ей Царствие Небесное. Она была доктором педагогических наук, автором многих работ по истории. Пришла и говорит: «Владыко, а что если мы попробуем открыть в Риге семинарию?» Я её просто обнял и расцеловал: «Господь послал вас…»

Мы начали прорабатывать с ней программу, потом нам выделили помещение – три класса в школе, которая стоит на территории нашего монастыря. И мы там два года работали.

– И как же вы нашли людей?

– Сделали клич по приходам, и появились желающие поступить в семинарию. Стали собирать преподавателей, некоторых пригласили из университета латвийского, нашлись священники, которые заканчивали Московскую духовную академию, и таким образом, стали работать. Но очень хотелось иметь всё-таки своё помещение. Правда, получить его оказалось очень трудно – в доме, где когда-то действовало духовное училище, находился детский сад, и на нас сыпались обвинения в том, что, мол, мы выселяем детей. Поэтому пришлось долго ждать, когда найдут здание для детского сада, и только потом мы смогли в этот дом вселиться. И теперь 70 процентов латвийского духовенства – выпускники нашей семинарии. Духовенства, конечно, и сейчас не хватает, но по крайней мере мы в основном заполнили и существующие приходы, и вновь открываемые или возрождающиеся. Причём, поскольку приходы в сельской местности очень маленькие, иногда батюшка обслуживает по два-три. 

– Власти не препятствуют вашей деятельности? Я спрашиваю, потому что в СМИ ежегодно рассказывают, что в сейм вносится законопроект о внесении православного Рождества в список официальных государственных праздников, но, как говорится, «воз и ныне там».

– Понятно, что, когда православные не имеют ни одного праздника, они чувствуют себя ущемлёнными. Но каждый раз, как только вносится предложение о Рождестве, какие-то фракции предлагают ещё и другие праздники – пожарных, рыбаков, кого-то ещё. Голосуется всё это списком, а, так как надо принимать сразу три праздника, депутаты, конечно, против. Нехорошо это, некрасиво… Однако мы надеемся, что те, кто решает такие вопросы, станут мудрее...

А если говорить о местных властях, то, вот, к примеру, во время праздника Крещения Господня проводится чин Великого освящения воды. И мне из сельских областей сообщают, что местные власти охотно приходят к иордани сами, а некоторые даже участвуют. Для них же это очень необычно, ни у лютеран, ни у католиков такого просто нет.

– А вообще, владыко, вы сотрудничаете с лютеранской и католической Церквями?

– Православная церковь, всегда оставаясь сама собой, безусловно, понимает, что мы живём в обществе, где православие – третья по численности конфессия. Вместе с тем оно в Латвии традиционно, а значит, вполне органично и естественно. Всё это и определяет наше положение: вопросы, которые волнуют общество, – нравственные, моральные, социальные, этнические, – мы должны решать сообща с другими христианскими конфессиями.

Расскажу вам, пожалуй, о педагогической конференции «Семья и школа». Создавая её, я, как педагог, очень хорошо понимал, что современная школа всё дальше уходит от воспитательного процесса…

– Увы, сегодня школа даёт детям стандартный набор знаний, и ничего более.

– Воспитания души человеческой просто не существует! И мне очень хотелось обратить внимание общества на то, что, если мы проспим этот момент, грядёт беда. Потому что когда у человека нет духовного стержня, всё остальное может быстро сломаться и погибнуть. 

 

минуточку внимания!

И не пустеет дорога к Храму…

Светлана Белоусова, редактор региональных выпусков, эксперт по странам Балтии

Впервые услышав, что только в Вильнюсе сегодня действует 18 православных храмов, невольно хочется переспросить: «Сколько-сколько? И это в католическом государстве, уступающем по численности населения Петербургу?!» Но ошибки тут нет.

Ещё во времена крещения Руси литовские дружины, пользуясь ослаблением раздробленных славянских княжеств, нападали на них регулярно. И эти действия бывали, надо признать, очень успешны. Но случилось непредвиденное – литовцы, расселяясь и проживая между русскими, начали переходить в православие и даже переняли старославянскую грамоту. Древнерусский стал официальным языком. На нём писались летописи, на нём велось делопроизводство. Не говоря уже об официальных документах, даже среди договоров о частных сделках нет ни одного составленного по-литовски.

К началу XIV века население, исповедовавшее православие, составляло без малого две трети Литвы. Сам правитель Литвы – великий князь Гедиминас (который, кстати, подписывал свои письма и указы «Король литовских и многих русских земель») – во втором браке был женат на русской княжне Ольге и за своего наследника Альгирдаса сосватал дочь Ярослава Марию. Крестившись при заключении брака по православному обряду, преемник литовского престола приблизил к себе придворных Антония, Иоанна и Евстафия. Все трое исповедовали православие и именно за это пострадали после кончины князя – были заключены в тюрьму и в 1347 году казнены в дубовой роще в южной части Вильнюса, там, где сейчас высится собор бывшего Свято-Троицкого монастыря. И с этого начались для литовского православия лихие времена, ставшие особенно тяжкими после объединения Литвы с католической Польшей…

В XVIII веке Вильно, по словам современников, сделался «столицею католицизма в северо-западном крае». В городе имелся один-единственный действующий православный храм. Но время, как ему и положено, меняет всё, и сегодня Вильнюс славен православными церквями.

 

прямая речь

«Это плевок!»

Иван Клементьев, заместитель председателя комиссии по оборонным и внутренним делам Латвийского сейма:

– В этом году правящая партия Латвии подготовила документ, в котором указывается: каждый православный или старовер имеет право попросить у своего работодателя выходной день для празднования Рождества. Но ведь попросить отпуск за свой счёт можно было и раньше, причём я не слышал, чтобы у кого-нибудь возникали серьёзные проблемы. И это тем более обидно, что, как только наступает праздник, и президент, и спикер сейма присылают православным официальные поздравления. Но как только речь заходит об официальном узаконивании выходного 7 января, нам говорят: «Нет, ребята, если мы уступим православным, придётся уступать и всем другим конфессиям». Но о чём говорить, если иудеев, буддистов и мусульман в Латвии совсем немного, а православных – не меньше чем 400 тысяч. Одним словом, это не просто издёвка, это плевок!


«Православный храм в Эстонии играет роль громоотвода»

Владимир Вельман, депутат эстонского парламента – рийгикогу, член Межпарламентской ассамблеи православия:

– Когда в самом начале перестройки в эстонской прессе появилась волна негатива по поводу Православной церкви, все понимали: это – составная часть поражения русского населения в правах и сугубо политический процесс. Чтобы его отслеживать, мы создали в парламенте группу единомышленников. Причём даже в самые трудные моменты каждый из нас был уверен: не стоит педалировать подобные вещи, единственно правильный вариант – ждать, пока страна переболеет.

Вообще-то в отношении веры эстонцы очень толерантны. Взять, допустим, храм Александра Невского, который стоит как раз напротив нашего парламента – рийгикогу. Не могу даже сказать, сколько раз выдвигались предложения его снести. Депутаты выражали недовольство тем, что во время заседаний им мешает колокольный перезвон – храм же работает в те же часы, что и парламент. И тем не менее не снесли. Потому что даже националистически настроенные политики понимают: храм берёт на себя миссию некоего громоотвода. Люди, собираясь на службу, изливают друг другу душу, понемногу успокаиваются и не выходят на площади, чтобы высказывать претензии властям. И потом, расскажу вам интересную историю. У входа в здание нашего парламента только недавно появилась табличка, написанная по-английски. Раньше была только написанная по-эстонски. Иностранные туристы не понимали, что расположено в этом доме. И однажды, когда моя коллега, эстонка, вышла из рийгикогу – и американцы стоят и все фотографируют храм. Все отворачиваются от парламента и лицом к храму стоят. Она разозлилась: «Как вы можете?! Отворачиваетесь от парламента, чтобы сфотографировать какой-то храм!» И один американец улыбнулся и говорит: «Сколько, простите, лет вашему парламенту? А сколько лет православию? Так о чём тогда весь этот разговор?..»

 

кстати

• Как показали результаты переписи населения 2011 года, в Эстонии православных граждан на шесть процентов больше, чем лютеран. При этом русскоговорящие эстоноземельцы, которых в стране около трети всего населения, более религиозны, чем представители титульной нации. Среди них приверженцами религии считают себя 59 процентов, тогда как среди граждан, считающих родным эстонский язык, – лишь 19 процентов называют себя воцерковлёнными. 

• Самая древняя в Литве православная святыня – возведённый более 600 лет назад вильнюсский храм Чудотворца Николая. Самая молодая – выстроенная в 2002 году в Паланге церковь в честь Иверской Иконы Божией Матери…

• Жители города Кибартай (Литва) до сих пор помнят, как после Великой Отечественной войны к православному храму подъезжали из соседней Калининградской области экскурсионные автобусы, из которых выходили мужчины и женщины, чтобы помолиться подальше от глаз советских начальников…

• Настоятель церкви Святой Троицы в литовском городе Швенчёнисе отец Александр (Данилушкин) стал одним «из трёх пленных священников, которые отслужили во время войны первую Божественную литургию в Алитусском концлагере для советских военнопленных…»

 

 

 

Материалы полосы подготовила Светлана Белоусова. Фото Владимира Ермолаева и AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.59
0.017 (0.02%)
Курс Евро
100.27
0.142 (-0.14%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+8
Ясно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь