Маршрутка рубль сбережёт
Почему проезд в некоторых коммерческих автобусах стоит не дороже, чем в социальных?
В этом году повышение цен на проезд в общественном транспорте пока не коснулось маршруток. Коммерческие автобусы продолжают возить пассажиров по прошлогоднему тарифу. Во многом это связано с тем, что частные перевозчики максимально взвинтили цены ещё прошлым летом, и сегодня за поездку в большинстве маршруток горожанам приходится платить по 35 рублей. Но, как выяснили корреспонденты «НВ», хозяева транспортных компаний вслед за государством также намерены повысить стоимость проезда. Коммерческий транспорт может подорожать уже в начале марта.
Правда, повышение это станет не столь резким, как в прошлом – летом 2012-го, напомним, маршрутки подорожали сразу же на 5 рублей. Как рассказал официальный представитель комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев, город регулирует лишь верхнюю планку стоимости проезда в маршрутке.
– С нового года согласно указу Георгия Полтавченко она составляет 36 рублей то есть выше этой цифры проезд в маршрутке стоить не может, – уточнили в транспортном ведомстве. – Пока ни один перевозчик не поднял плату до 36 рублей и, по словам некоторых из них, в ближайшие два месяца не собирается.
По словам чиновников, если маршрутки и подорожают, то не раньше весны.
– Хозяева транспортных компаний постоянно жалуются на то, что прибыль с коммерческих маршрутов невысока, а город всё время ужесточает правила работы перевозчиков, – рассказал корреспонденту «НВ» аналитик рынка транспортных услуг Роман Шишевский. – Но на самом деле маршрутки – один из самых выгодных бизнесов. Общественным транспортом каждый день пользуются не менее 60 процентов петербуржцев, и как минимум половина из них регулярно ездит и на маршрутках. При этом узнать, сколько реально получает перевозчик в день с работы одного автобуса, почти невозможно. Транспортники сознательно занижают суммы прибыли.
По мнению эксперта, реальная стоимость проезда в маршрутке на многих линиях сегодня не превышает цены на билет в городском наземном транспорте, то есть 25 рублей, а в некоторых случаях (за счёт грамотной логистики и компактности маршрута) она даже ниже.
– В цену билета на автобус или троллейбус изначально закладываются многие факторы. Например, длина маршрута, – продолжает Роман Шишевский. – Понятно, что транспортное средство небольшой вместимости, курсирующее по маршруту в несколько километров, обходится значительно дешевле, чем большой социальный автобус, везущий пассажиров из одного района в другой. А локальных, работающих в пределах одного района маршруток в нашем городе больше половины. Коммерческие перевозчики при повышении цен также часто прикрываются необходимостью закупать современную технику. На деле же всё ограничивается дешёвым китайским транспортным ширпотребом, который для Петербурга не подходит. А платить за него тоже приходится нам, пассажирам.
В Петербурге немало примеров, когда стоимость маршруток не сильно отличается от цен на проезд в автобусах. Так, например, в районе станции метро «Проспект Большевиков» курсирует маршрутка № 161-К, пассажиры которой до сих пор платят… всего 25 рублей. Другая дешёвая маршрутка № К-9 за 30 рублей ходит от станции метро «Академическая» до улицы Карпинского. Третья аналогичная маршрутка перевозит пассажиров от станции метро «Приморская» до «Петроградской» также всего за 30 рублей.
Мы решили поинтересоваться у самих перевозчиков, почему некоторые маршруты стоят так дёшево.
– В рамках конкуренции компании-перевозчики на некоторых маршрутах сами снижают цену до 30 и даже 25 рублей, – рассказала представитель коммерческого перевозчика «Питеравто». – Цена за проезд в маршрутке зависит от километража маршрута и расходов на бензин. Поэтому меньше 35 рублей в основном стоят локальные маршруты в рамках одного района – Васильевского острова, проспекта Большевиков или проспекта Науки. Они непродолжительные, поэтому цена за билет на них может составлять 25–30 рублей.
Получается, перевозчики сознательно занижают цены, следуя правилу: лучше перевозить большее количество пассажиров, чем задирать цены.
– Дело в том, что помимо маршруток в районе довольно неплохо развита автобусная и трамвайная сеть, – рассказал корреспонденту «НВ» водитель маршрутки
№ 161-К. – При разнице в 10 рублей многие готовы постоять на остановке лишние 5–7 минут и дождаться социального транспорта. А когда цена на проезд одинаковая, большинство граждан садится в первый же подошедший автобус, не делая различий, коммерческий он или нет. С весны, скорее всего, цена всё же возрастёт, но ненамного – на рубль максимум. Большая разница отпугнёт клиентов, а это нам невыгодно.
Софья Прокошева, Владимир Афанасьев. Фото Евгения Лучинского