Маршрутки подорожают?
«НВ» удалось узнать подробности переговоров между властями и перевозчиками о тарифах на городских коммерческих маршрутах
В последнее время петербуржцы всё чаще предпочитают коммерческий транспорт социальному: и идёт быстрее, и останавливается по требованию. А разница в цене для тех, кто не имеет льгот, – невелика
Решение о повышении цен на маршрутки пока не принято. Петербургские власти и перевозчики обсуждают компромисс: маршруточникам оставляют нынешние расценки, но, по сути, позволяют им дольше эксплуатировать автопарк. То есть будем ездить на старых машинах, но по старым же ценам?
Когда в начале года тарифы на проезд в городском общественном транспорте повысили сразу на три рубля, многие петербуржцы стали ожидать не меньшего подорожания и проезда в маршрутках. Но время шло, а цены оставались прежними. Как вдруг пару недель назад все СМИ облетела новость: на заседании комиссии Законодательного собрания по транспортному комплексу крупнейшие коммерческие перевозчики озвучили свои «ценовые ориентиры» – 45 рублей. И пояснили, что такую цифру они вывели на основании методики расчёта, утверждённой Министерством транспорта России. А что же Смольный?
Напомним, в конце 2012 года Смольный взял на себя функции регулятора тарифов на коммерческие пассажирские перевозки. Год спустя были приняты ныне действующие предельные расценки. Для разных маршрутов они разные (всё зависит от протяжённости), но самый распространённый в черте города максимальный тариф – 36 рублей. Эта планка была установлена городским комитетом по тарифам ещё в конце 2013 года и с тех пор не повышалась. Как, впрочем, не росли и прочие транспортные тарифы.
Но вот с января этого года город повысил тарифы на так называемые социальные перевозки. Тогда-то маршруточники и выложили свой аргумент, опираясь на методики Минтранса.
Мы изучили эти методики – надеясь проверить, не лукавят ли перевозчики, говоря о том, что 45 рублей – это справедливая цена. И выяснилось, что методики расчёта включают в себя огромное количество параметров, значение большинства из которых могут знать только бухгалтеры и владельцы автопарка.
Расходы на топливо, техобслуживание, амортизация парка – даже эти параметры внести в формулу Минтранса весьма затруднительно. Оплата труда водителей – статья ещё более тёмная. А есть оплата труда менеджеров. Какие суммы они себе прописали? В стране есть менеджеры, которые по полтора миллиона рублей в день получают – и что, включать всё это в себестоимость? А если менеджеру для эффективной работы нужно четыре секретарши? Плюс накладные, управленческие расходы, которые зависят только от аппетитов…
Мы попросили коммерческих перевозчиков раскрыть формулу, по которой они вышли на итоговую цифру в 45 рублей. И получили ожидаемый и логичный ответ о «коммерческой тайне».
Тогда мы обратились к ним с вопросом: «Если справедливый тариф – это 45 рублей, значит, при тарифе в 36 рублей вы работаете в убыток?».
– Мы пока воздерживаемся от комментариев, – официально заявил пресс-секретарь ОАО «Третий парк» Денис Данилов. – Ждём решения комитетов администрации города по итогам состоявшейся встречи перевозчиков с вице-губернатором Игорем Албиным.
Эта встреча состоялась в самом конце января. На ней маршруточники предложили пролонгировать их действующие контракты, которые истекают в 2015 году, на 2 года. Что позволит перевозчикам сократить расходы по очень существенной статье – обновление парка.
Это предложение требует пояснений. Дело в том, что сейчас город заключает контракты на перевозки по коммерческим маршрутам на пять лет. Если компания хочет выиграть конкурс, ей нужно выходить на него с новым подвижным парком, иначе трудно набрать необходимое количество конкурсных баллов. Таким образом, срок эксплуатации парка равен сроку контракта. (В скобках заметим, что ГУПы, которые обслуживают социальные маршруты, избавлены от таких суровых норм сроков эксплуатации.)
С одной стороны, приятно осознавать, что Петербург сейчас является городом с таким свежим автопарком. Тех же «Газелей», которые в большой чести во многих российских городах, у нас уже не увидишь. Но с другой – такое жёсткое условие приводит к тому, что стоимость проезда в Петербурге намного выше, чем в других городах России. И даже выше, чем в Москве.
А тут – падение курса рубля…
– Возьмите автобусы ПАЗ – даже они все с импортными комплектующими, – пояснил в беседе в корреспондентом «НВ» один из перевозчиков на условиях анонимности. – Я уже не говорю о том, как выросли цены на дизтопливо. При этом субсидия на социальные перевозки не увеличилась, так что для коммерческих перевозчиков такие маршруты являются, по сути, социальной нагрузкой. Они практически убыточны. И компенсируется это за счёт коммерческих перевозок.
Вот потому-то, как нам стало известно, и прозвучало предложение пролонгировать контракты для коммерческих перевозчиков, доведя их срок с нынешних пяти до семи лет.
При этом, как нам рассказали не для диктофона, и сами перевозчики понимают, что заявленная планка в 45 рублей нереальна. Доходы населения не выросли, скорее снизились. Поэтому при таком тарифе значительная часть пассажиров пересядет в общественный транспорт с его 28 рублями. На деле, говоря о 45 рублях, коммерческие перевозчики надеются на компромисс. Например, единый тариф в 39 рублей (вне зависимости от длины маршрута), то есть повысить тариф на те же 3 рубля, на которые подорожал социальный транспорт.
Пока Смольный никаких официальных решений не принял. Тем не менее, по нашим данным, похоже, можно считать решённым вопрос о продлении действующих контрактов. Сейчас изменения в действующие нормативные акты готовят в комитете по транспорту. Пока речь идёт о продлении контрактов на один год (с 5 до 6 лет) и с оговоркой о праве дальнейшей пролонгации (в зависимости от ситуации).
А вот что касается максимальных тарифов…
– Да, перевозчики просили о пролонгации договоров, – подтвердила «НВ» Елена Михина, пресс-секретарь вице-губернатора Игоря Албина. – В этом смысле руководство города их услышало. Но на повышение тарифов на коммерческие перевозки мы сейчас смотрим без энтузиазма.
На этом можно было бы и закончить, если бы не одно «но». Петербург по-прежнему в числе лидеров по ценам на коммерческий транспорт. Почему? Это тема для отдельного расследования.
Анна Кострова