Северо-Запад

В Мурманске – чёрный снег!

27 февраля

Столицу Заполярья засыпало угольной пылью и сажей

Это не земля, а снег, покрытый толстым слоем угольной пыли, которую разносит ветер из Мурманского порта

 

 

За два дня, пока в Мурманске бушевал штормовой ветер, столица Заполярья превратилась практически в город-призрак Сайлент Хилл. Улицы, покрытые чёрными сугробами, и непонятная дымка в воздухе. Северяне, особенно проживающие в центре города, и раньше жаловались на периодически появляющуюся чёрную копоть, но в этот раз её количество перешло все разумные пределы. 

Возмущение вылилось в социальные сети, где горожане просто устроили соревнование, кто выложит самое жуткое фото. На изображениях фигурировали не только мрачно-тёмный снег, но и подоконники, стёкла, форточки такого же цвета. Объём грязи был особенно большим у мурманчан, которые проживают недалеко от торгового порта. Люди жаловались, что, конечно, небольшой слой налёта есть каждую зиму, но чтобы сугробы будто были покрыты дорожной присыпкой – такое первый раз. А на подоконниках, кстати, слой чёрной грязи и вовсе превысил толщину пять миллиметров. 

Тема угольной пыли и копоти в атмосфере Мурманска поднимается уже не первый раз. Осенью прошлого  года горожане даже проводили по этому поводу акцию протеста, которая имела значительный общественный резонанс. Разобраться в проблеме регулярно пытаются  как представители регионального министерства природных ресурсов и экологии, так и депутаты профильного комитета областной думы. Одним из главных виновников происходящего и горожане, и чиновники считают торговый порт.  

Дело в том, что на территории этого предприятия находится угольный терминал. Топливо в спрессованном виде приходит в Мурманск в вагонах. Уже в заполярной столице его дробят и отправляют на судах в другие регионы и страны. Причём объёмы перегрузок очень большие – в среднем в Заполярье привозят около 14 миллионов тонн угля в год. Поэтому Мурманск можно смело назвать угольной столицей.

Но проблема в том, что дробление всего этого огромного объёма топлива идёт открытым способом. Поэтому, естественно, в воздухе оказывается угольная пыль.  Для решения проблемы руководство порта использует водяную пушку, которая курсирует параллельно горам топлива. Однако её действий явно недостаточно, иначе горожане не обнаруживали бы вокруг себя копоть с завидным постоянством.

Власти не раз пеняли порту на недостаточную экологическую защищённость. Руководство предприятия к претензиям прислушалось и рассматривало различные способы улучшения ситуации. Это и строительство огромного защитного забора, и функционирование 6—8 пушек для пылеподавления, и создание очистных сооружений. 

В итоге остановились всё-таки на увеличении числа пушек. Сейчас их монтируют, а летом оборудование начнёт работу. При этом руководство торгового порта не согласно, что только его предприятие несёт ответственность за пыль, и приводит в качестве доказательств результаты специально проведённого мониторинга. Исследование было длительным и проводилось специалистами лаборатории при Росприроднадзоре с января по ноябрь прошлого года. 

Отбор проб проходил по всему городу в зависимости от жалоб жителей, а также розы ветров и возможных источников загрязнения воздуха. Их  сравнивали со взятыми в порту образцами разных марок угля, пробами сажи дизельного топлива и мазутной золы, образующейся после сжигания мазута в котельных и ТЭЦ города. По словам руководства порта, идентифицировать источник происхождения пыли позволяет содержание металлов. К примеру, в дизельной золе ванадия в 10 раз больше, чем в угольной пыли, а в золе от мазута его больше в 100 раз. Чтобы сделать риск ошибок минимальным, пробы сравнивались по 12 показателям. Как уверяют в порту, из 33 проб, которые были взяты, угольная пыль содержалась лишь в трёх — тех, что отобрали на границе санитарно-защитной зоны предприятия. Руководство порта утверждает, что превышения допустимой концентрации загрязнения угольной пылью нет, а  на соседних улицах содержание налёта и вовсе минимально. Оно считает, что куда больше за чёрный снег ответственны автомобилисты и котельные. Последние особенно, поскольку их трубы достигают высоты 150 метров, что позволяет рассеиваться мазутной золе на большие расстояния. Эта зона составляет до 40 высот труб – то есть до шести километров. Таким  образом, город почти полностью покрыт копотью. 

 

Опровергнуть или подтвердить позицию порта предстоит природоохранной прокуратуре, которая также разбирается в ситуации с чёрным снегом.  Исследования проводит  ещё один специализированный центр по Северо-Западному федеральному округу. А пока  правоохранители и специалисты разбираются, в некоторых детских садах в «чёрные» дни решили ограничить пребывание воспитанников на открытом воздухе. Руководство учреждений считает, что прогулки могут навредить детям. Особенно они опасны для тех, у кого есть лёгочные заболевания.

Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области. Фото автора


прямая речь

Марина Ковтун, губернатор Мурманской области: 

– Воплощение в реальность проекта комплексного развития Мурманского транспортного узла позволит окончательно решить проблему угольной пыли в Мурманске. Перевалка угля будет вестись на западном побережье Кольского залива. Проект транспортного узла планируется реализовать к 2018 году. В его рамках будет построена новая железнодорожная ветка на левый берег Кольского залива, включая две железнодорожные станции и железнодорожный мост, где частными инвесторами будет возведён новый угольный перевалочный комплекс – Морской торговый порт Лавна — и планируется строительство нефтетерминала.

 

Наталья Лещинская, председатель комитета по экологии и охране окружающей среды Мурманской областной думы:

– Мы много говорим сейчас об экологической безопасности Арктики, но не нужно забывать и о проблемах, которые касаются Мурманска и Североморска. На мой взгляд, зону ответственности нужно делить между портом и ТЭЦ. Вот дождёмся результата спектрального анализа НИИ атмосферы, тогда будет ясно. Возможно, следует использовать опыт и других регионов. В частности, в Приморском крае открытую перевалку угля запретили на законодательном уровне. Вообще необходимо постоянно мониторить уровень загрязнения там, где расположены терминалы хранения и перевалки. Кроме того, обязать транспортные и добывающие компании страховать экологические риски.


реплика

Коптим небо помаленьку?..

Дмитрий Шандлоренко, редактор отдела «Северо-Запад»

Не раз мне доводилось бывать в местах, где даже в ясный день солнца не видно. Оно лишь тусклым пятном просвечивает сквозь висящую в воздухе пыль. Правда, сейчас на многих этих несчастных территориях жить стало лучше. Но, увы, редко это оказывалось результатом установки современных очистных сооружений. Как правило, причина – закрытие обанкротившихся комбинатов. Так что дышать людям становилось легче, а вот жить — не на что. Ведь эти производства были градообразующими… Зато сразу было понятно, кто загадил воздух.

А сейчас в Мурманске выясняют, что больше виновато в чёрном снеге, – перевалка угля или чадящие котельные. Может, еще кого предложат в козлы отпущения. Например, уже пытаются размазать ответственность по широким слоям автомобилистов. Но машины ездят везде, а чёрный снег всё-таки встречается не так часто. И вряд ли заполярные авто чадят как-то особенно едко.

Мне кажется, что поиск крайнего в этой ситуации — не самое главное. Гораздо важнее исправлять положение. А у нас порой годами могут проводить экспертизы да исследования и палец о палец не ударить, чтобы сделать насущные вещи, например построить очистные сооружения. Ведь уже сейчас совершенно очевидно, что и перевалку угля надо делать более экологичной, и котельные модернизировать, и на более чистый бензин переходить, и прочее, прочее, прочее. Причем делать это всё надо было давным-давно, ведь промедление обходится очень дорого. 

Подобные загрязнения воздуха вызывают, например, очень тяжёлые заболевания лёгких, приводящие нередко к смерти. На таком фоне борьба с курением выглядит несколько неуместной. Логичней было бы сначала людей обеспечить чистым воздухом. Глядишь, и больных деток было бы значительно меньше, и старики бы жили дольше. 

 

Курс ЦБ
Курс Доллара США
93.44
0.651 (-0.7%)
Курс Евро
99.58
0.952 (-0.96%)
Погода
Сегодня,
20 апреля
суббота
+1
21 апреля
воскресенье
+4
Слабый дождь
22 апреля
понедельник
+5
Умеренный дождь