Мы будем мчать теперь по-новому - Невское время
RSS

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мы будем мчать теперь по-новому

Корреспондент «НВ» изучил особенности новой платной дороги из Москвы в Петербург, узнал сроки её ввода в эксплуатацию и цену вопроса

 


У российских водителей наконец-то появится возможность выбора дороги: можно пользоваться или старой бесплатной, или новой платной. А выбор – это свобода

 


Автомагистраль М10 Санкт-Петербург – Москва сегодня является самой загруженной и аварийной трассой во всей стране. Огромное количество большегрузов, прохождение дороги через множество населённых пунктов с их опасностями и ограничениями, три полосы движения (на большинстве участков) – эти факторы делают проезд между двумя столицами некомфортным, а то и опасным мероприятием. Чтобы решить проблему автомобильного сообщения между двумя столицами, правительство РФ приняло решение о строительстве скоростной автомагистрали М11 – в качестве дублёра уже не справляющейся с транспортным потоком трассы М10.

Столь масштабный проект не мог начаться без использования финансовых ноу-хау. Ведь сметная стоимость дороги составляет 464,3 миллиарда рублей. И поскольку она является дублёром старой трассы, её решили сделать платной и привлечь к её финансированию частные компании по схеме государственно-частного партнёрства (ГЧП). Другое ноу-хау: строительство трассы одновременно на многих участках. У каждого – своя смета, свои инвесторы, свои пропорции финансирования. Так, участок с 15-го по 58-й километр (считая от Москвы) стоит 59,6 миллиарда рублей. Из них доля госфинансирования – 23 миллиарда. Остальные средства внесут Северо-Западная концессионная компания и французская строительная компания Vinci. И так практически по каждому участку дороги.

Полная сдача М11 в эксплуатацию намечена на 2018 год. В настоящее время она активно строится, постепенно открывая для движения свои новые участки. Последовательность строительства и ввода их в эксплуатацию обусловлена загруженностью параллельных отрезков М10, то есть сначала разгружаются самые проблемные места. По некоторым участкам М11 можно проехать уже сегодня. Более того, они водителями востребованы. Например, до Шереметьево и Зеленограда от Москвы можно доехать за 30 минут – раньше этот путь мог занимать до трёх часов. А Вышний Волочёк сейчас избавлен от пробок.

Отрезок от 258-го до 334-го километра в Торжокском, Спировском и Вышневолоцком районах Тверской области в обход Вышнего Волочка стал первым сданным в эксплуатацию участком новой трассы. Он открыт для движения 28 ноября 2014 года. Почему открытие начали именно с середины пути? Это легко объясняется знаменитым среди дальнобойщиков анекдотом:

– Вы знаете, что является самым страшным сном дальнобойщика?

– Нет, что?

– Когда снится, как в Вышнем Волочке второй светофор поставили.

Для тех, кто ездил по М10, это несмешной анекдот! Светофор, стоящий на трассе М10 посреди города, создавал безумные пробки в обе стороны, досаждая и водителям, и жителям Вышнего Волочка.

Вторым в эксплуатацию сдали отрезок от 15-го до 58-го километра в Химкинском и Солнечногорском районах Московской области, в обход города Химки. Движение по первой очереди данного участка от Бусиновской развязки на МКАД до международного аэропорта Шереметьево открыто 23 декабря 2014 года. В данном месте на М10 было четыре полосы движения, давно и полностью исчерпавшие свою пропускную способность. По СНиПу (строительные нормы и правила) пропускная способность дороги из четырёх полос составляет 40 тысяч автомобилей в сутки. А на указанном участке в некоторые дни интенсивность движения была до 135 тысяч автомобилей в сутки! Ввод в эксплуатацию этого участка позволил обеспечить нормальный подъезд к международному аэропорту Шереметьево, близлежащим городам Москвы – Химки, Долгопрудный, Сходня, Зеленоград.

Остальные участки трассы ещё не открыты и находятся в различной степени готовности. Так, для участка с 58-го по 149-й километр в Солнечногорском и Клинском районах Московской области (в обход Солнечногорска и Клина), а также в Конаковском и Калининском районах Тверской области выбирают исполнителя проекта. Строительство завершится в 2018 году. Тогда же планируется пуск в эксплуатацию участков с 208-го по 258-й километр в Тверской области в обход Торжка, с 334-го по 543-й километр в обход населённых пунктов Бологое, Угловка и Окуловка, с 543-го по 684-й километр в Новгородской и Ленинградской области в обход Чудово и Тосно. А вот участок с 149-го по 208-й километр (в обход города Тверь) решено не строить, так как это признано экономически нецелесообразным по причине масштабной реконструкции в этом месте существующей магистрали М10. Она здесь соответствует всем нормативным требованиям и способна принять на себя существующие сегодня транспортные потоки. Но строительство указанной части дороги будет начато, если существующая трасса перестанет справляться с потоком машин.

Таким образом вся новая скоростная автомобильная дорога Москва – Санкт-Петербург будет целиком построена и сдана в эксплуатацию в 2018 году. При этом существующая М10 будет функционировать, как и раньше, и у каждого водителя останется возможность выбора, по какой из магистралей ехать: быстрее, комфортнее, но платно или дольше, труднее, но платить только за ГСМ.

О стоимости проезда по всей трассе говорить пока ещё рано, так как она не достроена, тарифы не определены. Известно лишь, что на участке 258–334-го километра в обход Вышнего Волочка плата для легковых машин ночью составляет 150 рублей, а днём – 240.

Как и на других платных автомобильных дорогах, находящихся в доверительном управлении государственной компании «Автодор», оплатить проезд по новой скоростной дороге М11 Москва – Санкт-Петербург можно будет несколькими путями: наличными, при помощи банковских карт и самым удобным способом – электронными средствами регистрации проезда (ЭСРП), к которым относятся специальные бесконтактные карты и транспондеры. С 27 августа 2015 года ЭСРП их стало можно приобрести в центрах продаж и обслуживания на 258-м и 330-м километрах новой дороги М11.


тем временем…

Во что обойдётся путь из Петербурга в Москву

По словам заместителя руководителя ФДА «Росавтодор» Игоря Остахова, для легковых автомобилей стоимость проезда по всей трассе будет равняться стоимости билета в плацкартном вагоне от Санкт-Петербурга до Москвы, то есть примерно 1300 рублей. Автомобильного топлива на этой трассе легковушка сжигает где-то на 2000 рублей. Получается, что ехать одному примерно за 3300 рублей довольно накладно. Если же в машине будет четыре человека, то получится экономия и денег, и времени. Средняя продолжительность пути по М10 с учётом двух остановок на 15 минут составляет 9–10 часов. По М11, несомненно, можно будет доехать на несколько часов быстрее. В зависимости от возможностей автомобиля. Правда, правило немецких автобанов, на которых нет верхнего ограничения скорости, на М11 действовать не будет, лихачи без штрафа не останутся.

Для автомобилей грузоподъёмность 12 тонн и выше с 1 ноября нынешнего года проезд по всем федеральным магистралям будет платным. Однако при проезде по платным магистралям им не придётся платить двойной тариф: они либо заплатят за проезд по платной дороге по ценам для грузовиков, либо по другому тарифу поедут по М10.

 

Кто платит за строительство М-11?

Сметная стоимость прокладки дороги составляет 464,3 миллиарда рублей.

Участок с 15-го по 58-й километр (от Москвы) стоит 59,6 миллиарда рублей. Доля госфинансирования – 23 миллиарда. Остальные средства внесут Северо-Западная концессионная компания и французская строительная компания Vinci.

Участок с 58-го по 149-й километр стоит 69,8 миллиарда рублей, из них 51,5 миллиарда – госфинансирование. Частный инвестор по данному участку строительства ещё не определён.

На участоке с 149-го по 208-й километр (обход Твери) строительство новой дороги пока не планируется, потому что здесь государство уже ведёт реконструкцию старой трассы за свой счёт, поэтому данный отрезок дороги сможет обойтись и без платного дублёра.

Участок с 208-го по 258-й километр оценивается в 32,8 миллиарда рублей, доля государства – 27,5 миллиарда. Остальное – средства компании ПАО «Мостотрест».

Участок с 258-го по 334-й километр оценивается в 49,6 миллиарда, вклад государства – 44,4 миллиарда, остальные средства вложит «Мостотрест».

Участок с 334-го по 543-й километр оценивается в 148,3 миллиарда, госфинансирование – 128,6 миллиарда рублей, частный инвестор – «Мостотрест».

Участок с 543-го по 684-й километр стоит 87,7 миллиарда рублей, доля государства – 57,6 миллиарда, остальные средства внесут ЗАО «ВТБ – Капитал» и Vinci.


Трасса М11 Москва – Петербург, взяв своё начало от Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), протянется до кольцевой автомобильной дороги (КАД) Санкт-Петербурга. Общая протяжённость автомагистрали составит 669 километров. Новая автомагистраль пройдёт параллельно М10, но в обход всех населённых пунктов Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. С пересечением существующей дороги на 58, 149, 208, 258, 334 и 543 километрах.

// Станислав Донин. Фо­то «Ин­тер­пресс»
Версия для печати
Читать в Яндекс.Ленте