Планета

«Мы изгоним бесов и возродим Святую Русь»

13 мартa

Обозреватель «НВ», побывавший в мятежном Киеве в разгар событий на майдане Незалежности, размышляет о духовной стороне украинской смуты

Окаянные дни пришли на Украину: ненависть и вражда поселились в душах миллионов людей, затуманив умы, ожесточив сердца, поссорив отцов и детей, братьев и сестёр, мужей и жён. За шокирующими кадрами пылающих баррикад, разгромленных зданий, уличных перестрелок и беснующихся орд с битами и щитами скрываются сотни человеческих трагедий и исковерканных судеб. Почему близкий нам народ принялся с таким остервенением разрушать своё собственное государство? Почему даже добродушные, интеллигентные люди не устояли перед вихрем всеобщего озлобления?

В мутном информационном потоке в тени остаётся главное – метафизические корни нынешней смуты на земле, считающейся родоначальницей русского православия и духовной колыбелью Святой Руси. Видимо, братской Украине суждено пройти через немалые испытания, прежде чем она избавится от опасных иллюзий и вернётся к своей сокровенной сути.

«Майдан – проклятое место, его раньше называли Козьим Болотом»

После успешного захвата оппозицией власти в Киеве профессиональные «протестувальныки» спускаться с баррикад не спешат – многие из них настолько привыкли к революционному «драйву», что возвращаться к мирной жизни уже не хотят. На площади Независимости, опалённой пожаром, по-прежнему стоят палатки, слоняются без дела мрачные мужики и размахивают флагами активисты. Но если вы не разделяете всеобщего энтузиазма, то находиться в «майданной» толпе долго невозможно – ноги сами понесут вас подальше от этих потоков отрицательной энергии.

– Украина, вставай! Киев, вставай! – истерично кричит со сцены очередной революционный вождь. – Мы должны продолжить нашу революцию! Пока чиновники старой власти сидят в своих кабинетах, олигархи грабят народ и не остановлена русификация украинцев, мы не разойдёмся!

– Ре-во-лю-ция! Ре-во-лю-ция! – вторит оратору разгорячённая массовка.

Странное дело: с некоторыми из этих людей я ещё пару минут назад говорил по душам, и они производили впечатление милых, интеллигентных собеседников. Но сейчас моих новых знакомых просто не узнать – глаза горят злобой, лица искажены ненавистью, их тела трясутся в исступлении, словно по ним пропустили электрический ток. Передо мной беснуется безликая толпа, ведомая опытными «крысоловами», растворяющая в себе человеческую личность и изрыгающая проклятия.

– А ты что стоишь как бревно? – злобно обращается ко мне мужик в казацкой шапке. – Если ты зевака, то иди зевать в другое место! Видишь, тут народное вече? Мы все должны сейчас быть как один.

Трудно сказать, что именно заставляет даже самых дружелюбных людей на глазах превращаться в стаю бесноватых зомби. Может, всё дело в промывке мозгов, которой занимаются все украинские СМИ? Или причина – в наркотическом опьянении масс? Поговаривают, что после обильной трапезы в майданных столовых у некоторых активистов начинались ломки, а за помощью к киевским психологам и психиатрам уже обратились более пяти тысяч «революционеров». А может, всё дело в ауре центральной украинской площади? От пожилых киевлян я часто слышал одну и ту же фразу: «Майдан Незалежности – проклятое место, его раньше называли Козьим Болотом».

Как бы то ни было, во время революционных бдений мне не раз приходилось видеть, как у людей буквально едет крыша. Вот немолодая женщина-поэтесса рассказывает, что в Арсения Яценюка вселилась душа академика Вернадского, и теперь он совершит на Украине «антропологический переворот». Вот сектанты в костюмах буддийских монахов, ударяя в бубны, молятся за мир, после чего начинают скандировать: «Зека – геть!» 

Но самое поразительное – украинскую «революцию» с самого её начала «окормляли» христианские батюшки, преимущественно грекокатолики из западных областей, а также представители раскольничьей Украинской православной церкви Киевского патриархата. Они пели молитвы со сцены, благословляли боевиков на битву с «Беркутом» и всячески подстрекали к восстанию. В общем, вели себя не как священники, а скорее как политруки в рясах.

– Разве в Библии не говорится, что для Бога нет ни эллина, ни иудея? Откуда такая вера в украинскую исключительность? – спросил я отца Арсения, грекокатолика из Ровенской области. – И разве священники могут призывать к насилию?

– Ты ничего не понимаешь, молодой человек! – встал в надменную позу униат. – Если народ поднялся против «злочинной влады», то священник обязан быть со своим народом. Этого хочет Бог. И он потом простит нам все грехи, потому что мы боремся за правое дело!

«Вместо «Воистину воскресе!» они кричали «Банду геть!»

В том, что насильственная фаза «евромайдана» началась 19 января – в праздник Крещения Господня, – многие православные усмотрели неслучайное совпадение. Именно в этот день боевики «Правого сектора», не желая больше довольствоваться песнями, плясками и пафосными речами политиков, вышли на улицу Грушевского с битами и «коктейлями Молотова», превратили в обугленные скелеты милицейские автобусы и вступили в бой с сотрудниками «Беркута», которые преградили им щитами вход в правительственный квартал. На Украине тогда впервые замаячил призрак гражданской войны.

– Это война против православного христианства и всего Русского мира, – уверен киевский священник Украинской православной церкви Московского патриархата отец Гавриил (имя изменено по просьбе героя). – За грехи наши Господь снял с нас свои покрова, и во многих из нас вселился дух злобы. А враги Христа, сыграв на тщеславии грешных людей и недовольстве коррупцией, решили совершить кровавый ритуал «антикрещения Руси». Недаром же насильственная фаза Майдана началась именно в день Крещения, а сама война разгорелась в Киеве, откуда по русской земле распространилось православие. Шабаш бесов, как в гоголевском «Вие», – вот что сейчас переживает наша несчастная страна!

Уличные бои в центре Киева действительно больше всего походили на… преисподнюю. Жирные клубы чёрного дыма, гигантские языки пламени, азартно пожирающие автомобильные покрышки, и десятки юных демонов в чёрных масках, которые с истошным криком бросаются с битами на милиционеров, а потом несутся назад с истерическим хохотом, – всё это напоминало кадры из голливудских блокбастеров о монстрах, гоблинах и прочей нечисти. И это страшное впечатление только усиливало «звуковое сопровождение» – истошные крики «Слава нации! Смерть ворогам!», разрывы светошумовых гранат и монотонный барабанный бой, создаваемый с помощью ритмичных ударов палками по жестяным бочкам. Что это? Попытка напугать милицию? Стремление подбодрить штурмовиков? Всё это, безусловно, так, но есть и другое объяснение.

– Это же чистой воды сатанизм! – утверждает отец Гавриил. – Монотонная барабанная дробь – типичный атрибут бесовского шабаша. Не верите? Тогда скажу по-научному: эти звуки вгоняют человека в транс, притупляют чувство страха и делают его послушной марионеткой. 

Отец Гавриил знает, о чём говорит: в самый разгар ожесточённого сражения на Грушевского он вместе с другими священниками и монахами вышел на печально известную улицу с иконой, встал между «Беркутом» и «мирными манифестантами» и принялся молиться об умилении злых сердец и даровании мира Украине. Он просто почувствовал, что оставаться в стороне больше нельзя, – в годину смуты любой священник обязан сделать всё от него зависящее, чтобы остановить кровопролитие.

– Конечно, поначалу было страшно, но, когда мы начали молиться, Господь снял весь страх, – вспоминает батюшка. – Рядом свистели резиновые пули, разрывались гранаты, летели бутылки с «коктейлем Молотова», но мы оставались целы и невредимы. Одна из бутылок попала мне в плечо, но, поскольку на рясе лежало много снега, она так и не загорелась. Христос нас сохранил!

– Как на ваш молебен реагировали люди? – спрашиваю я.

– Реагировали по-разному, – рассказывает отец Гавриил. – Некоторые подходили, благодарили, испрашивали благословения и говорили, что хотят молиться вместе с нами. Другие проявляли враждебность и даже угрожали: «Вот свергнем банду – и возьмёмся за вас, московских попов!» Господь через нас пытался явиться пред ними, но демонстранты его не замечали. Когда мы воскликнули «Христос воскресе!», толпа вместо «Воистину воскресе!» крикнула «Банду геть!».

«Блаженны миротворцы, ибо будут наречены Сынами Божиими», – говорил Иисус в Нагорной проповеди. Ставшая знаменитой «молитва на баррикадах», сотворённая православными священниками и монахами, позволила на некоторое время остановить кровопролитие на улице Грушевского. Но полностью прекратить украинскую смуту так и не удалось – уж очень долго зрел прорвавшийся ныне духовный гнойник.

«Мы, священники, не соответствовали идеалам благочестия»

…Сияние золотых куполов на фоне безмятежного синего неба, радостный звон колоколов, доносящееся из храма величественное песнопение… Киево-Печерская лавра даже в эти тревожные дни кажется полной противоположностью Майдана. Вместо нервной суеты от посетителей исходит спокойное достоинство, вместо мрачного недовольства лица здесь излучают внутреннюю красоту, а лучистые глаза прихожан смотрят на мир с радостью и без истеричного блеска. Конечно, и в лавре, и на Майдане попадаются разные персонажи, но в целом сравнение явно не в пользу последнего.

– Жаль, что сюда приходят реже, чем на митинги, – качает головой бывший военный Владимир, уроженец Кронштадта. – Я могу понять наших «майданщиков»: все устали от коррупции, воровства и наглости олигархов. Но разве страна поменяется за три дня? Разве кому-то становилось лучше после революции? Да никому! Насилие порождает новое насилие, а вместо одних жуликов к власти приходят другие. Вот если бы каждый работал честно на своём месте, помогал ближним и духовно возрастал, то и мир вокруг начал бы постепенно преображаться и «наверх» попадали бы совсем другие люди.

– На Майдане кричат: «Хотим в Европу!» – но сами жить по-европейски они не готовы, – вступает в разговор его жена Ирина. – Почему бы им не выйти на субботник, не создать какую-нибудь благотворительную организацию и не перестать давать на лапу? Никто не хочет начинать с себя – всегда легче свергнуть Кучму или Януковича. Но и Европа сегодня уже не та – там легализовали гомосексуализм, теперь очередь может дойти и до педофилии с инцестом. Вам это надо? Мне – нет! Если на то пошло, то сегодня только Россия и защищает европейские ценности, вот с ней и нужно сближаться. А прежде, чем с кем-то сближаться, надо сначала навести порядок у себя дома.

Казалось бы, такие простые и банальные истины, доказанные всем ходом мировой истории. Почему же тогда миллионы украинцев не желают им следовать? Откуда такая страсть к быстрым и насильственным переменам? Неужели ради «европейского выбора» или «национального государства»?

– Нас всех сгубила «колбаса», то есть тяга к земному, – считает отец Гавриил. – Ради «колбасных ценностей» люди забыли о своих духовных истоках. Поэтому идея Святой Руси близка и понятна только моим прихожанам, а все «захожане» хоть и кричат: «Слава Украине!» – мечтают сбежать в Европу. Думаю, что мы, священники, тоже в этом виноваты. Надо было всё это время подавать пример благочестия, смирения и праведной жизни, а мы сами этим идеалам, мягко говоря, не соответствовали.

– И что теперь будет с Украиной? Ваш прогноз?

– Похоже, наступают исповедальные времена. Господь Бог посветил фонариком в нашу греховную тьму, и стало ясно, кто чего стоит. Всех верующих, готовых пострадать за Христа, я приглашаю на Украину. Здесь скоро появятся свои праведники, подвижники, а возможно, и мученики за веру. На православие могут начаться новые гонения.

– Звучит жутковато…

– Но в этом смысл христианства, – улыбается отец Гавриил. – Хотя вообще-то я – неисправимый оптимист. Бог поругаем не бывает, а нынешние испытания Всевышний специально послал нам, чтобы мы духовно прозрели, избавились от иллюзий, раскаялись в грехах и вернулись к своей истинной сути. Раз мы не понимаем по-хорошему, то придётся пройти через суровый «курс лечения». Но ничего, в конце концов мы изгоним бесов и возродим Святую Русь!

 

Что для меня Святая Русь? Это вовсе не конкретное государство, даже такое большое, как Россия. И задача наших земель – не стать частью РФ, а вернуться к идеалам Святой Руси. Мы призваны возродить реальность, в которой в гармонии с собой и миром живёт совершенный человек. Для меня Святая Русь – это новый этап в развитии человечества, путь, по которому рано или поздно пойдёт весь мир.

Запад вот уже не одно столетие живёт иллюзорной надеждой на то, что существует некая социально-экономическая модель, позволяющая людям жить хотя бы в относительной гармонии друг с другом и миром. В этом, на мой взгляд, и заключена фундаментальная ошибка. Совершенная модель человеческого общества невозможна без совершенного человека. Такой человек не нуждается в кем-то придуманных схемах – он сам естественным образом порождает живые, совершенные модели человеческих общностей.

Наверное, то, о чём я сейчас говорю, звучит очень странно. Непривычно для нашего уха, привыкшего к политическим склокам, экономическим проблемам и просто бессмысленным спорам. Мне об этом даже как-то и говорить неудобно. Но если в самом человеке, в его духовном и психофизическом состоянии не произойдёт существенных изменений, мы всё так же будем ходить по кругу безысходности – от одного «колбасного бунта» к другому.

Андрей Ваджра, киевский писатель, публицист, редактор сайта Alternatio.org

Михаил Тюркин, Киев – Петербург. Фото AFP
Курс ЦБ
Курс Доллара США
107.74
1.837 (-1.71%)
Курс Евро
114.31
1.826 (-1.6%)
Погода
Сегодня,
01 декабря
воскресенье
+5
Облачно
02 декабря
понедельник
+3
Облачно
03 декабря
вторник
+3