Город

На ЮНЕСКО надейся, а памятники сам спасай

31 май

 

Уточнение границ «объектов всемирного культурного наследия», которое сегодня проводят международные эксперты, окажет петербургским градозащитникам лишь моральную поддержку

На два дня – вчерашний и сегодняшний – Петербург стал полем битвы между сторонниками сокращения охраняемых ЮНЕСКО территорий города – реформаторами и защитниками этих зон в нынешнем их виде – охранителями. Победит, скорее всего, консервативное крыло, потому что вопрос о границах данной зоны давно уже перешел из сферы культуры в область политики. Хотя и успех реформаторов ничего бы не изменил. Ведь сохранность исторического наследия Петербурга находится вне компетенции и возможностей уважаемой международной организации.

Созванный под эгидой ЮНЕСКО Международный форум экспертов, который должен определить новые границы «объектов всемирного наследия» на территории города и так называемых «буферных зон», окружающих эти памятники, завершит работу сегодня. Окончательное решение о новых границах примет предстоящая 35-я сессия Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО. Скорее всего, никаких принципиальных изменений в карты и перечни объектов образца 1990 года, когда Ленинград и пригороды официально были включены в списки ЮНЕСКО, вноситься не будет, речь идет лишь о технических корректировках. Каковы плюсы и минусы сохранения беспрецедентно огромной «юнесковской» зоны – 26 тысяч гектаров (для сравнения: в Риме под эгидой ЮНЕСКО всего 1,4 тысячи га, в Париже 360 га) – по этому вопросу, несмотря на 20-летнюю дискуссию, согласия так и не достигнуто.

КГИОП (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры), который и является фактическим организатором мероприятия, для пресечения слухов и инсинуаций в свой адрес пошел на беспрецедентные меры открытости и плюрализма. Во-первых, вся работа форума в режиме он-лайн транслируется в интернете. Во-вторых, в состав докладчиков включены идейные противники: например, с одной стороны Анна Овсянникова, главный архитектор проектов «Архитектурной мастерской Н.Ф. Никитина» – сторонник радикального сокращения «зоны наследия», с другой – Александр Марголис, сопредседатель Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) – столь же радикальный «охранитель». Представителей самого КГИОПа можно отнести к центристам.

В чем суть разногласий «реформаторов» и «охранителей»? Реформаторы считают, что объявление объектом всемирного наследия территории от крепости Орешек в истоке Невы и до Ломоносова и кронштадтских фортов – глупость времен перестроечных иллюзий. В 1988 году власти тогда еще единых Ленинграда и области решили показать миру, сколько у нас замечательной архитектуры, и накатали заявку, в которой в качестве памятников были указаны не только известные архитектурные ансамбли, но и берега Невы на всем ее протяжении, все автомагистрали и т. д. А ЮНЕСКО в 1990 году, тоже на волне эйфории от «перестройки и гласности», ее приняла. С того времени формально любую крупную новостройку в этой зоне нужно согласовывать с ЮНЕСКО. А поскольку это невозможно, юнесковский статус становится профанацией, что и объясняет возникновение уродливых новоделов даже в центре Петербурга. По логике реформаторов, размеры охранных зон нужно сделать реальными – тогда и город будет развиваться, а действительно ценные объекты получат действенную защиту, в том числе со стороны международных организаций.

Охранители на это возражают, что ревизия границ – это карт-бланш для хищных инвесторов. И приводят в пример проект «Охта-центра», который был отменен, в том числе и при участии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО.

Прогноз, что победят консерваторы, основан на том, что они пользуются поддержкой большинства населения. Однако все специалисты, независимо от их идеологии, признают, что проблема сохранения архитектурных памятников не связана с тем, входят они в юнесковскую зону или нет. Единственное, что может ЮНЕСКО, – это пригрозить исключением Петербурга из своего списка. А такой «дубиной» по мелочам не машут. На самом же деле защитить ансамбли Петербурга мог бы федеральный закон, который объявил бы их «достопримечательными местами» (согласно закону РФ «Об объектах культурного наследия»). Сейчас за нарушение статуса охранной зоны инвестору грозит только штраф. А вот за нарушение режима «достопримечательного места» светил бы реальный срок.

Инициатива присвоения охранным зонам в Петербурге «достопримечательного» статуса должна исходить из городского парламента или правительства. Но большинство градозащитников почему-то предпочитают уповать на защиту ЮНЕСКО.

 

Владимир Владимиров. Фото Евгения Лучинского
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.26
0.329 (-0.36%)
Курс Евро
99.71
0.565 (-0.57%)
Погода
Сегодня,
28 мартa
четверг
+11
Облачно
29 мартa
пятница
+9
Слабый дождь
30 мартa
суббота
+10
Слабый дождь