Планета

«Наше молоко стало плохим из-за политики»

17 октября

Министр иностранных дел Литовской Республики Линас ЛИНКЯВИЧЮС специально для «НВ» высказал позицию своей страны по вопросу «молочных войн» и пробок на литовско-российской границе

Отношения между Россией и Литвой, которые на протяжении нескольких последних лет трудно назвать добрососедскими, на днях ещё больше осложнились. Во-первых, Россия осуществляет более тщательный и долгий досмотр на калининградском таможенном пункте всех автомобилей с литовскими номерами, что привело к образованию километровых пробок. А через несколько дней – ещё и эмбарго, наложенное Роспотребнадзором на литовские молочные продукты. Геннадий Онищенко заявил: «Литовские молочные продукты могут вернуться на российский рынок, если проблемы будут решены…»

– Мы с вами, господин министр, беседовали в феврале, как раз после вашей первой встречи с главой российского МИДа. Вы тогда сказали, что общение с Сергеем Лавровым дало вам надежду найти с коллегой общий язык. Судя по сегодняшнему положению дел, ожидания не оправдались?

– Ну, язык общения-то у нас с коллегой Лавровым русский. Хотя, если нужно, можем поговорить и по-английски. А встречались мы дважды. Первый раз – в Мюнхене, где договорились о том, что нужно усиливать сотрудничество между нашими странами и по возможности избегать пауз в диалоге как на рабочем, так и на высших уровнях. Ведь, согласитесь, каждая встреча помогает лучше понять другую сторону. А вторая встреча состоялась нынешним летом в Калининграде. И я оцениваю её позитивно. Даже при том, что у нас есть много разногласий во взглядах, и они, скорее всего, сохранятся на долгое время…

– Но ведь наличие разногласий не означает, что Россия и Литва в какой-то момент не смогут вести конструктивный диалог?

– Безусловно! Скажу вам больше: я очень рад, что у нас появились более интенсивные контакты на рабочем уровне. Ещё пару лет назад их не было совсем, мы совершенно не обменивались информацией, замечаниями, предложениями. Теперь же всё это есть. В мае, например, состоялась встреча межправительственной комиссии по торговле, а сейчас мы предлагаем как можно скорее организовать встречу комиссии по транспорту. Помимо этого, между нашими странами налажены крепкие культурные связи.

– Всё это, разумеется, прекрасно. Но я же не случайно спросила, оправдались ли ваши ожидания. Последние события – так называемая «молочная война» и километровые очереди на границе, – боюсь, показывают, что наши страны далеки от взаимопонимания…

– Я бы не стал спешить с такими выводами. Хотя не буду скрывать – последний период показался мне странным. Во всяком случае, мне трудно объяснить происходящее.

– В литовских СМИ появилась информация о том, что советник президента Литвы Антанас Винкус отправился в Москву на переговоры с господином Онищенко. С чем он поехал?

– С сыром, конечно!

– А если серьёзно…

– Хорошо, отвечу серьёзно. Не стану утверждать категорически, но, поскольку нечто подобное уже случалось, к примеру, и с молдавскими винами, и с грузинским «Боржоми», можно предположить, что наше литовское молоко стало плохим продуктом только из-за политики. Понимаете, проблема, на мой взгляд, совсем не в качестве продукта и не в его транспортировке. Такое бывало раньше и наверняка будет в будущем. Но любые международные соглашения предусматривают, что существуют официальные каналы, по которым, в случае возникновения у какой-либо из сторон претензий, партнёрам немедленно отправляется об этом официальная информация. Однако в данном случае ничего подобного не было, и при этом наши легковые автомобили без каких-либо объяснений начали простаивать на границе по 20 часов. Узнав об этом из ваших же российских СМИ, мы направили в Москву ноту, но ответа на неё так и не дождались...

– Господин Линкявичюс, сейчас, говорят, ситуация на границе стабилизировалась?

– Да, но мы до сих пор не получили никакой официальной информации. Так что особого энтузиазма по этому поводу у меня нет – я не знаю, что будет завтра. Жаль, конечно, что это происходит… Бизнесмены, которые строят собственные планы, поняв, что появился риск, начнут искать другие рынки и, я вас уверяю, очень быстро переориентируются. Причём это именно тогда, когда экспорт нашей молочной продукции в Россию вырос на 30 процентов! Как вы считаете, что получится в результате?

– Пострадают потребители?..

– Да. Но главное – в таких ситуациях ослабевает доверие и, следовательно, имидж государства. Сейчас, вы уже наверняка это заметили, ЕС – и Еврокомиссия, и Европарламент – выступил по вопросу блокады литовского молока абсолютно консолидированно. А это не может не сказаться в плане контактов Евросоюза с Россией…

Когда я в первый раз об этом заявил, некоторые даже обиделись: мол, как это? Литва нам угрожает?! Но на самом деле никто никому не угрожает. Просто внешняя торговля, по правилам ЕС, находится в компетенции Еврокомиссии.

– И каких шагов со стороны Литвы нужно теперь ожидать? Вы обратитесь в ВТО?

– Путь обращения во Всемирную торговую организацию очень долгий и непростой. Я уже сказал, что если речь идёт о внешней торговле, Еврокомиссия защищает интересы стран – членов ЕС и решает, нужно ли обращаться в ВТО или можно решить вопрос как-то по-другому. Начинаются обсуждения. Вот сейчас уже ведётся диалог с некоторыми рабочими структурами ВТО. Но всё это – очень сложный процесс, и он может длиться годами.

– То есть литовских сыров нам ещё долго не видать?..

– Россия – наш сосед, и мы хотим жить с соседями в мире, согласии и понимании. Значит, нам нужно начать разговаривать и договариваться. Только общаясь, мы вернёмся в нормальное русло конструктивного диалога. Другого выхода просто нет.

 

комментарий

У Литвы нет юридических оснований для недовольства

Леонид Вардомский, доктор экономических наук, руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН

Главная задача торгово-экономической политики России – максимальная защита российского рынка и поддержка отечественных производителей. Собственно, в этом и состоит одна из основных функций любого нормального государства: оно обязано действовать в интересах собственных промышленников и предпринимателей.

Впрочем, у этой медали есть и другая сторона – нельзя забывать, что Россия является с прошлого года членом Всемирной торговой организации (ВТО) и к тому же исполняет условия Соглашения о партнёрстве и сотрудничестве с ЕС. Несмотря на то, что этот договор давно истёк, Москва продолжает его соблюдать. Если бы мы не были связаны этими обязательствами, то мы, скорее всего, давно закрыли бы целый ряд отраслей и не пускали бы на наш рынок иностранных конкурентов. Ведь в чём мы заинтересованы? В одной простой вещи – чтобы отечественные производители спокойно работали, не разорялись, платили налоги и финансировали социальные проекты. Но поскольку мы связаны по рукам и ногам различными договорами, линию по защите российского рынка приходится проводить избирательно – в отношении нескольких стран, а не всех сразу. В противном случае нас стали бы справедливо обвинять: «Вы занимаетесь протекционизмом! Вы не считаетесь с правилами международной торговли!»

Поскольку мы ограничиваем допуск на российский рынок избирательно, на решения властей нередко влияют те или иные политические события. Но есть ли юридические причины для недовольства со стороны литовской стороны? Я таковых не усматриваю. В России действуют технические регламенты на разные виды продукции, в том числе по молоку и молочным продуктам. Конечно, наши регламенты более жёсткие, чем в ЕС, и, видимо, это сделано специально. Должен же у нас быть рычаг для ограждения собственного рынка и содействия национальному производителю! Разумеется, регламенты могут быстро меняться – так, что иностранные предприятия о них сразу не узнают. Но Россия действует в рамках собственных законов и правил ВТО и ЕС – формально к нашим действиям подкопаться трудно.

Политика – дело такое: каждый использует те средства, которые имеются у него в арсенале. Видимо, наши власти решили с помощью молочного эмбарго призвать Литву к большей сдержанности в отношении своего восточного соседа. Да и как мы можем иначе повлиять на позицию Вильнюса? Жаловаться в Брюссель? Но Россия не является членом ЕС! Обращаться в Вашингтон?.. Поэтому нам самими и приходится разруливать отношения с Литвой, используя те козыри, которыми мы располагаем.

Записала Светлана Белоусова. Фото Владимира Ермолаева
Курс ЦБ
Курс Доллара США
92.01
0.118 (-0.13%)
Курс Евро
98.72
0.011 (0.01%)
Погода
Сегодня,
27 апреля
суббота
+11
Облачно
28 апреля
воскресенье
+13
Слабый дождь
29 апреля
понедельник
+17
Облачно